Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Безнравственные методы борьбы в писательской среде города Кирова

Безнравственные методы борьбы в писательской среде города Кирова

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Безнравственные методы борьбы в писательской среде города Кирова

Не так давно мне попалось в ГАСПИКО дело, которое воочию показывает безнравственные методы борьбы в писательской среде нашего города.

Особенно оно интересно тем, что там подробно рассказывается о том, как так называемый писательский актив «боролся» с талантливым литератором Леонидом Владимировичем Дьяконовым.

Годы Великой Отечественной войны показали, кто чего стоил из писателей нашего города. Тираж выпущенных в те годы книжек Леонида Владимировича превышал 1 миллион. Эти маленькие книжечки зачитывались до дыр и сохранились только в отдельных библиотеках.

Отмечу также, что рекомендации для принятия Леонида Владимировича в члены Союза Писателей СССР написали Евгений Иванович Чарушин и Евгений Львович Шварц, которые в годы войны жили в нашем городе.

 

Из протокола общего собрания сотрудников издательства «Кировская правда» от 17 мая 1937 года:

Присутствует 68 человек.

Повестка дня:

  1. Доклад тов. Алдана о собрании московских писателей (драматургов) и о писательской и журналистской этике.
  2. Разное.

Президиум собрания: Перовский, Макаров, Ложкина.

 

  1. Слушали: Тов. Алдан доложил о собрании московских писателей (драматургов), о вскрытии в среде литературных работников врагов народа (Бруно Ясенского, Киршона, Афиногенова и других) – последователей троцкиста Авербаха. Заканчивая свой доклад, тов. Алдан останавливается на вопросах соблюдения этики со стороны наших журналистов. Говорит о безобразном поведении в последнее время журналиста-поэта С. Уланова. Зачитывая отрывки из стихов Уланова, он говорит о фальши, так как слова его не сочетаются с его личным поведением и чувствами. Это можно назвать двурушничеством чувств. Говоря о поэте-журналисте Дьяконове, тов. Алдан говорит, что его горячие, революционные слова также расходятся с делом. Он считает себя непогрешимым, не терпит никаких указаний. Чванство и бахвальство его – неимоверные. Непонятна и внушает опасения его связь до настоящего времени с писательницей Ольгой Бергольц – авербаховским приспешником в Ленинграде. Эта дружба уже длится около десятка лет. Далее тов. Алдан говорил о распущенности слова, о наличии в среде работников издательства «богемщины», что нужно искоренить в первую очередь, о необходимости соблюдения правил социалистического общежития. На вопрос, каковы его отношения с писателем Шуховым, тов. Алдан ответил, что Шухов в течение 10 лет был его другом и о проступках его он узнал только из газеты «Комсомольская правда».
  2. Фельдман Лев Николаевич. Журналистская этика это значит большевистская этика. У нас в этом отношении неотрадная картина. Мы говорим о непримиримости к врагам, а Ипполитов, посбник врагов, до сих пор живет в редакционном доме. Считаю, что Васенев долгое время после разоблачения имел связь с Ипполитовым. Тов. Сергеева, член местного комитета, часто меняет домработниц, которым приходится работать без выходных и которых она так плохо кормит, что те голодают. Плоха связь журналистов с массами. Васенев, например, далек от жизни.
  3. Кропачев говорит о врагах народа, просачивающихся в среду литературных и газетных работников, которые были в нашей среде. Надо повысить бдительность в несколько раз. Неблагополучно у нас и с этикой. Далее тов. Кропачев останавливается на системе оплаты существующей в редакции, говорит о высоких гонорарах и общих заработках некоторых работников. Это до некоторой степени вредно влияет на молодых работников. Много у нас зазнайства и нездоровых явлений.
  4. Макаров. Тема сегодняшней повестки дня серьезная. Надо дать политическую оценку сегодняшнему докладу. Враги пробрались в литературу и печать – самое острое оружие советской власти. Мы должны повысить свою бдительность, которой у нас в достаточной степени еще нет. Журналист-поэт Уланов напоминает дореволюционного единоличного крестьянского парня – «зимогора». Его интересы – дольше денег, больше форсу. Средства, получаемые в редакции, позволяют ему это делать. По-моему в стихах Уланова, которые зачитывал сегодня Алдан, звучат мысли и чувства человека потерявшего вкус к жизни, отрицание желания повышать свои знания.
  5. Бехтерев. Когда читаешь в газетах о врагах народа (Киршоне, Бруно Ясенском), то становится обидно, что они жили и писали у нас в советской стране, когда самое подходящее место для них – капиталистические фашистские страны. Из этого мы должны извлечь уроки. Надо обратить внимание на поведение Уланова, Васенева и Дьяконова (в отношении его дружбы с Бергольц).
  6. Вахнин. Авербаховщина в литературе показывает нам, что враг использует всяческие возможности для своей подрывной работы. Моя ошибка в том, что я не распознал и не разоблачил врага в лице Якимовой, которая много писала и выдавала себя за члена облисполкома.
  7. Хлебников. Мы выражаем протест против гнусных поступков авербаховцев. Уланов типичный двурушник. Его речи, стихи, передовые – это не искренние его слова и чувства. На словах одно, а поступки говорят за другое.
  8. Радаева. Мы ни на минуту не должны забывать, что находимся в капиталистическом окружении. Местный комитет плохо распределяет профсоюзные нагрузки. Почему местный комитет не может организовать при издательстве литературный кружок, поручив это дело тов. Алдану и Васеневу?
  9. Уланов. Критику мою признаю правильной, но двурушником никогда не был.
  10. Васенев. О Шухове. Как может он написать что-либо ценное, когда он морально опустошен. А опустошение – это самое пагубное в работе писателя и журналиста. У меня в последнее время сложилась очень неблагоприятная обстановка. На каждом собрании раздаются слова, что мол состояние Васенева внушает опасение и тревогу. Это, конечно, страшно нервирует.
  11. Карнаушенко. Наша вина в том, что мы не разоблачили самозванку Якимову.

(ГАСПИКО, ф. Р-6777, оп.3, д.159а, л.195-198).

 

Из письма секретаря редакции «Кировской правды» Н. Хлебникова в адрес начальника управления НКВД по Кировской области Аустрина от 22 мая 1937 года:

«Бывший работник «Кировской правды» Леонид Владимирович Дьяконов много лет был связан дружбой с Ольгой Бергольц, с разоблаченной троцкисткой-авербаховкой.

Последний раз Дьяконов был на квартире у Бергольц во второй декаде мая 1937 года.

Дьяконов не мог не знать о троцкистской деятельности Бергольц, но и раньше и теперь не желает рассказывать об этой деятельности.

В 1934 году в журнале «Звезда» (№№4 и5) была опубликована  контрреволюционная повесть «Журналисты». В этой повести главным персонажем выведен Дьяконов под псевдонимом «Банко».

Дьяконов еще до выхода в свет этой повести своим приятелям (Мильчаков – работник библиотеки им. Герцена) сообщал, что Бергольц пишет повесть, в которой он, Дьяконов, будет главным действующим лицом и в этой повести цитируются стихи Дьяконова.

В 1934 году Дьяконов нигде не выступал против этой контрреволюционной повести и против того, что в этой повести он изображен двурушником.

Дьяконов до последнего времени состоял в группе сочувствующих ВКП(б). На заседании парткома 20 мая и на общем собрании 21 мая Дьяконов на прямо поставленные перед ним вопросы не отвечал, был неискренним, ничего не говорил о том, в чем заключалась его связь с Бергольц и на какой основе он с ней дружил. Также он умалчивает о переписке с Бергольц.

В мае Дьяконов был командирован в Москву и Ленинград.Уже находясь в командировке, он узнал из газет о разоблачении Бергольц. В Москву он не поехал, а из Ленинграда возвратился в Киров досрочно. Во время пребывания в Ленинграде был на квартире у Бергольц.

Здесь в Кирове Дьяконов связан дружбой с Мильчаковым (работником библиотеки им. Герцена), Франчески (работником лаборатории хромового завода) и со всей семьей Франчески. Сам Франчески – меньшевик. Также связан с Филимоновым (агрономом лесхимсоюза) и с Сениловым (работником лаборатории хромового завода).

Жена Дьяконова – Пленкина – студентка Ленинградского коммунистического  института журналистики. Она тоже связана с Бергольц. Брат Пленкиной за контрреволюционную деятельность в Красной Армии заключен в тюрьму».

(ГАСПИКО, ф. Р-6777, оп.3, д.159а, л.243).

 

Из справки ответственного редактора «Кировской правды» Акмина, напрвленной в адрес секретаря Кировского обкома ВКП(б) Родина:

  1. Бергер – цинкограф. Принят на работу 1 августа 1935 года. Уволен 9 ноября 1936 года в связи с арестом.
  2. Дудин А.А., выпускающий. Принят на работу 3 февраля 1935 года. Уволен 16 ноября 1936 года в связи с арестом.
  3. Ушахин А.М., заместитель заведующего партийным отделом, заведующий советским отделом, затем заведующий промышленно-транспортным отделом. Принят на работу 15 февраля 1935 года. Уволен 20 января 1937 года в связи с арестом.
  4. Сосин М.Г., литературный работник. Принят на работу 14 января 1935 года. Уволен 13 августа 1936 года ввиду разоблачения его связей с троцкистами.
  5. Ипполитов Д.А., корреспондент «Кировской правды» в Сарапуле, заместитель заведующего отделом краевой информации, заведующий этим же отделом. Прият на работу 22 марта 1935 года. Уволен 2 марта 1937 года и исключен из партии как пособник врагов народа.
  6. Альчиков, литературный работник. Принят на работу 20 марта 1935 года. Уволен 4 сентября 1935 года. Исключен из партии при проверке партийных документов как классово-чуждый элемент 25 января 1936 года.
  7. Дьяконов Леонид Владимирович, заведующий отделом. Принят на работу 3 января 1933 года. Уволен 21 мая 1937 года ввиду разоблачения его связей с авербаховцами.
  8. Быков, инструктор отдела писем. Принят на работу 19 февраля 1937 года. Уволен 26 июля 1937 года ввиду разоблачения его связей с бандитской шайкой. Эти связи относятся к 1934 году.
  9. Борзенко В.И., радистка. Принята на работу 25 ноября 1934 года. Уволена 18 февраля 1937 года ввиду разоблачения ее связей с троцкистом Першаковым.

(ГАСПИКО, ф. Р-6777, оп.3, д.159а, л.63).

 

То же самое происходило и в среде художников и работников музеев.

 

Из секретного письма ответственного редактора «Кировской правды» Карнаушенко в адрес начальника управления НКВД по Кировской области В.И. Юревича (без даты):

«В редакцию газеты «Кировская правда» обратилась с письмом группа художников города Кирова. Они сообщили о крайне неблагополучном положении в областном музее им. Горького.

Редакция провела специальное совещание с художниками его подписавшими. В результате оживленного обмена мнениями было выявлено, что во главе музея находятся чуждые нам люди.

Выступивший на совещании сторож Лопатин заявил: «Вот еще что о Боголюбове скажу. 1 августа в антивоенный день собрались на площадь. Собрались колонны у театра и пошли. Идет машстройзавод и другие рабочие, а он говорит: «Навоз пошел». А директор (Олынь – жена репрессированного врага народа, ныне в музее не работающая) ему сказала: «Что ты, разве можно так говорить».

Редакция поручила группе товарищей из числа сотрудников редакции и художников заняться дополнительной проверкой фактов, изложенных в письме, также тех, о которых говорилось на совещании.

Результатом проверки явилось письмо, окончательно отредактированное, которое мы публикуем в нашей газете. В него вошел ряд новых фактов, обнаруженных при посещении нашими товарищами музея и дополнительного ознакомления с его фондами и постановкой работы.

Следует отметить, что чрезвычайно много интересных фактов не использованных в письме сообщил художник Деньшин, также принимавший участие в проверке работы музея.

Художник Деньшин сообщил, что ему хорошо известны как бывшая вятская купчиха-миллионерша Клабукова (правильно, Клобукова – А.Р.), так и ее близкая знакомая, работающая в музее, Москалец.

Клабукова, проживающая в последние годы в Москве, якобы в августе месяце прошлого года была репрессирована. Она была связана с конструктором самолетов Туполевым и неким сотрудником НКВД Лурье. Сын Клабуковой работает инженером на одном из оборонных заводов.

Кроме того, Деньшин сообщил, что скрывшаяся после Октябрьской революции из Вятки Клабукова приезжала в Вятку обратно в годы гражданской войны с охранной грамотой, подписанной женой Троцкого.

В Москве у Клабуковой, как у скульптора, была своя мастерская. Во время одного из приездов в Москву, Деньшин заходил к Клабуковой и видел у нее экспонаты, ранее хранившиеся в Кировском музее. Он выразил уверенность, что эти экспонаты передала Клабуковой из музея Москалец.

О том, что Клабукова репрессирована Деньшин говорил Москалец и Боголюбову, но больше года (до декабря 1938 года) бюст Клабуковой и ее личные скульптурные произведения экспонировались музеем.

Выступавший на совещании в редакции двоюродный брат известного вятского художника Рязанцева заявил, что художественное наследство Хохрякова, после его смерти, было, вопреки законам, отобрано в музей Боголюбовым и Москалец. Высказывается сильное подозрение, что часть произведений Хохрякова разворовано. Во всяком случае при проверке в музее никаких документов , свидетельствующих о том, что Хохряков передал свои произведения не оказалось».

(ГАСПИКО, ф. Р-6777, оп.3, д.159а, л.284-286).

 

Полная версия:

 

http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/lichnosti/153416-beznravstvennyie-metodyi-borbyi-v-pisatelskoy-srede-goroda-kirova 

 

Александр Рашковский, краевед, 15 августа 2016 года

 

 

 

Материалы по теме
Мнение
16 апреля
Михаил Красулин
Михаил Красулин
От Бога ли они?
Мнение
11 августа
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Критическая ситуация на фронте сразу создает пригожинские вайбы
Комментарии (11)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Валерий Рылов
15 авг 2016 12:25

Александр, то что Вы делаете - бесценно. Через 20 лет после этих событий Леонид Дьяконов напишет своего "Оленя", и через 80 лет никто и не вспомнит этих крыс, которые пытались его сожрать.
Побольше бы таких очерков, чтобы люди видели за что надо судить Коммунистическую партию и приравнять большевистскую идеологию к фашистской и навсегда запретить обе.

Евгений Юшков
15 авг 2016 15:54

Александр Львович, раз уж т. Рылов высказался pro, я вынужден писать kontra... Два таких присяжных поверенных при Вашем гордом и звонком имени. Да, с точки зрения мировой революции и не менее достойной и заслуженной контрреволюции, - Ваши архивные разыскания более чем достойны внимания.
Они ещё и злободневны. Взбалмошная Ирина Яровая, отнюдь не каторжная социалистка-революционерка Фанни Каплан... Нынешние справедливороссы не наследники народовольцев и эсеров, но Евно Азефы есть в любой нынешней партии... И как им не быть в правящей? Каждый внутри себя прав и жаль, что любая кухарка - ещё не способна управлять государством...

Писатель Юрий Панченко
15 авг 2016 17:56

Жуткий клоповник. Не одного А.Фадеева уничтожило партийное руководство литературой.
Последние слова Л.Дьяконова, на собрании в августе 1991 года: - Меня не печатают много лет...

Писатель Юрий Панченко
15 авг 2016 18:19

Последним управляющим писателями был Ю.Г.Карачаров, секретарь обкома КПСС. Прошёл Афганистан, думающий человек. По требованию Бакатина вызывал меня на «рабочие» беседы, воспитывать "в духе партустановок".
Говорили о птичках, о переназвании улицы Карла Либкнехта русским словом.
После запрета КПСС случайно встретились на улице. «Спасибо, Юрий Григорьевич, что не могли помочь, но и плохого не делали». «Все ругают нас, а вы благодарите. Как так?» «Вы правильно меня понимали, а я – вас».

Альбина
16 авг 2016 12:42

Ну как тут не вспомнить малоизвестное, но такое красочное высказывание В.И. Ульянова (Ленина) : " Интеллигенция -это не мозг, а г...но нации". Возьмите ЛЮБОЙ исторический период -всегда вариации на одну и ту же тему. Доносы, подставы, интриги... При этом жестокость, никак не сообразующаяся с имеющимся (вроде бы) уровнем образования . Если уважаемый г-н Рашковский задумает "копнуть" историю нашего пединститута (не ту, парадную, которую издавали-переиздавали сообразно каждому правящему ректору), а истинную: с доносами, тюрьмами, травлей, расстрелами -получится такой романище... Кто-то бы талантливый занялся, пока ещё живы очевидцы -а их всё меньше и меньше.

Писатель Юрий Панченко
16 авг 2016 16:18

Альбина, забудьте психозное ленинское высказывание. Народ сам прекрасно чувствует интеллигента. А интеллигент - высшее развитие культуры, поведения, образования и разума - одновременно.
Кстати, беда нынешней Вятки и в том, что слой интеллигенции сделался неимоверно тонок, а его никакими указами не создать.

Валерий Рылов
16 авг 2016 18:42

Да, действительно, Альбина, в наше время некрасиво цитировать этого рыжего политического. У Гиммлера, тоже много об этом сказано, но пусть черти постоят в стороне, без них разберемся.

Альбина.
16 авг 2016 19:17

Уважаемый Юрий! А часто ли вам случалось видеть это самое " высшее развитие " ? В Вятке ли, в Москве, Ленинграде? Где всё оно??? Да и было ли... Может быть это некая условная придумка, некий отличительный признак от "навоза" (см. статью выше). А может, идеал, который в природе в чистом виде и не встречается вовсе? Ведь кого ни копни : тот же пресловутый Деньшин, человек талантливейший, подвижник, очень много сделавший для сохранения главного вятского бренда -дымковской игрушки, оказывается, не гнушался доносами. Так что и хотелось бы забыть, да не получается!

Писатель Юрий Панченко
16 авг 2016 21:00

Да, уважаемая Альбина, и видел замечательных людей высшего развития, и вижу. Представьте, я дружил с профессором, дружившим с художником Рерихом. Или с профессором пединститута, великолепным специалистом по русскому языку, писавшим рецензии на учебники для МГУ. Или дружу с композиторами, певцами, философами, писателями, армейскими замечательными офицерами, любящими читать книги. Не нервничайте, зачем отвергать всех разом? Я не знаю, кто такой Деньшин, что такое брэнд. Язык нравится только русский. А сохранять на Вятке надо не игрушки, а народ, развивая его в сторону культуры, в сторону интеллигентности.

Альбина
17 авг 2016 03:20

Да не о том я печалюсь... Да и не отвергаю никого (Боже упаси!) Просто зачастую не стыкуется высочайшая степень образования, знаний, да и ТАЛАНТА ,. с простой человеческой порядочностью, с правилом поступать по совести, чего бы это не стоило. Термин "КУЛЬТУРА" как-то отъехал в сторону рафинированного знания, откололся от обыденных человеческих отношений. В том и есть моя печаль.

татьяна
18 авг 2016 12:57

как созваниться я знаю много о монахинях кирова

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКировская областьКультура