Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Культовые камни марийцев - 3

Культовые камни марийцев - 3

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В статье Д. А. Байдимирова "Отражение культа воды в повседневной сфере народа мари" ("Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств", 2013, вып. 1) встретил упоминание ещё одного камня, который тоже можно отнести к культовым:

"Нами замечена удивительная особенность кладбища Новокульчубаево Бирского района Республики Башкортостан, каких нет в других местах компактного проживания восточных мари: надмогильная земля обнесена досками в виде лодки. Полного ответа на наш вопрос, «Для чего устанавливаются такие конструкции на могилах?», мы не получили. У нас появилось своё предположение: первые переселенцы, приплывшие на эти территории по реке Белой (Ош Виче), своих умерших отправляли по воде на лодках или же сами могилы устанавливали в форме лодки. (...) Обычай укладывать покойников в лодки может объясняться и туманными воспоминаниями о миграции предков. В пятистах метрах на запад от этого кладбища, рядом со старицей реки Белой на склоне горы, находится уникальный памятник «камень Тамга Кÿй», с родовыми знаками первых переселенцев. Возможно, с этого места наши предки и отправляли своих умерших сородичей в последний путь".

Любопытно было бы взглянуть на фото этого камня.

Предыдущие публикации о культовых камнях марийцев:

Культовые камни марийцев
Шудугушский камень
Астраханский белый камень
Камень в в селе Сумки Горномарийского р-на, РМЭ

Культовые камни марийцев - 2
Гора Чумбылат
Полтыш
Султан Керемет
Чоткар
Акпарс
Онар

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
7 ноября
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Власти продолжают бить по иноагентам. Теперь рублем
Мнение
22 сентября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Дима Марков стал неотъемлемой частью большой русской мировой культуры
Комментарии (47)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Вен
5 авг 2016 17:41

В Нижегородской области тоже нашли культовые камни марийцев. Назвали местным Стоунхенджем. Хочу обратить внимание Ситникова на строки: "...надмогильная земля обнесена досками в виде лодки..." Есть научная статья, где утверждается, что марийцы раньше покойников хоронили под перевернутыми лодками. Вот это уже интересно должно быть. Ведь, на мой взгляд, подобные обычаи в обычае морских или озерных жителей

7 авг 2016 18:53

Вену, "В Нижегородской области тоже нашли культовые камни марийцев. Назвали местным Стоунхенджем". Как там дело с марийским Стоунхенджем? Продвигается?

Вен
7 авг 2016 19:43

Я не занимаюсь камнями марийцев. И Стоунхенджы не изучаю. Если у Вас есть какие-то вопросы, то пжл обращайтесь вот к этому товарищу: http://kisitnikov.livejournal.com/89862.html Он все объяснит

8 авг 2016 20:43

Просто странно, новость от 2013 года, а больше никаких известий. Ни статьи научной, ни диссертации. И так, к сожалению, с каждой сенсацией. Как, например, с письмом мальчика Х века на марийском.

гость
5 авг 2016 18:45

«Русские летописцы упоминают несколько старинных городов, основанных Черемисами и Мордвою.
Так Бряхимов (которого не должно смешивать с городом Болгарами) еще в 1164 году был славным и большим городом. Он находился в верховьях Камы и разрушен прежде 1220 — года. Другой город был Тухчин, лежавший по описанию Нестора на левой стороне Волги, прочие же небольшие города, коих имена сохранены историею, были Челмата, Сабакула Ашли, Жукотин и Керменчук, попадающиеся ещё в 1396 году. Имя города Болгары встречается в Русских летописях, впервые около 1367 года и с 1396 - .более не попадается» К. Фукс (Краткая история города Казани. 1817).

гость
5 авг 2016 18:46

С. Герберштейн (I половина XVI века) в своих «Записках о Московии» указывает, что черемисы «весьма опытные лучники, причем лука никогда не выпускают из рук; они находят в нем такое удовольствие, что даже не дают есть сыновьям, если те предварительно не пронзят стрелой намеченную цель» [6, 164].

гость
5 авг 2016 18:47

Купили тут бульварное чтиво от министра культуры Мединского -мифы о россии - россия "тюрьма народов" нашёл два заблуждения по черемисам . Первое - автор описывает якобы где-то встречавшееся ему описание присяги шаманистов сибири - просто списав случай описанный Куприным - принятие присяги черемисами язычниками в армии и разумеется у Куприна там нет никаких шаманов , да и.принятие присяги и рассказ об этом черемиса Гайнана описан комично ... Мединский же на этом ЛИТЕРАТУРНОМ примере пытается показать толерантность царской власти. Ещё у него есть упоминание о защите языческих молельных рощ царской властью . Но он почему-то скромно умолчал об уничтожении этой же властью древнейшей святыни черемис - камня Чумбылата и ссылках в.Сибирь лидеров марийского язычества. Вот такой вот "правдоруб" протирает штаны в.министерском кресле ..

гость
5 авг 2016 18:48

В стихе отразил почти все известные этимологии нашего имени у соседей . Кузнецов и Гордеев выдвигали идею , что чувашское СЯРМЫС это искажённоё тюркским языком слово сармат , в свою очередь ЧЕРИ это с тюркских языков воин (Яни-чери - новое войско на турецком) черкесов тоже порой выводят из тюрского - чери (воинственный) , ну и окончание МИС это просто человек на финском .
Показать полностью…
Станислав Ельцов

гость
5 авг 2016 18:48

Роза Баширова
Раскулачивание марийцев в то время было просто наглым ограблением и истреблением.Марийский народ жил до революции большими семьями.Если в сарае было 10 лошадей ,то в семье жили 7,8 сыновей со своими семьями,получается,забирали последнее заработанное трудом и потом.

гость
5 авг 2016 18:49

Станислав Ельцов
Как известно в марийском языке много иранизмов (в наследство от племён населявших степь до прихода тюрок - сарматов и скифов) . Историк Абаев утверждал что по-скифски длинный меч будет называться - КАРТА , в марийском языке меч это - КЕРДЕ , а в венгерском - КАРД .
Мне нравится2Показать список оценивших19 авг 2015
Роза Баширова
Роза Баширова
После подавления восстания Емельяна Пугачева,где активно участвовал марийский народ,было запрещено ковать и иметь железные орудия и утвари до начала 19 века

гость
5 авг 2016 18:50

Станислав Ельцов ответил Сыну
Сын, если коротко то вот из википедии - Мамич-Бердей (? — около 1556, Москва) — герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552—1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Русскому государству, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель.
4 июн 2015
Станислав Ельцов
Станислав Ельцов ответил Алексею
Алексей, для тебя мудак а для марийского народа Герой которому блогодарные потомки памятники на своей земле водружают (народные памятники а не поставленные чужой властью) . заставил считаться с собой Ивашку Грозного (твоего кумира вероятно) . Только вот для народа после таких слов ведь и ты мудак . Вон как трусливо за плакатиком спрятался направленным на помощь посторонним людям . Думаю если бы марийцы задумались о своей свободе ты бы с таким плакатиком не фоткался (скорее с противоположным) . вероятно и Полтыш в честь которого марийский народ создал праздни - День национального героя для тебя тоже мудак , ведь какой ужас он посмел сопротивляться завоеванию Москвы ...
Мне нравится4Показать список оценивших19 июл 2015
Станислав Ельцов
Станислав Ельцов
именно благодаря Мамичу марийцы сейчас ещё живут как народ (а не превратились в среднестатистических россиян) и имеют полное право гордиться своей историей . Бахтин описывая эти события в последнем своём труде говорит - "Этот союз (созданный Мамич-Бердеем на Луговой стороне) стал высшей САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ формой государственности марийского народа ".
Мне нравится3Показать список оценивших19 июл 2015

гость
5 авг 2016 18:54

Кузнечное и ювелирное дело являлись основными видами ремесла у древних марийцев. В IX-XI вв. кузнецы-ювелиры знали литье, ковку и изготовление проволоки. Широко практиковалась у марийцев и чеканка изделий, распространена была позолота серебрянных и медных предметов. Материалом для украшений служили медь, серебро и их различные сплавы. Особенно почиталось марийцами серебро. Среди различных технических приемов марийских ювелиров на первом месте стояло литье.

( Г.А. Архипов. "Марийцы IX-XI вв. (к вопросу о происхождении народа)". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук).

гость
5 авг 2016 18:54

В продолжении темы о марийских князьях , вот описание человека который водил в бой отважных черемисов на Украине (хоть и не марийца конечно) .
Бернард Претвич (ок. 1500—1562) — военный и государственный деятель Речи Посполитой, ротмистр поточной обороны, староста улянувский, барский (1540—1552) и теребовольский (1552—1561).

гость
5 авг 2016 18:55

Станислав Ельцов
В Хронике Литовской и Жмойт-
ской под 1538 г. упоминалось, что барский староста Бернард Пре-
твич вместе с черемисами совершил удачный поход на Перекоп. Ма-
цей Стрыйковский и Александр Гванини датируют этот поход
1541 г. Марцин Бельский под 1539 г. сообщал о том, что у крымцев
появился новый царь Саитгигей (Сахиб-Гирей). Хронист относил
вторжение татар в Русь к 1541 г. Так же датирует эти события Алек-
сандр Гванини. Он сообщал, что крымцы воевали около Винницы и
других городов Подолья. Сообщалось, что в ответ на это Бернард
Претвич совершил набег. Марцин Бельский указывает, что поляки
дошли до Очакова. Мацей Стрыйковский говорит о походе на Пере-
коп. Александр Гванини говорил о походе на Очаков. Ни о каком
походе Сахиб-Гирея польские и литовские хронисты не знали. В
противовес им Хурреми Челеби сообщал, что Сахиб-Гирей втоптал в
грязь государства русских и поляков. Халим-Гирей же обходил этот
вопрос стороной. Кстати, Семен Бельский в то время, когда находил-
ся при Сахиб-Гирее, по данным посольского документа отговорил
хана от похода на Литву, но зато был среди татар во время похода на
Русское государство. При этом актовые документы Великого Княже-
ства Литовского сообщали о маневрах Сахиб-Гирея вдоль границ.
Этими маневрами он выторговал для себя поминки в 15 тыс. золотых
флоринов. Как мы можем убедиться, одна из сторон лжет. При этом
поляки и литовцы в своих хрониках не скрывали неудачных для них
исходов битв, крымско-татарские историки старались их не вспоми-
нать. В 1539 г. татарские отряды из Буджака и Очакова совершили
набег на Подолье. Под Бериндой несколько тысяч татар были на-
стигнуты отрядом Бернарда Претвича и разгромлены.

http://shron.chtyvo.org.ua/Pylypchuk_Yaroslav/Otnoshe..
17 апр 2015

гость
5 авг 2016 19:05

✼✼✼ Марийский историк ✼✼✼
21 фев 2015
Действия
Не знать истории — значит всегда быть ребенком.

Цицерон

гость
5 авг 2016 19:12

АКПАТЫР
Создано: 25.12.2010 11:04 | Дата публикации | Просмотров: 13748


АКПАТЫР(Акпатыр-чочой) (д.Кетек –Мучаш, 16-й век, ныне Малмыжский район Кировская область)

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.

Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр ( «белый богатырь»).

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру (скульптор С.ЯНДУБАЕВ). С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

О нём: «Полтыш - князь черемисский. Малмыжский край». / Сост. В. Н. Козлов, Йошар-Ола, 2003.

гость
5 авг 2016 19:14

Чумбылат

ЧумбылатЧУМБЫЛАТ (Чумбылат) о.м., Курык кугыза (Старик горы), Порлендыр, тор. сер. м., Кÿвар кугыза (Старик моста, больной), Курык кугу еҥ (Большой Горный человек), Курык Юмо (Бог Горы) - почитаемый бог среди марийцев, приверженцев ”ÿлыл вера” (вера, почитающая земных божеств).(Смирнов, 1889, 136; Васильев, 1927, 23-25).

Чумбылат - князь-воин, который в конце XI века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города. Чумбылата также считали северным марийским царем. При нем сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения. Такими они оставались на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения дополнялся исполнением исторических баллад наиболее известными и уважаемыми гуслярами, их воздействие на слушателей было огромным. Как показывают фольклорные произведения, Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли, традиционной веры десятки тысяч ратников, не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал помогать ему и после своей смерти. По религиозным представлениям мари, души умерших могут оказывать воздействие на людские дела. На основе веры в загробную жизнь в древности зародился культ вождей, князей, воинов. Он имел большое значение. Еще в ХIХ - начале ХХ вв. совершались жертв¬оприношения на могилах легендарных воинов-героев и богатырей. Марийцы глубоко почитали таких родоплеменных богатырей, как Акпатыр, Кукарка кугыза (Немде кугыза, Курык кугу еҥ), Чумбылат.

Об этих богатырях сложили многочисленные легенды и предания. В легенде ”Живой камень”, записанный Н. Телешовым, рссказы¬вается, как однажды марийцы, окруженные врагами, обратились к умершему богатырю Чумбылату. Он услышал просьбу и поднялся из могилы, которая находилась на каменной горе. Как и прежде на своем белом коне, в железных доспехах, с щитом и копьем - в одной руке и с огромным мечом - в другой, Чумбылат бросается на врагов. В этой борьбе, он побеждает и возвращается обратно в могилу.(Телешов, 1953, 20).

Существуют и другие варианты легенды, например: Курык кугу еҥ ”Горный Великий человек” проживал на Кукарской горе. Если кто-либо заболевал от его рук, то ему нужно было жертвовать жеребят, гусей или утку (НРФ МарНИИ, Оп.№101, 109-110); ”Горный дед” или ”Горный человек” жил по ”Черной Вятке” (реке Вятке) близ устья реки Пижмы. Он был докладчиком и пророком от человека к Богу. Он научил марийцев как жить, дал название неделям и дням, научил считать. Теперь по представлению народа ”Горный Большой человек” – есть дух и добрый человек (НРФМарНИИ, Оп.1;№301,106-107); ”В слободе Кукарева проживал Курык кугу еҥ. Его дворец находился на жерновой горе. Он был очень богат, давал свои деньги взаймы купцам. Кто не отдавал денег в срок, того Курык кугу еҥ замучивал ”духовной силой”. Курык кугу еҥ почитают марийцы малмыжские, яранские, кильмезьские, уржумские и марийской республики”(НРФ МарНИИ, Оп. 1, №301,100-101).

Моления на горе ЧумбылатМарийцы считают, что лучше всего обращаться к душам предков на местах их погребения: молитва будет услышана. Не случайно к могилам древнемарийских князей-картов устремляются тысячи страждущих, прося защиты, силы у Чумбылата и Болдуша. После смерти Чумбылата минуло почти 900 лет, но до сих пор в начале лета вереницы людей, машин, идут и идут к каменной горе возле глухой реки Немда, где в глубине скалы похоронен древний князь. Паломники приносят на могилу дары (шерстяные вещи, одежду, день¬ги, птицу), зажигают свечи, и каждый просит всесильного владыку о помощи.(Яналов, 1991,52).

Чумбылат повсеместно известен черемисам, но чаще всего под именем Курык кугыза, Кугу еҥ, Курык ÿмбал Керемет, Кугурак, ”Курык кугыза был племенным богом, который являлся посредником между низшими и высшими божествами, попечителем и хранителем марийского народа, охраняющим их от заболеваний”(Ярыгин,1978,78). Они свидетельствуют, что Курык кугу еҥ почитаем и русскими: Курык кугу еҥ жил возле Кукарской горы. Курык кугу еҥ почитали не только марийцы, но и русские, называвшие его Иваном-воином, приносили ему в жертву лошадей. По другой версии он не бог, а только полубог, т.к. на собрание святых у главного бога он щеголял в своем прекрасном наряде перед другими святыми и за это он получил только полубожественные свойства. В некоторых рассказах он предстает как Горный человек, как простой дух. Больных людей он вылечивал. Во время моления ему давали в жертву гусей, уток, а его жене Пиампару - быка, рубашку, платки. И.Н. Смирнов(1889, 136) при описании языческих молельных рощ горных марийцев отмечал, что они делают жертвоприношение сыну большого бога, двоюродному брату большого бога Кугурак и большому богу. Курык кугыза был предводителем, князем племенного союза марийцев в борьбе против Казанского ханства. Кугураку была предназначена в жертву лошади любого возраста и любой масти”.

Курык кугу еҥ защищал интересы своего народа, веру предков: в другой версии рассказа Чумбылат предстает как ”Кукарка был у Вятских мари пророком. Он жил на горе Кукарке. А дом у него был в земле. У входа стояли вооруженные сторожа и он не давал русским строить церкви. А разрешение на постройки церкви он давал тогда, когда русские стали молиться и пообещали большой калым. Марийский народ после смерти его поклонялся горному старику, приносил ему в жертву жеребят, быков, баранов. А в честь его имени во всех деревнях отводили рощи для моления. Кукарку марийский народ стал почитать как горного старика, а его жену - как Пиамп¬ара” (НРФ МарНИИ, Оп.1,№301,с.102-103).

Народ всегда хранил эту святость, помнил своего вождя, хотя в 1830 году и взорвали его могилу на каменной горе на Немде. Жителей ближних сел прогнали подальше от могилы марийского князя, но народ не забыл его. Люди тайными тропами пробирались к святой горе, просили божество содействовать в их жизни. Марийский народ чтит память и проводит всемарийские моления на святом месте, где похоронен Чумбылат. В те времена, когда ритуалы жертвоприношения были под запретом, эти обряды проводились подпольно.

Лидия Тойдыбекова-Мустонен

гость
6 авг 2016 00:24

прод.овец

гость-гостью
6 авг 2016 17:35

Не стыдно писать от чужого лица.

гость
18 авг 2016 15:22

тебе Руш сесна молчать бы лучше

ВладимВладимыч
6 авг 2016 04:51

В комментах ситников сам с собой уже разговаривает...
OMG , Чумбулат. ...

гость -ВладимВладимыч
6 авг 2016 11:48

Ситников всё хочет выставить Мари народ каким то не понятным образованием . Вот поэтому все его публикации ничтожны .А если говорить про другие народы которые проживали на Российской территории ,то почти не остается место для русских . Многочисленным народом были калмыки ,Башкиры Кипчаки .Так что у Марийских родов было великое прошлое . Прошу Мари калак не забывать свой язык и не верить во всякую историческую чушь ,что пишет про Мари народ Ситников.

6 авг 2016 12:13

Гостю. 1. Сколько лет хранятся в памяти народа изустные предания? 2. Когда появилась марийская письменность?

Вен
6 авг 2016 16:33

КомДавайте я отвечу вместо Гостя.1. «Сколько лет хранятся в памяти народа изустные предания?..» - У марийцев есть предания о Москве. В одном из преданий говорится о последнем марийском князе Москвы, о соседних князьях, дается расшифровка названия Москвы. А также говорится о причинах ухода из Москвы. Марийские предания однозначно говорят, что когда-то Москва принадлежала марийцам. Только вот, когда? В каком веке? Вот это мы сможем определить. Как? Во-первых, в предании говорится, что бог потребовал непомерную жертву – 70 лошадей. По современной интерпретации предания, это киевские князья потребовали такую непомерную дань из-за того, что марийцы Москвы отказались креститься. Т.е. это время крещения Руси. Т.е. во время крещения Руси Москва еще принадлежала марийцам. Во-вторых, марийцы называют имена соседних князей. Одного зовут Карлаоф. Окончание «-оф» -это конечно результат самых последних времен, когда марийцы стали получать фамилии. Значит, этого соседнего князя звали Карлаф. Предположительно подписи этого Карлафа или князей с похожими именами и стоят в договорах Руси с Византией 911, 944 г. Т.е. это предание о Москве хранится в памяти народа больше 1 тыс. лет. И марийцы до сих пор помнят Ханаяна, Салафа, Карлафа…
Другой вопрос. « Когда появилась марийская письменность?» - У Ситникова же есть здесь статья: «Письмо марийского мальчика на бересте 10 в.» Т.е. в 10-м веке у марийцев была руническая письменность. И по словам русских дореволюционных(до 1917 г) историков марийские жрецы использовали эти руны вплоть до конца 19 века

7 авг 2016 18:49

Вену, "И по словам русских дореволюционных(до 1917 г) историков марийские жрецы использовали эти руны вплоть до конца 19 века". Приведите источники.

Вен
7 авг 2016 19:53

Постараюсь найти. Токо не сразу. Вот сейчас мне надо в командировку съездть. Подождете? Также где-то когда-то читал о вскрытии склепа одного марийского жреца. Написано было, что все стены склепа были изрисованы рунами. Не хотите заняться поисками ?

гость Равилю
6 авг 2016 17:41

В памяти народа Ровно столько сколько хранит Суас. А про письменность тебе ниже пояснили. Ты видимо сильно обрусел раз появились сомнения о продолжительности памяти у народа.

6 авг 2016 19:43

Я достаточно суаз чтобы помнить предания предков, я достаточно русский (какой) чтобы в нужный час встать в строй вместе с вами.

Вен
6 авг 2016 16:11

Колумб открыл Америку в 1492 году. Да, сейчас США великая страна и английский язык в ней доминирует. Но в древней истории Америки нет места завоевателям-англичанам. Древняя история Америки - это история майа, ацтеков, апачей, сиу... Да, Россия великая страна и русский язык в ней доминирует. Но в древней истории России нет места завоевателям-русским. Древняя история России - это история марийцев. карел, коми, татар, эвенков...

6 авг 2016 18:46

Поставлю вопрос по другому. До какого колена мы можем назвать предков своего рода? Я знаю три. Еще четыре на слух поколение-25 лет. Значит, с натяжкой, я могу пересказать значимые события рода лет за 200. Если нет письменности нет и способа сохранить информацию более древних времен. В библиотеку Ватикана меня не пускают, библиотека Ивана Грозного не найдена, доверюсь вашим словам.)))

7 авг 2016 18:46

Вен, а когда, по-вашему, появились марийцы? Именно как марийцы.

Вен
7 авг 2016 19:59

Вот на такой -то уж простенький вопрос я отвечу. Только после командировки. Прошу только не закрывать тему и напечатать полностью. И даже год назову. Ну, быть может., плюс-минус сто или...

7 авг 2016 18:50

Гостю, я практически никогда не пишу об истории мари. Я пишу только о мифологии.

гость -Вен
6 авг 2016 17:28

Выкладывайте больше информации про народ Мари .Что бы многие могли знакомится с ней. Я выкладываю что знаю и что нахожу.

ой
7 авг 2016 10:15

Без источников типа бумага береста глиненные таблички кожа и прочее то-есть все на чем можно начертить слово предков в среднем реально помнить до седьмого колена далее накапливаются искажения и ссоры в семье среди родни но если кто то в семье в древности знал письмо и записал информ на долговечном носителе то реально помнить вечно для этого лучше подходит обожжонная глина остальное все горит

7 авг 2016 18:45

К ой. Почему именно до седьмого колена?

Ой
7 авг 2016 19:39

У нас в семье традиция считать наиболее достоверной ту информацию которую рассказал прадедушка правнуку (пробабушка если прадед умер раньше чем родился правнук) И прадед начинал все рассказы -" Вот мой прадед (пробабушка) говорили то - то то - то____________ ! Вроде моему прадеду рассказал его прадед про историю или про человека жившего седьмым Седьмое колено дальше информация может искажаться а значит не достоверна хотя и может быть весьма верной

7 авг 2016 20:03

Хм. В моей семье бытуют эти же принципы передачи знаний. Уже от бабушки знаю: если в роду был дефективный, то на ратную службу не брали до седьмого колена.

8 авг 2016 20:48

Равилю Абдрахманову: "дефективный" на голову или физически? Кто мог знать родословную потенциального новобранца до седьмого колена? Это была бы неплохая отмазка от службы, ведь в рекруты мало кто хотел.

8 авг 2016 22:03

За поставку рекрутов отвечал барин. Он, думаю, знал. Спрошу у бабушки, когда встретимся на том свете.)))

8 авг 2016 22:25

Дефективные на голову не могли иметь потомство (кто замуж пойдет?)

8 авг 2016 23:42

В рекруты не хотел никто. Собиралась община и решала кого отправить. (со слов прадеда).

8 авг 2016 20:45

Для Ой. Просьба уточнить: семья мари?

Ой
8 авг 2016 10:57

Меня впечатлили больше всего обычай гроб в форме лодки я его подтверждаю примерно ! С 10 по конец 12 веков точно таков обычай был дальше и ближе к нам я не знаю не информации Про руны тисты я лично их видел на камнях за что получил нагоняй от тяти что взял их в руки это грех камни с рунами тистами брать не можно они обычно являются табличками которые охраняют особо святое место и скорее всего зоговорены по легенде взяв с собой такой камень человек потеряет одного самого любимого члена семьи именно самого любимого ЧЕНДЖЬ

8 авг 2016 20:52

Для Ой. Очень интересно про тисте. Вы откуда?

Ой
10 авг 2016 11:14

Я из священного треугольника стык трех современных Кировской Костромской Нижегородской обл прямо с точки стыка

10 авг 2016 19:23

Понятно.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме