Совсем недавно завершился Кинотавр, а уже завтра стартует очередной Московский международный кинофестиваль. ММКФ, между прочим, является фестивалем категории А и входит в число пятнадцати главных международных кинофестивалей мира. Решение о том кого включать в это число принимает Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров. Благодаря этой организации ММКФ оказался в хорошей компании. В этот же список входят, например, Каннский и Берлинский кинофестивали. Почему же тогда Канны - это каждый раз резонансное событие, огромное число звёзд со всего мира, громкие кинопремьеры и роскошные вечеринки, а ММКФ - это событие местного значения?
ММКФ, если кто не знает, - это старейший после Венецианского международный кинофестиваль на планете. Уже благодаря одному только этому факту главный российский кинофестиваль должен входить в топ самых престижных киносмотров в мире. Однако, это не так. В советские годы фестиваль котировался гораздо выше, хотя всё равно не мог составить серьёзной конкуренции тем же Каннам. В наше же время он окончательно скатился. Я много думал о причинах и у меня есть кое-какие мысли по этому поводу.
Ну, во-первых, это, конечно же, деньги. В них всё и всегда упирается. Фестиваль уровня Каннского - это масштабнейшее событие, которое требует соответствующего финансирования. Нужно оплачивать дорогу и проживание огромному количеству кинематографистов и журналистов со всего мира. Церемония открытия, культурная программа, персонал и тд и тп - всё это тоже стоит денег. В результате бюджеты Каннского и Берлинского фестивалей превышают 20 миллионов евро. Бюджет ММКФ в этом году - чуть больше двух миллионов евро. Разница в десять раз! При этом он ещё и сократился по сравнению с прошлым годом... На такие деньги поистине масштабное событие не организовать.
Привлечение спонсоров - это одна из обязанностей организаторов фестиваля. Что такое 20 миллионов евро для такой страны как Россия? Огромное количество компаний вкладывают деньги во что угодно, но только не в кино, не в ММКФ. Нужно активнее работать, а не ждать пока к тебе придёт "Газпром" и решит все твои проблемы. Возможностей увеличить бюджет фестиваля - море. Даже несмотря на все кризисы. В конце концов, это вопрос государственного престижа!
Вторая причина напрямую вытекает из первой. Чтобы попасть в основной конкурс международного кинофестиваля категории А нужно выполнить одно важное условие - на фестивале должна состояться премьера фильма. Таким образом, если фильм попадает в основной конкурс ММКФ, он лишается возможности попасть в основной конкурс Каннского или Венецианского кинофестиваля и наоборот. Режиссёрам приходится выбирать на какой фестиваль подавать заявку. Нужно выбрать один из пятнадцати. В результате все самые громкие и ожидаемые премьеры происходят на самых богатых и раскрученных фестивалях. Режиссёры прекрасно понимают, что победа в Каннах - это мировая слава, а победу на ММКФ могут и вообще не заметить. Чтобы повысить престиж ММКФ нужно больше денег на организацию и раскрутку. Тогда можно будет заманить в Москву всех самых лучших режиссёров. Но денег нет и поэтому все едут в Канны.
Есть и ещё одна причина. Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что и это тоже имеет значение. Главные мировые международные кинофестивали: Каннский, Венецианский и Берлинский. Франция, Италия и Германия имеют мощные национальные киноиндустрии. Французское кино временами конкурирует на равных с Голливудом. Немецкое и итальянское знало лучшие времена, но даже сейчас нет-нет да и выстрелит в международном прокате какая-нибудь немецкая комедия или итальянский фильм ужасов. Наше кино не может похвастаться и этим. Хотя изменения к лучшему за последние годы видны невооружённым глазом.
Возможно, и имидж самой России тоже сказывается. Во Францию все мечтают приехать. Никого и заманивать не приходится. Для рекламы своей страны за рубежом французы денег не жалеют. У них там арабские погромы, падение уровня жизни, негритянские гетто и сирийские беженцы. Но при этом во всём мире считают, что Франция - приятная во всех отношениях страна, а Париж - это просто город мечты. Все едут в Версаль, хотя, на самом деле, это жалкое подобие нашего Петергофа. Пиарщики неплохо поработали. Может, нам французских пиарщиков нанять?
Я считаю, что ММКФ занимает неподобающее положение в мировой табели о рангах. По сути, мы сейчас котируемся на уровне какого-нибудь фестиваля в Карловых Варах. А должны на равных конкурировать с Каннами! У нас и традиции, и вклад в мировой кинематограф и геополитическое значение в конце концов!