Выставка произведений Валентина Серова стала событием не только в мире искусства. Тот факт, что в такие морозы она собрала массы людей, буквально героически выстаивавших часами в очереди, подводит к вопросу о каком-то сдвиге в духе времени, сдвиге, который не сводится к эстетическим потребностям.
Корреспондентака "Лента.ру" пошла, отстояла, попыталась понять и объяснить, но прояснения после ее текста не наступило. (См.: Lenta.ru (23 января 2016) Стоять за свое. Почему Серов собрал больше любых митингов. Наталия Осс).
Эта выставка вызывает ассоциации с выставкой Глазунова, которая была в разгар развитого социализма и тоже холодной зимы. А он тогда воспевал купола и невероятные женские глаза. Тогда тоже многотысячные толпы людей стояли на жутком ленинградском холоде в надежде взглянуть на его полотна. И эти ассоциации мне не кажутся случайными. Если отбросить то, что Глазунов тогда предлагал другое искусство, не вписывавшееся в соцреализм, то общий знаменатель мне видится в консервативном повороте сознания части населения. И Глазунов, и Серов (я оставляю в стороне сравнение их художественных приемов и талантов) предложили взгляд на другую, ушедшую в прошлое Россию. Окутанная современными мифами она предстает как оплот стабильности, где был конвертируемый рубль, массовый экспорт зерна, подъем искусства и промышленности. На его картинах красивые, ухоженные и одухотворенные лица, на фоне умиротворяющих пейзажей. И в то же время все знают, что этот подъем и стабильность закончились очень плохо. Тогда люди смутно предчувствовали, а мы точно знаем, что следом за этим благополучием шла катастрофа в виде череды войн и хаоса.
И это предложение органично вписалось в дух времени: тогда "развитого социализма", позднее названного застоем, теперь периода подъема России с колен, почему-то на подсознательном уровне порождающем уныние и плохие предчувствие. Можно вспомнить и фильм "Россия, которую мы потеряли" эпохи перестройки. Тогда тоже существенная часть общества приняла его как своего рода консервативный манифест.
Как и в начале века, сейчас благополучие едва пришедшего общества потребления тает на глазах. И это каким-то таинтвенным образом делает нас современниками персонажей Серова. Его картины предреволюционной России схватили дух тогдашней беззаботности в сочетании с необъяснимым предчувствием надвигающейся грозы.
Илья Глазунов на своей персональной выставке 1978 г. в Манеже.
На выставке выставлена была и картина В.Серова "Похищение Европы", выполненная в 1910 г. Сюжет взят из античной мифологии. Он же был запечатлён и в картине Тициана в 16 веке. У Тициана картина выполнена в экспрессивном духе /эмоции, ангелы, девушки на берегу/, у Серова - в виде эмблемы греческого искусства /декоративность, пафос/. Разумеется, выставка картин В.Серова, русского живописца, имела очень познавательное значение.
Илья Глазунов и Валентин Серов. 1978 и 2015-2016 годы. Сравнение явно не корректное. Там - стопроцентная новизна, автор - современник, бунтарство и у него и его почитателей на уровне нижней пуговицы пальто... Здесь - хорошо знакомое творчество со школьной скамьи, тысячи сочинений, написанных в тему "о персиках". Что бы кто не пытался доказывать, на лицо абсолютно не понятный всем нам взрыв эмоций и страстей. Не с первого дня открытия экспозиции, что странно, а именно в суровый климатический январь. До него, если не ошибаюсь, месяца три московская публика вела себя "ни шатко, ни валко", а тут вдруг как с цепи сорвалась!? Словно огненная вспышка в замутнённом сознании... (вспоминается фильм "Акселератка". Там один бандюган, угнав "Волгу", в какой-то шарашке, где её перекрашивали, увлёкся просмотром мультика "Ну, погоди!"). Чего только не бывает в наших краях...
Для Вас))))
"Все знают, что Путин украл 300 миллиардов долларов. Но остановится он не может...
С очередью на Серова произошло так.
Путин отнял у Борового, Гусинского и покойного Березовского 100 картин работы Серова.
До поры до времени они пылились на складе и продавать их было невыгодно, поскольку и Бершидский, и Ямпольский уже написали, что Валентин Серов - это второсортный эпигон, никас сафронов своего времени и цена его живописи - два рубля в базарный день.
Путинское окружение терять деньги не хотело и затеяло выставку на Крымском валу, в надежде поднять цену. Три месяца залы были пустые, народ на это фуфло не покупался. Тогда был организован визит президента на Крымский вал, а ольгинские тролли отработали пиар-кампанию по привлечению красномордого быдла к просмотру живописи.
Арт-дилеры утверждают, что цены на Серова взлетели на 300-400%.
Путин теперь сможет окэшиться. Поскольку через год-два ему все равно придется бежать из страны, вся эта живописная скрепа была затеяна ради бабла.
В этом году Третьяковка готовит такой же ад с Айвазовским. У Путина и Ротенберга есть 100 его картин, украденных из музеев Ялты, Феодосии, Донецка и Луганска
А если нужны будут погромы, режим всегда может устроить персональную выставку Репина или Сурикова. Но это - на крайняк. Потому что после Сурикова - только война..." С. Ключенков
Мне кажется, здесь имеет место не ажиотаж среди поклонников творчества В.Серова, а упрямство Медынского по внедрению электронных билетов на мероприятия проводимые учреждениями культуры и искусства.
Верочку Мамонтову, «Европу», портрет Ермоловой и проч. работы художника доступны посетителям Лаврушинского переулка в любой день. Идите и смотрите, залы №№ 41, 42, без толкотни, без поедания каши от полевой кухни и уж, конечно, без выламывания дверей.
В сегодняшней экспозиции представлены работы из других музеев, но представленные впервые в Москве графические работы художника или театральный занавес из коллекции Ростроповича и Вишневской не должны вызывать столь бурную реакцию у настоящих знатоков живописи.
А вот объявление о продаже билетов не только через кассу, но и через Интернет, т.е. продажа нелимитированного количества входных электронных билетов, не только могла создать, но, и обязана была создать тот бардак, который имеет место быть с посещением выставки на Крымском валу.
Не проснувшаяся тяга к прекрасному, не всенародная любовь до истерики, а банальный «одобрям’с»
руководства Третьяковки на указание Министерства культуры по внедрению электронных касс.
Но в косяках признаваться не выгодно ни Министерству, ни руководству Третьяковки. Лучше списать происходящее на всенародную тягу к прекрасному, правда, с не эстетичным выламыванием стеклянных дверей в ЦДХ.
Помню со школы эту картину - красивая еврейская девочка с персиками .
Уважаемый друзья, происходящее в Третьяковне поже не массовое хождение в музей психически больных и лиц, находящихся в пограничном состоянии. Как сообщают различные СМИ, при опросах охранников и гардеробщиц Третьяковки выяснилось, что выставка пустовала. Посещали единицы. Посетил Путин, осветили в СМИ. И сразу пошел вал, выломали входные двери. Свыше трех часов мерзли в очереди.
Это примерно то же самое, как тысячи не совсем здоровых людей стоят в очереди к каким- то мощам.
Когда журналисты опрашивают посетителей выставки, то выясняется что почти никто ничего не знает ни о Серове, ни о его картинах. И никто не ищет в лицах персонажей картин безмятежности перед грядущей революцией. А кто слышал про Серова, те обычно ограничиваются упоминанием картины " Девочка с персиками". Которые турецкие.
Когда поставили перед Третьяковкой котел с кашей и бак с чаем, то стали стоять и за бесплатной пищей. Министр культуры Ямединский три раза в день ежедневно посещал в эти дни Третьяковку.
Не,не,не, Владимир, это из-за того, что нет закона о свободном ношении оружия. Если бы было разрешено свободное ношение оружия - таких очередей бы не было.
Ага, это похоже на массовую миграцию саранчи по необъяснимым причинам.