Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Двойственность национализма: между культом жертвенности и превосходства

Двойственность национализма: между культом жертвенности и превосходства

Владимир Ильин
Владимир Ильин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Национализм бывает разный. На одном полюсе - национализм, базой которого является осознание достижений (реальных или мнимых - неважно). Классический пример - гражданский национализм американцев, в основе которого культ мессианства и глобального превосходства. Доминирующий вариант русского национализма пытается вписаться в эту логику, правда, возникают проблемы с достижениями, большинство из которых оказываются военными.

На другом полюсе - национализм, фундаментом которого является культ жертвенности. Он часто переплетается, хотя целиком и не совпадает, с постколониальным синдромом. В его основе логика капитализации жертв, понесенных данным народом в прошлом, стремление предъявить счет обидчикам, взыскать компесации - материальные и моральные. Для этого национализма характерно стремление расковыривать старые исторические раны, актуализируя их, превращая в предмет современного дискурса и исков. В итоге возникает историческая политика, воспроизводящая конфликты вековой давности в новых условиях. Потомки должны посыпать голову за грехи (реальные и мнимые) правителей. Классика жанра - афроамериканский национализм (если это можно так назвать), постоянно расковыривающий обиды эпохи рабства, пытающийся списать все проблемы современного чернокожего наследия на ушедший в историю социальный институт. Другой классический вариант жертвенного национализма представляет Африка, списывающая все свои беды на колониализм.

Одним из вариантов русского национализма тоже опирается на культ жертвенности и обиды. Есть разные его разновидности. Например, сторонники арийского мифа, считают, что вся письменная история русского народа - это история его угнетения иноземцами (в перечне и варяги, и немцы-императоры со своим двором, и евреи, и американский империализм). В более реалистичном варианте круг угнетателей сужается до евреев-олигархов и мирового империализма, вечно плетущих заговоры против России.

Почти у всех народов можно найти в разных пропорциях сочетание двух типов национализма, каждый из которых обладает и мобилизующим потенциалом, и разрушительной силой. Например, в современной России культ победы в ВОВ сочетается с непрекращающимся подсчетом количества жертв. В еврейской культуре органично переплетается культ Холокоста с культом достижений еврейской культуры и Израиля.

В украинском национализме тоже противостоят и дополняют друг друга два варианта национализма. На одном полюсе национализм гордости и достижений: без предков украинцев и собственно украинцев невозможно представить возникновение государственности в Восточной Европе, формирование и развитие Российской империи и Советского Союза (например, с середины 1960-х гг. ядро властвующей элиты - т.н. "днепропетровский клан"). На другом полюсе национализм жертвенности и обид, который, начиная с Оранжевой революции все больше стал выходить на первый план. Мифология Голодомора как политического проекта, призванного формировать украинскую нацию на основе принципа "Украина - это не Россия", занимает центральное место в национализме обид. 

Опасность такого национализма для Украины состоит в том, что все достижения двух великих государств - Российской империи и СССР - добровольно уступаются русским, а украинцам отводится такая же роль, как африканцам в Британской империи.

Православный публицист С.Худиев так охарактеризовал смысл украинского национализма обид (Взгляд. 19.01.2016):

"<...> Националистическая версия истории, которая рассматривает все время после Переяславской Рады как эпоху жестокого порабощения, от всех этих достижений [украинской культуры имперского и советского периодов - В.И.] отказывается – и оказывается примерно в том же положении, в каком оказались бы русские, объявив весь период, начиная с реформ Петра Великого и до распада СССР, временем, когда русский народ был порабощен какими-то чужаками, с которыми он не имеет ничего общего и победы и достижения которых ему не принадлежат.

В ситуации, когда все достижения Российской империи (и уж тем более СССР) для националистов ни в коем случае не могут являться достижениями украинцев, общими переживаниями, на которых строится нация, неизбежно оказываются переживания негативные, которые, к тому же, сознательно усиливаются и интерпретируются именно в духе национальной обиды". 

Современная политика Кремля в отношении Украины внесла весомый новый вклад в энергетику национализма обид.

Украинский публицист Виталий Портников (9tv.18.01.2016) разъясняет суть одного из ожиданий национализма обид применительно уже к текущему конфликту:
"<...> Важно, чтобы у вас [россиян] возникло именно это желание, хотя бы мысленно - постоять на коленях у могилы каждого украинского парня, каждой девушки, загубленных вашим безумным государством. Только это желание. Никаких других. Не нужно учить нас жизни, радоваться нашим пейзажам и продуктам. Не нужно приезжать к нам на форумы интеллигенции и рассказывать нам о коррупции. Нам нужно от вас только это, поймите. Это единственное, что еще может когда-нибудь, через десятилетия, нас примирить, - ваше раскаяние, ваше понимание нашей боли. И чем яснее ваша непричастность к вашему государству и тому аморальному дикому большинству, которое его населяет, тем глубже должно быть это понимание и эта готовность к раскаянию. Раскаянию за других. <...> Но повзрослейте уже, пожалуйста. Научитесь, наконец, отвечать за собственное государство. За его преступления и его ошибки".

Жертвенный национализм добивается от современных русских покаяния перед украинцами за преступления ушедших в историю государств и политиков, за которых они могли не голосовать, а если и голосовали, то не поддерживали их действия. ФРГ для них образец такого покаяния.

Руководство Украины попыталось действовать в духе этой логики. Выступая в Кнессете, президент Украины принес официальные извинения за участие украинцев в Холокосте. Правда, он сразу наткнулся на жесткую критику патриотов справа: лидер радикальной партии Украины Ляшко заявил, что Порошенко унизил украинский народ так, как его еще никто в истории не унижал: ""Это то же самое, что мы будем сейчас обвинять грузин и евреев в Голодоморе, апеллируя к зверствам Джугашвили, Берии, Кагановича и т.д. Кнессет до сих пор не признал Голодомор геноцидом украинского народа. Вот над этим должна работать украинская власть, отправляясь на Святую Землю. А не унижать украинцев, развивая на международном уровне неполноценность своего народа".

Интересное обсуждение этой темы в рамках национализма жертв имело место в программе Шустера. Кто перед кем должен извиняться: украинцы перед евреями или евреи перед украинцами?

См.:

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
24 мая
Михаил Долиев
Михаил Долиев
Шульман и Соловьев
Мнение
16 апреля
Владимир Сливяк
Владимир Сливяк
Как вам без АЭС? Прекрасно!
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Владимир Пыстин. Сыктывкар
20 янв 2016 20:28

Полагаю, что классификация национализма по двум большим блокам дана довольно давно. И она очень верно отражает различие.
Есть национализм ( обычно угнетенной нации или народа), который исходит из постулата: " Мы такие же люди, как и все. И мы ничем не хуже и не лучше других. Уважайте наши права". Это , как правило, основные настроения национально- освободительных движений.
Есть национализм, который обычно принято называть шовинизмом. Это национализм основывающийся на постулате о том, что есть плохие и хорошие нации и народности. И он неизбежно в своих крайностях приводит к расизму. Любой, кто пытается определить во враги народ или нацию по признаку коллективной ответственности народа или нации, это по сути расист. Потому что он ,по сути , пытается какой- нибудь народ или нацию объявить " плохой", которая опасна или вредна. И такими расистами могут быть и представители нации и "угнетающей и угнетаемой", то есть обижающей и обижаемой.
Гнусности совершают отдельные индивиды и они же несут персональную ответственность. Народ не может и не должен отвечать в качестве коллективного ответчика за гнусности отдельных индивидов. Иначе получится замкнутый круг: пытаясь осудить национализм как форму проявления расизма, сами выступают с позиций расизма. Я так полагаю.

20 янв 2016 21:41

Странно, что будучи профессором чего-то... автор не приводит КЛАССИЧЕСКИЙ пример народа, вечно страдающего и вечно гонимого... архетипический образ которого запечатлён в слове "жид" и/ или "вечный жид" - вот уж националист- "страдалец"!
...Его художественно вымученные "страдания" начинаются в Др.Вавилоне, затем в ДрЕгипте, потом он 40 лет страдает в пустыне Синая итд... не жизнь а сплошное национальное страдание. Но, естественно, от этого народа по ходу развития сюжета страдают уже все окружающие...
И, пожалуй, самое главное - это проекция на культуру других народов своих "страданий" - от братоубийства-"каиниянства"...до аммонитского геноцида- "холуокоста" с первой в истории человечества массовой кремацией.

Что сказать? - действительно "двойственность": Между и Интер(-национализм) слова-кальки.
Как там в песне поется? - "... кто охотник, а кто добыча - все дьявольски предрешено!"

...И давайте опять/снова не будем про "антисемитизм" - это древняя "интербродская" песня - уже писалось на ССемерке, "...плавали - знаем!"))

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
АнтифашизмВластьЗаграницаОбществоУкраина