Выступает на конференции один краевед: - Под Воронежем был такой исторический случай. Петр I со свитой остановился в одном селе, а караульный солдат ночью заснул. Утром князь Меньшиков спросил царя, как его наказать. Но царь был в хорошем настроении и только сказал: «Оставь его!». С тех пор село называется Астафьево.
Берет слово другой краевед: - И в нашем районе был очень похожий случай. Только царь на этот раз был не в духе, и солдату повезло меньше. А село с тех пор называется Ипатьево.
Я каждый раз вспоминаю этот веселый анекдот, когда в мне попадаются «открытия» и «заключения» некоторых воронежских краеведов.
Краеведение – это комплексное изучение родного края и накопление знаний о нем. Пока такие знания не накоплены, то называть себя краеведом преждевременно. В связи с высокой степенью доверия к человеку, имеющему такой статус, начинающим краезнатцам следовало бы быть более аккуратными в своем позиционировании.
Активное участие жителей, особенно молодежи в познании своей малой родины нужно приветствовать и всячески поощрять. Но подмену научного знания мифотворчеством, отказ от историзма в пользу публицистики и беллетристики нужно как-то останавливать. Иначе мы останемся без исторического прошлого.
Моему стажу работы с архивными фондами 24 года. Свою первую краеведческую статью я написал четверть века назад, с тех пор опубликовал полтора десятка книг и сотни статей. Почти все знаки общественного признания: премии, дипломы, грамоты, медали, начиная с Почетной грамоты Воронежской области от губернатора А.Я. Ковалева (1995 г.), я получил за деятельность так или иначе связанную с краеведением. Но краеведом стал называть себя совсем недавно, и только в тех случаях, когда досконально знаком с темой. Нельзя самовольно ставить себя в ряд воронежских краеведов, среди которых были митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Дмитрий (Самбикин), протоиерей Стефан Зверев, Леонид Савелов, Михаил Веневитинов, Николай Второв, Леонид Вейнберг, это право нужно доказать исследованиями, заслужить признанием.
Правда, был и у меня опыт «уклонения» от истины в середине 90-х годов, когда по заданию епархии разрабатывалась программа повышения привлекательности региона для паломников. Тогда появились кочующие доныне истории о зверствах большевиков и повешении владыки Тихона, о многовековой святости Митрофановского источника и о древности Костомаровского монастыря, о судьбе мощей святителя Митрофана в ХХ веке и о чудотворных иконах. Такие «якоря веры», ставшие частью церковного предания, сработали, и существенно увеличили турпоток паломников. А истинную историю тех событий я изложил в статьях научных сборников. Поэтому каждый может выбрать историю для себя.
Работая в жюри молодежных краеведческих конкурсов, посещая собрания краеведов, я вижу, что краеведческое направление у нас, мягко говоря, просело.
Много лет подряд я издаю в качестве подарка воронежским краеведам сборник «Из истории Воронежского края» (составитель А.Н. Акиньшин). Это своеобразный годовой отчет работы краеведов – их статьи, открытия, публикации документов. К сожалению, ни разу лица ответственные за развитие культуры региона, да и вообще никакие властные лица, не заинтересовались этим проектом
Но чиновники приходят и уходят, а оценку им дадут как раз краеведы в своих последующих исследованиях. Поэтому нам нужно быть ответственными за настоящее и прошлое перед будущим. Призываю коллег следовать этому принципу.