Ректорат Католической Киевской духовной семинарии пригласил меня на празднование 10-летия этой семинарии, в которой я когда-то читал лекции. К сожалению, поехать не смог и направил ректору такое письмо:
Дорогие отцы и братия!
Поздравляю вас с десятилетним юбилеем семинарии!
Очень жалею, что не могу быть с вами телом, но всей душой, сердцем и умом — со всеми вами.
В 1978 году я жил в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе. Рядом с монастырём, прямо над улицей, икона Пресвятой Богородицы Остра Брама. Ежедневно я видел, как десятки людей, и православных, и католиков, становились на колени прямо на улице и молились Пресвятой Богородице. Единственная разница, насколько я понимаю, в том, что католики обычно доставали из кармана тряпочку и становились на неё, а у православных таких тряпочек не было. Но мне кажется, что Пресвятая Богородица видела не тряпочки, а сердца всех этих людей.
Через десять лет, в 1988 году, Папа Иоанн Павел II принимал меня в своём кабинете (приём продолжался тридцать минут) и говорил, что он всей душой одобряет любые формы единения православных и католиков. Мне кажется, что наше почти тысячелетнее разделение, взаимное отсутствие любви — это тяжкий грех каждого из нас. К единству нашей церкви должен стремиться не только Святой Отец, но и каждый из нас, христиан.
Все мы праздновали Тысячелетие крещения Руси в 1988 году. Тогда я писал в одной из своих статей, что этот светлый праздник не может быть назван праздником православных христиан: в дни святого князя Владимира не было православных, не было римо-католиков, не было греко-католиков, была единая, святая соборная апостольская Церковь. Я всей душой молюсь, чтобы нашим детям и внукам не пришлось «праздновать» в 2054 году позорнейший тысячелетний юбилей великого раскола Церкви.
С братской любовью ко всем, кто трудится на ниве нашего единства
священник Георгий Эдельштейн
Интересно мнение автора об отношении к экуменизму в РПЦ МП. И его отношение к осуждению экуменизма старцем Паисием Афонским и другими старцами.