При всей симпатии к цыганам, что сформировалась под влиянием и знаменитого советского телесериала о Будулае, и красивой печальной картины «Табор уходит в небо», и строк великого Пушкина, очарованного романтичным образом жизни, песнями и гуляниями свободолюбивого народа, позволю себе высказать несколько слов о не самом приятном явлении, набирающем силу в наши дни.
Замечу, что, несмотря на многочисленные сейчас призывы к воспитанию толерантности, вообще-то в нашей многонациональной стране у людей традиционно есть замечательное свойство уважать обычаи и культуру других народов. Русский человек по природе своей интернационалист, и жить в русской среде, как правило, комфортно выходцам из самых разных стран и весей. По моему скромному разумению, такой порядок будет устраивать всех, пока он зиждется на принципах взаимного уважения.
Слободской район в последние годы стал местом компактного проживания цыган, решивших перейти к оседлому образу жизни. Расселились они по населённым пунктам вдоль автотрассы федерального значения Слободской – Киров. Как и везде, люди среди них разные. Большинство – добрые соседи, о которых никто худого слова не скажет. К сожалению, в нашей прессе практически нет позитивных новостей, связанных с жизнью цыган. А вот о происшествиях, связанных с ними, сообщается регулярно: замешаны в мошенничестве, обмане, надувательстве, которым чаще всего подвергаются с их стороны пожилые граждане. По поступкам не лучшей части представителей складывается впечатление обо всей диаспоре, может быть, предвзятое, но вовсе не с потолка. Преступные элементы, конечно, не думают о социальных последствиях своих действий. И национальности преступники не имеют.
Другое дело, когда раздражающим фактором становится поведение нескольких десятков людей, которые пусть и не нарушают закон явно, однако чья деятельность слабо согласуется с рамками приличий. Ситуация, ради освещения которой затеян весь этот разговор, настолько обострилась, что уже не может заставить, даже учитывая тонкость межнациональных отношений, деликатно промолчать. На всём пути следования из Слободского в Киров, от восхода до заката, на остановках общественного транспорта несут своё непонятное дежурство группы цыганок. Возникли они здесь не вчера, их можно было наблюдать и год, и два назад, но явление поначалу носило спорадический характер. Теперь же оккупированы остановки в Стулово, Вахрушах, Лузе, Зонихе, Шихово. Женщины с известной назойливостью пристают к проходящим мимо гражданам с предложениями погадать, и пока в течение четверти часа ждёшь автобус, вымотают нервы наглостью, развязным и агрессивным обращением, навязчивыми предсказаниями, а то и проклятиями. Естественно, определённый процент попавших в их оборот людей откупается. Впрочем, для цыганок это попутный источник дохода. В течение всего дня они ведут некую охоту на водителей транспортных средств. Женщины что помоложе, привлекательнее часами «голосуют», пытаясь остановить проезжающие машины. Цыганки в солидном возрасте руководят ими издалека, стараясь оставаться незаметными для глаз водителей. По моим наблюдениям, тормозят чаще дальнобойщики из других регионов, которые, возможно, в своей местности с цыганами никогда дела не имели. Какое потом «разводилово» они устраивают с шоферами, мне неизвестно, но, похоже, бизнес процветает. Ничего себе гостеприимство.
Выглядит вся эта картина очень некрасиво. У нас много говорят о создании позитивного имиджа, зазывают туристов, устанавливают разного рода скульптуры, ищут новые бренды. А дорога из Слободского на Киров – это ворота нашего областного центра. Беда в том, что бренды порою создают себя сами. Цыганка с протянутой рукой, желающая поживиться за счёт очередного простачка, увы, постепенно становится нашим региональным брендом. Только вряд ли для кого данный факт сделает притягательным Кировскую область.
… Недавно прошла информация о цыганском ансамбле, созданном летом при ДК им.Горького в Слободском. Вот это весть! Будет концерт, нельзя пропустить.
Но сегодня, как хочешь, но ты прости.
Тут серьёзней пожаров или метели:
Я к цыганам-друзьям заглянул по пути,
А они, окаянные, и запели…
А цыгане запели, да так, что ни встать,
Не избыть, ни забыть этой страсти безбожной!
Песня кончилась. Взять бы и руки пожать,
Но цыгане запели, запели опять –
И опять ни вздохнуть, ни шагнуть невозможно!
Понимаю, не надо! Не говори!
Все сказала одна лишь усмешка эта:
- Ну а если бы пели они до зари,
Что ж, ты так и сидел бы у них до рассвета?
Что сказать? Надо просто побыть в этом зное.
В этом вихре, катящемся с крутизны,
Будто сердце схватили шальной рукою
И швырнули на гребень крутой волны.
И оно, распаленное не на шутку,
То взмывает, то в пропасть опять летит,
И бесстрашно тебе, и немножечко жутко,
И хмельным холодком тебе душу щемит!
Эти гордые, чуть диковатые звуки –
Словно искры, что сыплются из костра,
Эти, в кольцах, летящие крыльями руки…
До утра? Да какое уж тут до утра!
До утра, может, каждый сидеть бы согласен.
Ну, а я говорю, хоть шути, хоть ругай,
Если б пели цыгане до смертного часа,
Я сидел бы и слушал. Ну что ж! Пускай! (Э.Асадов)