Сегодня старший сын отправился первый раз в… седьмой класс. Теперь без цветов для учительницы, у пацанов его возраста это считается «не по понятиям». Но опять в новой форме – растём. И без особого огня в глазах, ушла новизна ощущений безвозвратно.
А я вспоминаю 1 сентября шесть лет назад. Маленького сына в первом в его жизни взрослом костюме-тройке, ставшей в России школьной формой. Ух, как мы свою ненавидели, ту, что была мышиного цвета и арестантского покроя. К концу учебного года она скатывалась в противные катышки, которые мы, курящие старшеклассники, любили поджигать прямо на уроках, и в классе потом долго пахло палёной кошкой. Нашему выпуску ещё сказочно повезло. В 75-м страну стали переводить на синюю, «ультрамодную», и родителям десятиклассников советская власть, скрипя зубами, разрешила не тратится. Понятно, что в нашей элитной московской спец начался парад мод – Юдашкину на зависть, новость о джинсовых поступлениях в «Берёзки» разлеталась быстрее, чем о смерти очередного генсека. Но и глаз радовался, чего уж там… школьная черно-белая повседневность неожиданно стала цветной.
Ну, а сегодня перед кем выёживаться, если любая шмотка лежит в свободной продаже, а в классе подобрались дети из семей с примерно одинаковым доходом? В первых трёх классах они ещё выпендривались марками отцовских машин, дальше пошли другие ценности. Разве что, сегодня будут… нет, не хвастаться, но гордиться своим загаром – кто мальдивским, кто турецким, а кто просто дачным. Простим нашим детям эту маленькую слабость, тем более что жизнь – штука полосата, сейчас как раз период экономической нестабильности.
Пару последних дней, на какой сайт не сунешься, везде обсуждения финансовых затрат на сборы в школу. В основном драматического свойства – «никаких денег не напасёшься». А у меня есть фотография, на которой Лёня Черток идёт первый раз во второй класс. И штаны ему ровно по щиколотку, так вымахал за лето. Почему родители не озаботились? А денег не было, все на съём дачи ушли, ещё и должны остались. Шёл вполне экономически стабильный 1967 год. Так что это вечная проблема. И рекламу целевого кредита от Сбербанка на сборы в школу я считаю вполне уместной, у наших родителей такого шанса не было. Или вспомнить стихийный книжный рынок в Москве на Петровке, где торговали с рук учебниками б/у, там даже милиция никого не гоняла. Значит, советского бесплатного школьного образования хватало не на всех. Спасибо, что сегодня нет, хотя бы, унизительного дефицита.
Однако реклама рекламе рознь. Несколько недель режет слух слоган, периодически вылетающий из кухонного радиоприёмника: «Первое сентября – начало новой жизни. Начните её в кафе … (название архангельской точки общепита)». Точка из тех, где делается упор не на изысканность национальной кухни. И как это совместить с ограничением торговли спиртным именно 1 сентября. Причём день не объявлен полностью «сухим», оставили окно для страждущих с 10 до 13. Что уже породило анекдот: учитель первого сентября обращается к классу – «И помните, главное сегодня успеть сгонять за горючим на большой перемене». Ну, а родители называют очередную ограничительную инициативу известных местных депутатов-абстинентов очередным идиотизмом – «вполне достаточно запрета на продажу спиртного несовершеннолетним, просто строже надо следить за его исполнение». Тысячи первый раз об этом пишут, но там, где издают и визируют дурацкие приказы. Этим людям, видимо, хоть кол на голове теши…
Шесть лет назад я переживал за математику. Всё вспоминал бессмертные строки из Виктора Драгунского: «Папа у Васи силён в математике…». А я не силён, и сын не Вася… но у него с тем Васей похожие проблемы. Короче, сам виноват, накаркал…
Ну, а раз стало понятно, что из сына вряд ли получится технарь (если, конечно, не снизойдёт свыше), то максимум внимания к гуманитарным предметам. Прежде всего, к литературе, раз уж бедняге довелось родиться в пишущей семье.
Я еще не видел нового букваря. Но догадываюсь, в нем не будет тех слов, с которых начинался наш путь во взрослую жизнь: «Наши первые слова - Ленин, Родина, Москва!». Неправильно это. Потому что первыми словами должны быть: «мама», «папа», «наш дом». К ним и Родина со временем приложится, и родной город. Без «Ленина в башке» мы как-нибудь проживем. Надеюсь, как и без нагана в руке. Эти строки я написал ровно шесть лет тому назад. Действительно, в новой редакции букваря, по которому учился читать сын, про Ленина не было. Но недавно прочитал крик души одной московской мамы, дочери которой дали в школе для изучения вот такую формулировку: «История комплекса ГТО началась, когда после победы Великого Октября страна наша крепла и мужала, когда энтузиазм советских людей, их тяга к новому, революционному проявилась буквально во всех сферах жизни— труде, культуре, науке, спорте». Нет, сам я не против спортивного комплекса и вообще за любую движуху, кроме уголовной. А вот про «Великий Октябрь» не надо, так недолго и к Павлику Морозову вернуться, причём в контексте известной пионерской легенды. И вообще, поменьше идеологии и пропаганды, я всё сам сыну расскажу. И про Ленина, и про Сталина, и про Путина…
Лучше бы кто обратил внимание на «Дневник читателя», который сыну выдают из года в год. Там в «Правах» первым пунктом идёт «Ты имеешь право не читать». А я, как отец, говорю – «у тебя нет такого права», мне решать!
Ещё одна новость этого года – вводится обязательный второй язык, Татарстан уже дальновидно проголосовал за китайский. И я считаю, что знание языка никогда лишним не бывает, наоборот, дополнительный кусок хлеба с маслом, а чаще с сёмгой. Но… не всем языки даются, в Америке я встречал поляков, проживших там по двадцать лет, но так и не освоивших даже бытовой разговорный. Причём это совсем не обвинение в безнадёжной тупости. Например, в моём классе учился мальчик, у которого никак не шёл английский язык. Детство часто бывает немилосердным, мы его в спину «тупым» называли. А тут ещё полнота, целый набор комплексов. В итоге забрали его родители в простую школу, из которой «прямая дорога в ПТУ». И вырос из этого изгоя отличный хирург, Англия обзавидуется.
Однако надо делать скидку, как на нагрузки, так и на способности. Два языка в лицее или гимназии – почему нет. Но зачем такая тяжесть тому, у кого склонность к обычной рабочей специальности? Филологи в один голос говорят, что изучение ещё одного языка пойдёт за счёт основного – русского, соответственно, и литературы. А ваши дети взахлёб читают Достоевского? Тогда вам повезло, увы, как не всем. Да и современная внешняя политика России такова, что скоро англоязычный иностранец даже на московской улице станет такой же экзотикой, как и в при Сталине.
Всё, пошёл встречать сына из школы. Может, чего нового расскажет…
Моя дочь называет этот день скорбным...