Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. «Сталин продавал арбузы подчинённым»

«Сталин продавал арбузы подчинённым»

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Сталин продавал арбузы подчинённым»

http://ttolk.ru/?p=24620

21.08.2015

More Sharing ServicesShare|Share on facebookShare on twitterShare on emailShare on print

 

Михаил Смиртюков отработал в аппарате правительства СССР с 1930-го по 1990 год. Он описывал, чем ему запомнился Сталин: нежеланием работать с документами, злопамятностью и любовью к работе на огороде.

Михаил Смиртюков – удивительный случай высокопоставленного советского служащего, не только пережившего сталинские репрессии, но и послесталинские чистки. Он оставил после себя записи, как выглядел советская аппаратная система с 1930-х до времён перестройки. В частности, он описал, каким он увидел Сталина-управленца и Сталина-человека.

***

Человек он был умный и неординарный. А всё остальное – результат саморекламы. Я видел, как Сталин постоянно и упорно демонстрирует окружающим, что он человек, который знает больше всех, видит дальше всех и понимает то, чего не могут понять другие.

***

Возьмём его проходы по коридорам Кремля. Это было одним из своеобразных ритуалов его культа. Идёшь с бумагами, смотришь: сам, в окружении охраны. Впереди Сталина метрах в 25-30 шёл один охранник. А за ним примерно в двух метрах шло ещё два человека. Полагалось стать к стене спиной, держать руки на виду и ждать, когда он пройдёт. Насчет того, как здороваться, никаких указаний не существовало. Я, к примеру, когда он проходил мимо меня, говорил: «Здравствуйте, товарищ Сталин». Он в ответ поднимал правую руку и молча шёл дальше. Выражение лица было такое значительное, что я тогда думал: наверное, голова у него занята какими-то особыми мыслями, до которых нам, смертным, и не додуматься никогда. Только раз я видел на его лице другое выражение – полуироническое-полузлорадное. Он шёл тогда от Молотова, с переговоров о включении в состав Советского Союза прибалтийских республик.

***

Как-то он шёл по ЦК мимо отдела по работе с женщинами и вдруг услышал, что там все громко смеются. Он остановился, повернулся к охраннику и сказал: «Чтобы этого больше не было!» Охранник передал, кажется, Маленкову. Тот стал ломать голову: чего чтобы больше не было – смеха, отдела или его сотрудников? Долго думали, пока наконец не приняли компромиссный вариант – ликвидировать отдел, но людей, работавших в нём, не сажать.

***

Мне приносят карточку с решением по первому вопросу. Передаю Сталину карточку. Он что-то черкнул. Возвращают мне карточку обратно, а подписи Сталина на ней нет. Только галочка карандашом. Непорядок! Передаю ему эту карточку снова. Он взглянул на неё, на меня и поманил меня пальцем. Подхожу. Он показал на галочку и говорит: «Эта птычка значит: я согласен. Понятно?» Это потом я понял, что он не всегда подписывал документы. Да и работал с ними тоже не очень охотно.

 

***

Он, как правило, затягивал до последнего рассмотрение годового бюджета. Принесём мы эту связку папок Поскребышеву, тот взвалит её на плечо, идет в кабинет, хлопает на стол и докладывает: «Бюджет, товарищ Сталин!» Так он там без движения и лежит. Дело к Новому году, а высший орган власти страны – Сталин – бюджет не утвердил. Члены Политбюро и министр финансов Зверев когда решатся позвонить и напомнить о бюджете, а когда и нет. Мы к Поскребышеву. Он в кабинет: «Бюджет, товарищ Сталин!» Кончалось всё всегда одинаково. Вечером 31 декабря Сталин подписывал бюджет, читая или нет – сказать не могу, и мы до новогоднего боя курантов оформляли все необходимые документы для вступления бюджета в силу.

***

Его единственная поездка на фронт продемонстрировала, насколько он оторван от реальной жизни. Он переночевал в доме какой-то старушки в деревне под Вязьмой, а когда решил расплатиться за ночлег, выяснилось, что он не знал, сколько нужно платить. К тому же оказалось, что ни у него, ни у кого из его окружения нет с собой денег. Но со старушкой расплатились: вместо денег дали ей все оставшиеся продукты.

***

Он лично руководил ограниченным кругом кадров, а уж эти кадры решали всё. У него ведь не было соратников, не отвечавших за конкретную отрасль хозяйства. И все важные решения принимались на так называемой пятёрке, включавшей Сталина, Молотова, Маленкова, Берию и Микояна. Реже руководство собиралось «семёркой» – к «пятёрке» добавлялись Жданов и Вознесенский. Потом, когда Жданов умер, его место в «семёрке» занял Хрущёв. Гораздо реже решения принимались «девяткой» – приглашали пару второстепенных членов Политбюро – Калинина, Ворошилова или Кагановича.

***

Он нечасто бывал на заседаниях правительства. Но во время ужинов в узком кругу всегда раздавал поручения своим соратникам. Когда на следующий день на заседании заканчивались основные вопросы повестки, приближенные к вождю руководители доставали из карманов кто листок, кто обрывок бумажки, на которых за столом записывали указания, и начинали коллективно вспоминать: «Вот товарищ Сталин вчера говорил…» И быстро вместе формулировали проекты решений, а Маленков их записывал. Берия проявлял особое рвение. Считал, что лучше других помнит, что именно приказал Сталин. У него даже пенсне как-то ярче блестеть начинало. Стекла большие, цилиндрами, не такие, как на его фотографиях.

 

***

По моим наблюдениям (с конца 1930-х), он стал уделять больше времени своим увлечениям. Он ведь любил выращивать на своей ближней даче в Волынском фрукты и овощи. По большей части южные, которые в подмосковном климате не вызревали. Виноград был такой, что в рот не возьмёшь. А неспелые дыни и арбузы он дарил своим гостям. При этом говорил садовнику: «Взвесьте все и возьмите с них деньги по розничной цене московских магазинов».

Больше отдыхал и при этом шутил в своём, только ему присущем стиле. Бывший министр строительства, а потом председатель Моссовета Николай Дыгай рассказывал мне, как он отдыхал одновременно со Сталиным в Сочи. Вождь пригласил его на обед, а потом предложил сыграть на бильярде. Дыгай выиграл три раза подряд. Сталин и говорит: «Значит, мне правильно докладывают, что вы плохо строительством руководите. Видимо, всё шары катаете!» У Дыгая руки затряслись. И он раз за разом стал проигрывать. Сталин посмотрел на него и говорит: «И строительством плохо руководите, и в бильярд играть не умеете».

+++

Ещё в Блоге Толкователя о Сталине:

Подсознание Сталина на рисунках голых мужчин

Философ Славой Жижек называет сталинское время «перверсивным по принципу непристойного наслаждения», а психологи увидели в Сталине стойкое женоненавистничество. Серия скабрезных подписей на рисунках голых мужчин, сделанных Сталиным, заставляет согласиться с этими версиями. По современным понятиям Сталин был троллем.

 

***

Жизнь Сталина в Вологодской ссылке

В Вологодской ссылке в 1911-1912 годах Сталин зарекомендовал себя как пустой человек, одержимый только страстью к женщинам. Охранка закрывала глаза на его поведение и даже на побеги, что дало повод многим считать Сталина её агентом.

 

 

Материалы по теме
Мнение
3 сентября
Павел Колосницын
Павел Колосницын
В Новгороде отпраздновали 1165-летие города. Давайте разберемся, что отмечали
Мнение
21 ноября
Мария Попова
Мария Попова
Такое лучше не сажать
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме