Сколько работаю, никак не могу привыкнуть к определённой антигуманности нашего образования. И вроде, говорят, образовательная парадигма сменилась, в центр её сегодня поставлен ребёнок, но жестокость системы сохраняется. И самое страшное, на мой взгляд, явление - школьное второгодничество.
Нет, конечно, в каких-то случаях оно может быть понятно и оправдано - например, в случае длительной болезни ученика. Как было с основоположником космонавтики Циолковским, оставшимся на повторное обучение во втором классе (после той болезни он начал терять слух). Но гораздо чаще основанием для таких решений в педагогических коллективах бывают другие причины, и решения эти - всегда тяжелейшая травма для детей. Вместо счастливого детства маленький (юный) человек осознаёт, что он - не такой, как все, он - не способный, "ленивый", глупый. Каждый день он вынужден ходить туда, где снова и снова не успешен, терпеть укоры и претензии педагогов, насмешки сверстников, осознавать, что является источником неприятных проблем для своих близких, прежде всего, родителей. Школа постепенно превращается для него в место, которое он ненавидит. Как правило, становясь старше, завзятые "двоечники" бывают склонны к асоциальному поведению, в такой форме заявляя протест против унижающего их сообщества.
Анализируя факторы, приводящие к второгодничеству, можно констатировать, что ключевую роль среди них играют социально-бытовая неустроенность семей и задержка психического развития, сниженные возможности интеллекта ребёнка. Достаточные ли это причины, чтобы превращать школьную жизнь растущего человека в ад?
В моей практике была ученица, которая сменила несколько школ, но с 6 класса на уроках почти не появлялась. Как-то я попросил социального педагога захватить меня с собой на плановое посещение квартир неблагополучных семей. Дом в отдалённой деревне, в котором девочка жила со своей непутёвой матерью, представлял жалкое зрелище: разломанное крыльцо, протекающая крыша, неисправная дымящая печь, повсюду какие-то пакеты с барахлом и мусором, стойкий неприятный запах. И даже не дорога в несколько километров по грязи обеспечивали замкнутость этого ребёнка, сочиняющего замечательные стихи, а невозможность быть опрятной и благоухающей, чтобы не стать объектом издевательств в подростковой среде. Поразила какая-то унылая, беспросветная нищета, словно в 19-м столетии, денег даже на общественный транспорт нет, при отсутствии у матери работы и перспектив улучшения материального положения. Да разве это худшая мать - без работы и денег? Она со средним специальным образованием, занималась с дочерью индивидуально. А есть ведь алкоголички, наркоманки с уголовным прошлым, распутные бабы, просто дуры, да и отцы встречаются не лучше.
К сожалению, сегодня у нас нет достаточных возможностей для социальной реабилитации подобных семей. Здесь надо не столько детьми заниматься, сколько родителями - ради детей. В крайних случаях ребёнка изымают и помещают в приют, идут процессы по лишению родительских прав - от безысходности, счастья в жизни ему это вряд ли прибавляет, зачастую дети очень любят родителей, несмотря на все их очевидные недостатки. А надо бы родителя привести за руку - кого на лечение, кого на хорошо оплачиваемую работу, только где в нынешней капиталистической России хорошо оплачиваемая работа в селе и провинции, да и на хорошее лечение нужны хорошие средства. Институт общественных воспитателей полезно работал в СССР, помню, моя мама, как председатель месткома, была куратором нескольких семей: вела беседы с родителями, оказывала им помощь в быту и отношениях с работодателями. Кстати, подшефные ценили это и, как правило, в пропасть не падали. Но тогда и мораль была другая: действовали товарищеские суды и общественные порицания, функционировали ЛТП, человек человеку не был волком; экономика была другая: уж какое-никакое, но приемлемое жильё на производстве предоставляли, фабрики и колхозы заботились о работниках, поддерживали - оконное стекло, краску, пиломатериал, гвозди на ремонт нуждающимся всегда дать могли, цены на проезд, коммунальные услуги, баню, предметы первой необходимости были смешные. А теперь, не имея возможность заработать, человек, особенно безвольный, опускается. И никакого действенного способа устранить эту проблему у нашей страны пока нет.
По роду деятельности я достаточно тесно общался с десятками неблагополучных детей, узнавал их семьи, образ жизни. Ни разу не столкнулся с ребёнком, в ком зло было бы сформировано природой - только от отсутствия внимания, только от отсутствия любви, порою - от отсутствия элементарных условий быта и пропитания. Если удавалось выпускать их из школы с аттестатом (таковых было всё-таки абсолютное большинство), точно знаю - то были большие победы. Если нет - вся их жизнь в дальнейшем шла наперекосяк.
В советское время создавалась сеть специализированных учебных заведений для обучения детей с недостатками в развитии. Тогда это соответствовало эпохе. Времена изменились, современные родители не хотят отдавать маленьких детей в учреждения интернатного типа. Кстати, законодательство в данном вопросе опережает педагогическую практику. Сейчас родители имеют право привести ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу, и та должна создать условия для его обучения. Но мало провозгласить норму. Нужно создавать условия и для школ, чтобы они в штатном режиме могли проводить психолого-педагогическую диагностику и обучать детей по адаптированным к их реальным возможностям программам. Только это снимет противоречия! Это будет революция, подлинная модернизация образования. Ребёнка с лёгкой умственной отсталостью тогда станут обучать не по общеобразовательной, одинаковой для всех, программе, а по адаптированной для его природных данных, и он будет успешен. Но для этого нужны массово компетентные психологи, нужны логопеды, нужны специалисты с дефектологическим образованием. Увы, в годы оптимизации массовая школа таких работников не приобретала, а теряла. Нужны курсы повышения квалификации по особенностям коррекционно-развивающего обучения, чтобы в массовой школе учитель умел найти подход к 1-2 особым ученикам в обычном классе. Эти перемены потребуют параллельных изменений во всей системе, например, придётся отказаться от среднего балла при аттестации как измерителя педагогической квалификации. Кому-то из педагогов, добившемуся с выпускником "троечки с натяжкой" на экзамене в 9-м классе или 60 баллов на ЕГЭ, премию выписывать нужно или даже медаль вешать. И это надо делать, иначе школа погрязнет в конфликтах с родителями (а их количество стало зашкаливать), а страдать продолжат, в общем-то, ни в чем неповинные дети.
Самое распространённое объяснение педагога, выводящего "двойку" ученику: "Он (она) ничего не делает, не выполняет домашнее задание, не пишет контрольные и т.п.". Когда начинаешь ребёнка защищать, порою ощущаешь нескрываемый гнев со стороны учителя, который явно недолюбливает школьника за его, как ему кажется, леность, неприлежность, безответственность. Но ведь задача обыкновенной школы - учить всех детей, даже если они "тупые, грязные, невоспитанные". Хороший учитель всё-таки даже не столько тот, кто добивается высоких результатов на ЕГЭ и олимпиадах, а тот, кто никогда не опускает руки и пытается подобрать ключики к душе и уму самого последнего ученика. Ведь все разговоры о мотивации, обучении в зонах актуального и ближайшего развития, индивидуализации и дифференциации - пустые, если ребёнок, являющийся нормальным, получает учительский приговор в свои 10, 12, 15 лет. Но школа лишь тогда выполняет своё предназначение, когда она борется за эти сердца, быть может, озлобленные, ожесточённые до времени, а не указывает им на дверь.
В последнее время наше общество (или сфера управления, в больше мере) заражены неким "вирусом эффективности". Всюду призывают к эффективности, наибольшему результату при наименьших затратах, заключают эффективные контракты, назначают стимулирующие выплаты за эффективность и др. Вот и школа, говорят, должна быть эффективной. Но, на мой взгляд, школа совсем не должна быть эффективной, она ведь не болванки вытачивает. Воспитание, обучение нельзя свести к набору количественных показателей. Школа должна быть доброй. И самое правильное решение для школы - это не столько эффективное, сколько самое доброе решение.
Кировская область
Повторение пройденного: институт второгодничества
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (6)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Прекрасная статья. Школа оптимизируется, деньги во главе угла, а не ребенок, не образование каждого на его личностно доступном уровне.
Спасибо, Михаил. Увы, годами топчемся на месте, дальше деклараций дело двигается крайне медленно...
какая мягкая критика власти...
Почему критика? Поддержка. В стране в последние годы на всех уровнях принята масса замечательных документов для обеспечения качественного образования каждому ребёнку. Дело за реализацией.
Дорогой Игорь! Прекрасная статья! Только я бы добавила: сама современная парадигма школьного образования -ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. дальше можно расписывать всё, что угодно -и инноватику, и индивидуальный подход и уважение личности и т.д. но сама идея это УСЛУГИ, от неё никуда не денешся! Нужно просто вовремя прийти на урок, качественно и грамотно отбарабанить текст, соблюсти заранее утвержденный план, заполнить все журналы и бумаги - услуга оказана в полной мере! Мне тут один "ушлый" малец объяснил, что ежели учитель тем или иным способом заставляет его учиться, это означает навязывание услуг! Дело подсудное! абсурд, конечно...но по сути-он прав! Идет колоссальное расслоение общества, начиная с самого раннего возраста, формируется сознание "элитарности" и "отстоя". Как с этим бороться? Да никак! Это социальный заказ современного общества : элита должна воспроизводить только элиту, и никак не наоборот! Остальным - свобода валять дурака, не напрягаясь! Понимающие жизнь люди всеми силами отправляют своих чад на учебу в Европу или запихивают во всякие там лицеи и гимназии вовсе не потому, что у нас плохие учителя и школы, просто дисциплина и строгость правил -реальный способ заставить ребёнка учиться (по доброй воле мало кто к знаниям тянется, когда вокруг столько соблазнов!) Для прочих же -свобода, а по сути -вседозволенность! Мой хороший знакомый, кстати, тоже учитель истории (увы, бывший) однажды , подменяя коллегу, сделал отпрыску на уроке какое-то невинное замечание: в ответ был послан, ну, понятно, куда. Класс заржал, ну, естественно, не стерпел-взял одной рукой за ворот, другой -за ремень и выкинул из класса! Так едва не посадили! Мамаша на шее отпрыска задокументировала стрингуляционную борозду - след от воротника и подала в суд. Из школы, понятно, попёрли... Не прав, конечно! Но как заставлять не желающего учиться преодолевать немалые трудности если нет никакого стимула? Любая учёба это прежде всего тяжкий труд, преодоление, насилие над собой-, отказ от времяпровождения в удовольствиях и развлечениях ,об этом как-то все позабыли. Учиться нужно заставлять (за редчайшим исключением), а как и, главное, кто это должен делать? Чья это обязанность?
Спасибо, Альбина. Всегда с удовольствием и вниманием читаю Ваши замечания и дополнения. Согласен, есть противоречие в трактовке образования как услуги, между тем, как оно, прежде всего, ценность. Проблема взаимоотношений учителя и ученика сейчас обострилась (объективными факторами, часть из которых Вы указали), и здесь обязательно нужны перемены.