Чем больше всего гордятся граждане США? Свободой. Свободой достаточно абстрактной, так как за слишком громкую музыку – не в многоквартирном доме, а на собственном участке – вы можете иметь весьма неприятный разговор с полицейскими, примчавшимися по звонку соседей, которые в обычные дни с вами приветливо раскланиваются.
Но об этом можно узнать, лишь пожив там (не в отеле!) какое-то время. Поэтому наши советские невозвращенцы, бросаясь в ближайший полицейский участок в поисках политического убежища, гордо заявляли журналистам и представителям своего посольства – «я выбрал свободу!». Не колбасу, не баночное пиво и даже не «Роллс-Ройс», а именно её. Которую облетает каждый прибывающий в нью-йоркский аэропорт Кеннеди.
Однако бывают случаи. Как, например, 11 сентября 2001 года. После той ужасной трагедии кто только не пнул ФБР – мол, прошляпили подготовку теракта. Агенты только разводили руками – «мы же не в тоталитарном режиме живём, чтобы добросовестных налогоплательщик ов подслушивать». Тогда Буш - тот самый Буш, которого доморощенные конспирологи подозревали в организации и финансировании терактов (бизнес-интересы ) - разрешил спецслужбам действовать в традициях КГБ (при НКВД телефония не была ещё так развита). С той поры прошло почти четырнадцать лет, и вот…
На минувшей неделе сенат США поддержал новую версию закона о сборе данных о телефонных переговорах американцев, ограничив полномочия Агентства национальной безопасности по прослушке частных телефонных номеров. Почти сразу президент Обама подписал законопроект, приветствовав его принятие после долгих баталий в соцсетях, где ему доказывали, что ничего не кончилось, а всё только начинается.
Собственно, закон, о котором мы говорим, является логическим продолжением «Патриотического акта», подписанного американским гражданским обществом и властями США на волне 11 сентября. В своё время он значительно расширил права спецслужб для противодействия террористам. В том числе по части сбора личных данных и прослушки. Его срок действия истёк 1 июня, после чего сбор метаданных о телефонных переговорах прекратился. Новый закон возобновляет программу слежки, но с иными полномочиями АНБ.
В чём суть нового законопроекта. Он лишает АНБ (этой аббревиатурой впору пугать всех, кто не в ладах с американским законом) полномочий осуществлять широкомасштабный перехват телефонных разговоров и хранить сведения о них на протяжении по меньшей мере пяти лет. Хранение такой информации предполагается доверить телекоммуникацио нным компаниям, то есть, вполне гражданским службам, откуда ничего не стоит организовать утечку или подчистку (присягой там никто не связан). Получать же детали разговоров интересующего их лица и до двух его собеседников американские спецслужбы смогут только с разрешения специального суда.
Также проект закона позволяет телекоммуникацио нным и технологическим компаниям дважды в год публично отчитываться о запросах на выдачу информации о клиентах и пользователях со стороны компетентных органов США. То есть, делает работу самых секретных организаций прозрачной для общества и, соответственно, контролируемой.
Однако американское гражданское общество, на волне страха перед надвигающимся на их комфортный мир исламским террором, хоть и подписало сердцем «Пакт», но умом так и не задумалось о масштабах того «колпака», под который оно угодило. Информацию о грандиозных программах электронной слежки американских спецслужб предал гласности тот самый Эдвард Сноуден, бывший технический сотрудник АНБ (интересно, а у нас привлекают к таким работам гражданских лиц без погонов и званий?), получивший за свой слив убежище на территории России. Американские спецслужбы признали, что не смогли предотвратить какие-либо теракты с помощью программы прослушки, хотя и осудили откровения Сноудена как угрожающие национальной безопасности.
Тут американское общество должно почесать себе репу… получается, что их тайны (в том числе интимные и коммерческие) кто-то слушал без всякой пользы делу. «Новый день пришёл в Вашингтон, и американское правительство обнаружило, что у него теперь меньше средств для расследования терроризма», - всхлипнули по этому поводу американские СМИ, не упускающие малейшей возможности вставить шпильку Белому дому.
Собственно, водораздел во мнениях прошёл там, где обычно – между демократами и республиканцами. Первые возрадовались, что гражданских свобод стало чуть больше (а это их козырная фишка во внутренней политике), вторые огорчились тому, что народ постепенно выбирается из-под их тотального контроля. Вот уж консерваторы отыграются на Обаме и его сторонниках, если в ближайшее время в Америке что-нибудь снова рванёт. Хотя уже сейчас не очень понятно, что именно предотвратили американские спецслужбы благодаря дорогостоящей программе по сбору данных о телефонных звонках и интернет-соедине ниях.
Просто представим себе, какой объём информации должны были переваривать операторы АНБ ежедневно, вычленяя то, что потом должны были расшифровывать аналитики. Сейчас их руководство говорит о десятках предотвращённых терактов… а почему не о сотнях или тысячах?
Когда-то я сам гордо заявлял одноклассникам, что мой домашний телефон прослушивается. А как же – родственники за границей, да ещё и активные члены белоэмигрантског о движения, сам засветился в диссидентской группе. Моё «а вот это не по телефону» звучало не по годам весомо и гордо. Хотя кого могло интересовать, в какую пивнушку мы собираемся в субботу вместо последнего урока труда…
Значительно позже меня просветил знакомый сотрудник КГБ, специализирующий ся как раз по подслушивающим устройствам и другой звукотехнике. По его словам, в многомиллионной Москве только десять тысяч частных телефонных номеров стояли на постоянной прослушке, до сотни тысяч прослушивались выборочно. Из известных людей он назвал только фамилию Жванецкого… уже далеко не мой уровень. И объяснил подобный «либерализм» элементарной дороговизной самого технического процесса, а также невозможностью содержать огромный штат постоянных сотрудников. Думаете, в современной Америке не так?
Конечно, кое-какие успехи у американских спецслужб безусловно есть. Так, в 2006 году была арестована некая группа, планировавшая взорвать небоскрёбы в Чикаго и Майами. В 2008-м АНБ доложило, что им предотвращено покушение на кандидата в президенты Обаму. А в 2013-м был задержан некто Резван Фирдаус, который собирался атаковать здания Капитолия и Пентагона, направив в них заминированные самолеты-беспило тники.
Во всех трёх случая сработала информация от внедрённых агентов. Старый испытанный метод… главное, экономичный.
Кстати, в случае с братьями Царнаевыми никакая прослушка не помогла - http://rusnord.r u/incident/33762 -zelenaya-milya- bratev-carnaevyh -chto-takoe-ne-v ezet-po-amerikan ski.html. И в истории с вашингтонским снайпером, 23 дня державшим в страхе американскую столицу и соседние штаты, тоже. Не говоря уже про расовые волнения в Балтиморе и Фергюссоне.
Так что, на мой ироничный взгляд, весь этот «Патриотический акт» для американских спецслужб обычное «освоение бюджета». Так нам хорошо знакомое в России…
даже спорить по теме не нужно. не оперативность, наплыв информации, а особенно в вечернее время от спешащих зомби.
вообще мажоры и путиноиды думают? анализируют? крым нашисты вообще с головой дружат!!!!
мдя
и чо чел стока слов написал? к чему?
ребус! кросворд!
Российский журналист Роман Захаров пытается с помощью ЕСПЧ разбираться с этим вопросом:, интересный кейс: http://7x7-journal.ru/item/48969