«Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем несравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям и после длительных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право». Читаем Сухомлинского.
«Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».
В.А.Сухомлинский имел уникальный опыт, сочетая должность директора школы с деятельностью не только учителя, но и классного руководителя. Учитывая современную нагрузку как школьных управленцев, так и педагогов, в наше время повторение этого опыта кажется нереальным. А ведь классик педагогики утверждал мысль об обязательной повседневной практике общения с детьми, воспитательной работе директора: «Воспитывать детей через учителей, быть учителем учителей, учить науке и искусству воспитания – это очень важная, но только одна сторона многогранного процесса руководства школой. Если главный воспитатель только учит, как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, он перестает быть воспитателем. Теряет способность чувствовать духовный мир ребят... ". В ту ли сторону пошло развитие школы, если в ней сегодня объективно директор не волен выделить достаточное время на общение с детьми?
Сколько живёт школа, столько в ней противоборствуют два типа учителей. Одни пытаются найти любые возможности, чтобы расположить к себе ребёнка, найти подходы к самым сложным ученикам. Другие занимают сторону обвинителей, мол, "такие-сякие", ничего не могут и не хотят. Но если спросить последних, что они знают о "двоечнике", каковы его интересы, семья, здоровье, то часто вразумительного ответа не получить. «Человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, - не знает детской души, а кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей… С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка – застегнутая на все пуговицы рубашка».
Особую роль Сухомлинский отводит учителю начальных классов: «Он должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Вера маленького школьника в учителя, взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который видит ребёнок в своем воспитателе, - это элементарные, и вместе с тем сложные, самые мудрые правила воспитания, постигнув которые учитель становится подлинным духовным наставником».
Ничего ещё не зная о ФГОС и системно-деятельностном подходе, отечественный педагог фактически его применял и пропагандировал: «…вместо того, чтобы играть, отдыхать, жить среди природы, снова садятся за книгу. Пребывание ребят в школе превращается в бесконечный, утомительный урок… Почему так получается? Потому, что вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело более сложное, чем провести уроки».
Глубокий гуманизм Сухомлинского проявлялся в отношении к детям из неблагополучных семей: «…одной из важных задач является возвращение детства тем, кто в семье лишен его. Жизнь утвердила убеждение в том, что, если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца. Выпрямить душу такого человека – одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом трудном, самом кропотливом труде происходит, по существу, главное испытание по человековедению. Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать детское сердце от зла».
Крайне актуальны его слова о влиянии родителей на детей: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными». Или вот ещё очень важное: «…многие родители, ослепленные инстинктивной любовью к своим детям, видят в ребенке только красивое, не замечая отрицательных черт. В капризном взгляде, в надутых губах, в презрительной усмешке четырехлетнего балбеса (он справил нужду на глазах у взрослых, чем вызвал умиление матери) уже угадывалось мерзкое существо, из которого может получиться подлец, если его не одернуть, не заставить взглянуть на себя глазами других людей». «А бывает и так, что мать пытается отвлечь внимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын не пролил ни одной капли из полной чаши радости. Это ничем не прикрытая школа эгоизма. Не уводите ребенка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка».
Об особенностях детского мышления:
«Я тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить».
«Детям не надо много говорить, пичкать их рассказами, слово – не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное… Умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».
«Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство…».
«Если ребенку в учении все достается легко, у него постепенно воспитывается лень мысли, которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни. Как это ни странно, но лень мысли чаще всего развивается у способных детей, если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей».
Об интенсивных уроках:
«Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы «не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот «ускоренный» темп непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его в «упряжке» и понукает: скорее, скорее…»
Об оценках:
«Двойка – это очень острый и тонкий инструмент, который у мудрого, опытного учителя начальных классов всегда лежит в запасе, и он им никогда не пользуется. Если хотите знать, в начальной школе этот инструмент для того и должен существовать, чтобы им никогда не пользоваться. Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперёд… «В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости», - писал Януш Корчак. Уважайте детское незнание – эти слова польского педагога запомнились мне на всю жизнь».
О трудовом воспитании:
«Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды».
Сравнивая «Школу радости» с реалиями сегодняшнего дня, приходилось и улыбаться. Повторюсь, фантастическим сейчас выглядит наличие значительных временных ресурсов директора школы, который может лично посвящать своим воспитанникам многочасовые ежедневные занятия (хор кузнечиков, прогулки в лес, оборудование «уголка мечты» в пещере, выращивание сада и т.п.), «я не составлял детального плана: что и в какой день буду говорить детям, куда поведу их». Отсутствовала мелочная регламентация всего школьного уклада, позволявшая ввести свободное расписание занятий (например, с 6ч вечера); "не было установлено, сколько времени должны находиться дети под голубым небом», в один день занятия продолжались 1-1,5ч, в другой – 4ч. Кроме того, авторитет учителя, доверие к нему позволяли пользоваться настолько гибким графиком, воплощать в жизнь проекты, подобные организации летнего лагеря на месяц в шалашах на берегу пруда с постелями из соломы, колхозным поваром. Ещё одно ключевое отличие - огромная роль трудового воспитания: обустройство купален, кухни, школьного сада, попечение за 20 телятами и 2 лошадьми, работа пастухами, покупка продуктов, помощь повару, сенокос и др., тогда как теперь привлечение к труду за рамками учебной программы (уроки технологии) прямо запрещено законодательством.
Имея в семье ребёнка-первоклассника, конечно, не мог не заинтересоваться отдельно идеями В.А.Сухомлинского для воспитания дошкольников и детей младшего школьного возраста:
- как можно больше занятий на свежем воздухе, в условиях естественной природы (лужайки, луга, лес). Книга природы – самая чудесная в мире книга
- наблюдение природы (птицы, растения, пейзажи) во всякое время года, в том числе посещение зимнего леса (костры, каша); целые дни на воздухе в тихие дни и умеренные морозы
- в летний период – ходьба босиком, купание, принятие душа на улице в целях закаливания
- периодически – жизнь вне дома, например, в палатке на берегу пруда
- составление сказок и рассказиков («Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без сказки») – наблюдая природу, облака, замерзшие стекла и др.
- составление самодельных книжек-картинок
- беседка в саду для выполнения уроков с ранней весны и до поздней осени
- решение задач-загадок как незаменимое средство тренировки ума
- оформление «комнаты сказки» (изготовление фигурок, теремков и иного реквизита)
- специальный подбор музыки для слушания: Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник», «Травка зеленеет», из балета «Щелкунчик» - «Танец пастушков», «Танец феи Драже», из балета «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Детская песенка», «Итальянская песенка»; Моцарт «Колыбельная», Шуман «Смелый всадник», «Веселый крестьянин»; Григ «В пещере горного короля», «Норвежский танец», «Кобольд», «Танец эльфов»; Н.Лысенко «Коза-дереза» (детская опера), Глинка «Марш Черномора», Гуно марш из оперы «Фауст»; Римский – Корсаков «Полет шмеля», Шуберт «Экосезы»; И.Дунаевский «Скворцы прилетели» и др. (перед прослушиванием рассказ о той действительности или фантастических образах, что отражены в музыке)
- праздники цветов.