Символично, что наш губернатор получил высочайшее благословение на досрочные выборы в день, когда в Архангельской области зазвучали первые «последние звонки». Дальше перед школярами выпускные экзамены и… на большую дорогу жизни. Всё, как у Орлова. Единственное, ему очень хочется остаться на второй год. То есть, на второй срок.
О том, что Орлов собирается в Москву испрашивать варианты своего будущего, я узнал ещё в середине месяца. Ну, и не преминул оповестить об этом читателей. Реакция общества была, скорее, скептическая – да ну, не будет он сам на отставку напрашиваться. Вот такая в народе оценка эффективности своего губернатора, никакого специального опроса не надо.
Но были ли у Игоря Анатольевича варианты? Вот-вот должен закончиться срок, отведённый на объявление досрочных выборов. Следующие будут через год, уже ясно, что их объединят с федеральными парламентскими. При таком раскладе избираемый глава региона становится «паровозом» для своей партии, в нашем случае, «Единой России». Кто же допустит, чтобы главную в стране партию представляла сомнительная личность с сомнительными достижениями и сомнительными связями?
Получается, что, не рискни сейчас Орлов пойти на досрочные выборы, ему бы оставалось весь год трястись и ждать, когда снимут. Если же снимут, то и посадят, эта практика известная. Если президент объявляет вотум недоверия своему назначенцу, значит, последний не выдержал испытание властью, окончательно скурвился и вступил на кривую дорожку порока. Ведь признать, что он был изначально непригоден к должности, значит, навести тень на всю кадровую политику Кремля.
А тут ещё совсем тревожные звоночки. Да-да, я имею ввиду предпраздничное задержание мэра Северодвинска Михаила Гмырина. Источники так охарактеризовали его поведение в тот злополучный день – «стал бычить, неправильно себя повёл». Я узнал по своим каналам, что означало в данном случае «неправильно». Гмырин не только не стал сотрудничать со следствием, он даже не пытался отрицать и оправдываться. Сразу начал козырять своими близкими отношениями с губернатором, что в наших российских реалиях равносильно угрозе. И Орлов сначала действительно за него вписался, добился освобождения «до особого распоряжения».
Сейчас о том, что Гмырин таки попадёт под следствие, не написал, разве что, журнал «Мурзилка». И явно об этом донесли Путину. Ну и что, скажет прямолинейный обыватель, какое дело президенту до мэра небольшого провинциального городка с населением меньше 200 тысяч? В том-то всё и дело, что Северодвинск для Путина совсем не простой, это колыбель его силы, залог международного авторитета. Думаете, когда горел «Орёл» никто из Европы не набрал его по международке, не поехидничал с деланным сочувствием в голосе над обороноспособностью России?
Возможно, именно история с пожаром на АПЛ морально развязала спецслужбам руки, чтобы взяться за северодвинского градоначальника всерьёз. К слову сказать, я неплохо отношусь к Михаилу Аркадьевичу. В прошлой жизни писал с ним несколько интервью – вполне адекватный, доброжелательный человек (в то время профсоюзный босс). Помню, многие тогда (осень 2003-го) потихоньку вздыхали – «надо было Гмырина выдвигать в одномандатники, а не Румянцеву, только он мог Крупчака «сделать». Но получилось так, как получилось…
Увы, но теперь Михаил Гмырин тот, для кого расчищали дорогу на последних мэрских выборах, убирая из гонки всех мало-мальски сильных кандидатов. Если помните, губернатор Орлов лично уговорил кандидата Дятлова, у которого ключи от Северодвинска были практически в кармане, снять свою кандидатуру в пользу действующего мэра. То есть, именно Орлов теперь морально ответственен за всё, что натворил Гмырин за последние два года. Думаете, Москва этого не знает – не понимает?
Понимает и сам Орлов. Вот, как он характеризовал своего старинного дружка по работе на «Звёздочке» в 2013 году: «Проекты, начатые Михаилом Гмыриным, направлены в будущее, на развитие города, на создание нормальных социальных условий для северодвинцев. Работы еще очень много: сплотить город, промышленные предприятия и компании».
А вот, что он говорит о нём уже в мае 2015 года: «По мэру Северодвинска ответ такой: уже известен ряд серьезных нарушений, которые допустили сотрудники мэрии Северодвинска. Сейчас необходимо разобраться, кто и как участвовал в выявленных безобразиях. Правоохранительные органы этим и занимаются».
Помните из Высоцкого: «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так»? Именно что «так»… пустое место. Причём только слепому неясно – Орлов отступился от своего друга в свете поездки в Москву к Путину с прощением о досрочных выборах. Тот ещё калининградский «гардемарин».
К слову, в местных СМИ уже активно делят кресло мэра Северодвинска между возможными кандидатами, упоминаются фамилии Мелехина, Рудя, Чурсанова, Мошарева, Алсуфьева… Стоп, а почему не Дятлова, за которого по многим опросам Северодвинск готов был проголосовать всего лишь два года назад? После громкой отставки по коррупционным признакам логично будет потрафить желанию народа, дабы снять очаг социальной напряжённости в знаковом городе, который при плохом стечении обстоятельств может превратиться во второй Чернобыль. К тому же мне намекнули, что не без участия Дятлова новость о возбуждении уголовного дела против Гмырина попала в федеральные СМИ, где обрела статус практически решённого вопроса.
Интрига в том, что мэр Северодвинска Александр Дятлов вряд ли поддержит на выборах губернатора Орлова. Во-первых, он ему не простит своё снятие с практически выигранных выборов, за которое получил кукиш с маслом. Во-вторых, Александр Владимирович, как ни крути, «соломбальский», но никак не «калининградский». Ну, а сдавать своих совсем не по-пацански.
Но вернёмся к главной теме. Моё сообщение о визите Орлова в Кремль вызвало определённый резонанс. Местный интернет-ресурс, обслуживающий как правительство Архангельской области, так и интересы гей-сообщества, выпустил опровержение. Мол, «ерунда всё это, звонили в областную администрацию, губер на своём рабочем месте и никуда не собирается». Явно ребятам было дано указание темнить. А смысл? Возможно, Москва до последнего тянула, просчитывая варианты. Или же это региональные власти были не уверены в исходе аудиенции – вдруг, да попросят с вещами на выход.
Зато теперь… Прихваченный областной администрацией интернет так и запестрел заголовками «Президент оказал губернатору Орлову своё высокое доверие». Ой ли? Лично я прочитал в сообщении сайта kremlin.ru про то, что Игорю Анатольевичу разрешили попробовать получить доверие народа. Что далеко не факт.
В самом тексте общения губернатора с президентом меня смутило не единожды повторяющееся «я служу». «Собачки служат, я – работаю», - так, кажется, у Стругацких в «Понедельнике начинается в субботу». И вообще, глагол «служить» в устах не служившего срочную Орлова звучит вычурно, фальшиво. Думаете, профессиональный контрразведчик Путин не улавливает подобных нюансов речи?
А ещё я сравнил стенограмму двух встреч президента. В первом случае, принимая у себя губернатора Смоленской области Алексея Островского, который отработал в должности те же три года, что и Орлов, Путин без комментариев выслушивает отчёт о проделанном и даёт добро – результаты есть, выбирайся, доверяю. В случае с нашим, он перебивает просителя, зачем-то уточняет о сроках выборов (вдруг, даже этого «двоечник» Орлов не знает), интересуется ростом заработной платы. И слышит в ответ - Мы везде обеспечивали рост. Знаете, какой стон стоит в интернете по этому поводу? Люди разве что только не матерятся, вспоминая официальные отчёты о тридцати тысячах на душу населения, когда многие не дотягивают и до двадцати.
По тому, что опубликовано на кремлёвском сайте, выходит, что встреча длилась не больше двух-трёх минут. Что вряд ли, явно многое осталось за кадром. Например, разговор о реальных зарплатах в области, о росте коррупции, о патовой ситуации в экономике. Только это никак не вяжется с одобрением кандидатуры Орлова. Поэтому просто «пробуй, делать нечего, а там как получится», а не «я в тебя верю»
И как получится? Орлову уже присягнул на верность Эрнест Белокоровин, которому в качестве бонуса обещана Соломбала. Выступил известный предприниматель и чиновник от имени простого избирателя. Отзывы тех, кому ничего не обещано, вы сами без проблем найдёте в интернете.
Хотя кое-кто из профессионалов поспешил предречь Орлову лёгкую победу. Например, политолог Андрей Чураков считает, что против действующего губернатора будет выдвинута парочк-другая «статистов» для создания видимости демократичности: Возвращенная система губернаторских выборов очень далека от той, что существовала ранее. Это всего лишь прикрытие для того, чтобы сказать народу – дескать, вы теперь сами ответственны за ваш край, потому как напрямую избираете себе руководителя. Но фактически ничего не поменяется, потому как еще не один кремлевский ставленник ни разу нигде не проигрывал.
Именно потому, что ещё никто не проигрывал, шансы Орлова кажутся более чем призрачными. Понятно, что в теперешнем внешнеполитическом состоянии Кремлю может и наплевать на мнение мировой общественности. Но есть свои, которых нужно иногда одёргивать примером, показать, что членство в «Единой России» ещё не индульгенция на безделье. Я посмотрел на список «досрочников», наш там один из слабейших. К тому же он последний, кому разрешили побыть в ранге ВРИО. Значит, долго принимали решение. Какое?
Обратите внимание, как быстро отреагировал на сообщение о досрочных выборах в Архангельской области депутат Госдумы Ярослав Нилов, ещё недавно открещивавшийся от каких-либо амбиций. Наверное, он знает больше нашего. Например, что в Москве дана команда пробовать всем, кому охота, препятствовать никто не собирается. Слышал я, что и у наших депутатов, что в Госдуме, возникли избирательные настроения. Большая игра только начинается…
Тем же, кто безоговорочно верит в неизбежность Орла, как губернатора второго срока, я хочу напомнить фиаско Ефремова, тоже поддержанного президентом на выборах 2004 года. Его даже плакаты в обнимку с Путиным не спасли, избиратель заявил, что в отсутствии альтернативы готов голосовать «хоть за чёрта лысого».
Пардон, в сегодняшнем варианте конечно за чёрта лохматого…