В свет вышла новая книга, составленная коми учеными. Сборник текстов под названием «Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе» подготовлен сотрудниками Института языка, литературы и истории Коми НЦ А.Н. Рассыхаевым и В.М. Кудряшовой.
Издание содержит традиционное духовное наследие ижемских коми, проживающих в Ненецком автономном округе. Для сравнения включены некоторые материалы, относящиеся к культуре коми-ижемцев, но записанные в Ижемском, Сосногорском, Печорском и Усинском районах Республики Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Мурманской и Тюменской областях. Несколько текстов было включено из опубликованных, но труднодоступных источников (сборник Тойво Уотила, монография по ижемскому диалекту коми языка). В новом издании представлены тексты сказочного (волшебные сказки, сказки о животных) и несказочного фольклора (предания, былички, рассказы о сновидениях, анекдоты, поверья), детского фольклора (колыбельные песни, считалки, песни-сказки, потещки), описания традиционных народных игр.
При составлении сборника авторы ориентировались на доступные архивные материалы из Научного архива Коми НЦ. Прежде всего, это уникальные и ранее никогда не публиковавшиеся произведения в записях В.М. Кудряшовой, Ю.Г. Рочева, Ф.В. Плесовского, Н.А. Мальцевой, А.С. Сидорова.
Много новых фольклорных текстов включено в сборник по итогам работы фольклорно-этнографической экспедиции, в которой участвовали заведующая коми отделом ЭКЦ НАО О.М. Коцюбанская и научные сотрудники ИЯЛИ Коми НЦ – этнограф, к.и.н. В.Э. Шарапов и фольклорист, к.филол.н. А.Н. Рассыхаев. Экспедиция проведена в июне 2014 г. при финансовой поддержке Этнокультурного центра НАО. В течение двух недель полевой работы в д. Волоковая и г. Нарьян-Мар были опрошены 38 информантов преимущественно пожилого возраста. Многие из них – это потомственные оленеводы, родившиеся и всю жизнь прожившие в Канинской, Малоземельской или Большеземельской тундрах, но потом принявшие оседлый образ жизни. Бороздя тундру, они контактировали и с коренными ижемцами из Коми, и с русскими, и с ненцами. Записанный в экспедиции материал, представляющий современный срез фольклорной традиции ижемских коми, послужил органичным дополнением к архивному.
В сборнике тексты на коми языке даны в переводе на русский язык. В комментариях отмечена этническая идентичность информанта, владение ненецким языком или ижемским диалектом коми языка, работа в оленеводстве. Сборник снабжен указателями, проиллюстрирован фотографиями информантов, предметов традиционного оленеводческого быта.
Сборник, подготовленный по заказу Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа по государственной программе Ненецкого автономного округа «Культура на 2014–2018 гг.», издан тиражом 500 экземпляров.
Запланирована презентация нового фольклорного сборника. Выделенная для Коми Республики часть тиража будет направлена в библиотеки региона.
Отлично, где его можно приобрести?
Издан по государственному заказу не нашего (Коми) региона, в продаже не будет. Только распределение по библиотекам и заинтересованным лицам - после получения всех книг, которые нужно еще привезти.
О моей родне...дааа, с удовольствием почитала бы. Да и родным подарила. Алексей, ГДЕ?
Вчера днем новость про издание сборника написал на сайт "7х7" http://7x7-journal.ru/post/56474, но в итоге заметка в мнения перекочевала из Живого журнала.
Издание научное, не популярное или художественно-литературное. Поэтому с удовольствием прочитать, наверно, не получится, но соприкоснуться с таинственным традиционным укладом кочевых коми удастся.
И еще сообщите, пожалуйста, где и когда будет презентация?
Будет две презентации, как минимум - для разных сообществ. С датой и местом определяемся. Сообщу
Ну вот, может когда хочет. Сборник, фольклор, дело полезное, а то смешил людей историей про закусочную, пельмени и Путина.
Öльöш Рассыхаев Издал новый сборник по фольклору ижемских коми:)))
Новость хорошая. Не очень понятно: все тексты даны на двух языках? Если да, то каков же объем сборника?!
Объем сборника - 504 страницы (31,5 п.л.)
Тексты, записанные на ижемском диалекте коми языка, сопровождаются параллельным переводом на русский. Есть несколько текстов, которые были записаны мной и другими исследователями на русском языке (по разным причинам).
А сами ижемцы согласны, что их язык, это всего лишь диалект коми языка?
Так и литературный коми язык - это был тоже один из диалектов коми языка. Просто его обЯвили после 1917 года литературным. Всего диалектов коми языка. двадцати.
ахинею несете. Литературный язык - наддиалектная форма, а не дальнейшая ступень развития диалекта.
предоставьте научные данные, доказывающие наличие грамматики и письменности, чтобы объявить диалект отдельным языком?
Все диалекты коми языка были равными. После революции 1917 года попытались создать Коми Социадистическую республику равнуб Российской республике. Провели в 1921 году съезд, избрали наркоматы,а вопросы войны и международной политики решили осуществлять вместе с Россией. В остальном полная независимость. Из Красной армии вызвали в Коми командиров и комиссаров из числа коми. Решили добывать нефть ( хотя в Москве утверждали в это время, что в Коми нет нефти) и уголь, а для этого продать за рубеж. запасы стройматериалов, напиленных в годы гражданской войны на фабриках вдоль реки Печоры.
В это время один из диалектов коми языка, которым говорили коми, живущие близ Усть- Сысольска, объявили литературным языком. Кремлевские вожди взбеленились, когда к ним доложили об
ЭТом. Сталин и Енукидзе приложили много усилий, чтобы не допустить функционирования Коми республики. Позднее почти все коми активисты этого съезда были репрессированы. А опросы населения среди коми, живущих на территории нынещней Коми республики, а также среди коми Пермского края, Кировской области, Соль- Вычегодска и так далее, о желании жить в одной Коми республике, были объявлены незаконными. Коми республика в 1921году объединяла территории нынешней Коми республики , Пермского Края, территории за Уралом вдоль реки Обь, нынешней территории Ямало- ненецкого округа, часть территорий нынешних Вологодской, Кировской и Архангельской областей. Сталин позволил создать лишь автономную область на маленьком клочке провозглашенной коми народом республике.
Не диалект объявили литературный языком, а на основе присыктывкарского диалекта коми языка создали литературный язык коми.
Сама по себе грамматика и буквы не есть доказательство диалекта. У русского схожа грамматика и письменность с украинским, белорусским и даже сербским и черногорский, но эти языки не считаются диалектами русского.
Спросите самих Ижемцев. Или для коми учёного их мнение без разницы?
Морфонологических и морфологических особенностей в ижемском диалекте столько же, сколько и в других диалектах коми языка. В лексике много русских и ненецких заимствований. Разве это весомые доказательства, чтобы диалект назвать отдельным языком?
Давайте на примерах: Финский и эстонский настолько схожи, что им переводчик не нужен.
А вот ижемцы и " литературные" коми друг друга просто не понимают.
Однако, Вы не будуту спорить с эстонцами за то, что бы считать их финнами, а ижемцам в праве на этническое национальное самоопределение отказываете....
Вы живете в мире мифов. Уверяю Вас, что финн эстонца поймет не сразу.
Еще раз, разжевывая информацию, пишу, что в Ижме, Усть-Куломе, Кослане, Визинге, Летке и т.д. коми говорят на своих диалектах, а изучают в школах литературных коми язык, который имеет свои нормы произношения и правописания, грамматику, словари. На литературном коми языке пишут, читают, распространяют информацию - и все понимают друг друга. Литературный коми служит объединяющим средством. Противопоставление "ижемский диалект - литературный язык" бессмыслен, т.к. все ижемцы из Коми изучали в школе литературный коми язык. В каком объеме усвоен литературный язык - вопрос индивидуальный и не лежит в этнической плоскости. Почитайте коми писателей, носителей ижемского диалекта, насколько красиво они пишут на литературном коми языке! Понимаю, что прочитать их произведения Вам не под силу. Могу назвать таких авторов, как Яков Рочев, Егор Рочев, Валентина Ануфриева, Людмила Втюрина, Любовь Ануфриева (Ерофеева) и т.д. Могу добавить еще несколько десятков писателей и журналистов. Если бы они не понимали литературный коми язык, то как могли написать столь великолепную прозу и поэзию????? Вы не задумывались об этом????
Вместо того, чтобы оперировать мифическими представлениями, было бы лучше, если разобрались с реальным положением.
Нет черногорского языка. Черногорцы - это сербы.
Ижемский диалект почему то значительно быстрее и лучше усваивается практически всеми иноязычными, нежели официальный литературный язык. Вдоль припечорья очень многие приезжие довольно быстро овладевают коми языком ижемским диалектом. Это отмечали уже почти сто лет назад. И это явление имеется и по сей день. И еще один феномен: коми говорящие на различных диалектах в Пермском крае, тоже легче понимают и легче общаются с ижемцами, нежели с зырянами. Такое же явление распространено и среди удорача ( удорских коми).
Не это вопрос.
Вопрос всё тот же, что в обращении к обществу Л. Поповой. Почему кто-то, а не родители определяют национальность детей и про какую родину им рассказывают в школе. С какой историей? Чем закончилось полоскание мозгов на Украине - известное.
100 лет назад, когда 95 % жителей составляли коми, русским и другим народам приходилось учить язык большинства. Это не замечательная черта ижемского диалекта, а общекультурная тенденция.
в ижемском диалекте коми языка и диалектах коми-пермяцкого языка очень много русских слов. Вот вам и ответ, почему они понимают друг друга. А общего у них столько же, сколько и с другими диалектами. У них общих словарный фонд.
Почему Стефан Пермский избрал нынешний Усть-Вымь,центром для христианизации земли Пармы?Почему он там открыл школу церковно-приходскую и оттуда пошли дьяки,по краю нашему?И почему разговаривать на старорусском тяжелее чем современным русским,для любого человека с других стран?Тоже самое Изьва-кыв,он модернизирован,и сделан намного удобным ,так как там было большое скопление разных народов,Усть-Цилемы,Ненцы,Ханты,Манси,Коми -пермяки заходили,и так далее.Вот вам и язык,и говор.более универсальный и облегченный.Поэтому язык литературный близок до Усть-вымьского,и имеет право на язык национальный.а мы Изьва-мортъяс,это поймем,и поймут тдругие если хоть немного знают историю своего КРАЯ.
Почему Стефан Пермский сделал свой центр в Усть- Выми? Это не является секретом. Коми край был хаселен отниками и рыболовами и без соли жить не могли. Ущкуйники ( то есть разбойники ) Стефана Храпа занимались грабежом и насилием. Они заняли ме то у соляных варниц и стади обжирать тех, кто пощел крапу на поклон. Остальные погибли от голодных смертей и болезней, потому что невозможно было выжить без соли. Население коая сокоатилось на три четверти. Это было сравнимо с кровавым крестовым походом против иноверцев. В устном творчестве раньше было много сказок, связанных с тем, какими хитростями пытались получить соль и как при этом рисковали.а сам Стефанрап был неграмотным и не умел ни читать ни писать. В Перми есть подлинный посохрапа с вырезанными на нем письменами. Православная церковь объявила его святыней. Копия посоха есть в Стефановском Соборе Сыктывкара. Сфотографируйте его и поймете, что письмена вырезаны с многочисленными ошибками. Грамотный человек не стал бы ходить с таким посохом. А поскольку Храп был неграмотным разбойником, который за мзду прошел ( купил) хиротонию и не стал даже при постриге в монахи менять свое имя ( остался Стефаном), то посох- это фактическое свидетельство, которое невозможно игнорировать.
Не знаю кто вы?Ну по письму догадываюсь.Понимаю у вас свое видение, истории земли Коми.и хотите это выразить ,Спасибо.Прочел, увидел,ознакомился.
Теперь мое видение.Не надо из него дурака лепить,он был довольно не глупый,человек.Фанатик христианства,миссионер-да.Откуда он, все это впитал. дело другое.прошел монастырскую школу в Ростове-а там промывали мозги.что кто не верил в Христа,тот для них страшный человек.Подготовился основательно,пришел с библией на языке пермских народов,и сделанных из пасов.Переделанные в щипасы,что очень много облегчало,не думаю что все до этого он сам додумался.Язык он знал свободно,тогда вся Вологодская область ,и Архангельская ,Вятская этот язык знали и изъяснялись на нем свободно.Точно так же ,и все поклоники Зарни-Ань,и Войпеля.
Приехал с грамотой,от князя Московского и от Московской епархии,только до этого недавно Дмитрий Донской ,Устюг забрал под свое крыло.А эта грамота очень много значила...
Начал с с Пыраса-Котлас(но не долго,что-то аудитория не та???),думаю в Пырасе была проверка(действует грамота.или нет,башку не отбили,можно дальше),и поехал в Йемдын,не случайно,это было Мекка-Зарян,где точно два раза в год собирались все народы поклоняющиеся этим божествам,и Пам была фигура не маловажная,и видать не глупая.потому как знал что эта грамота дает,снеси они голову Стефану,и его сопровождению,догадывался что ждет,этих людей.Так как в Поволжье и не только уже были загнаны люди под землю,кто христианство не принял.и позже это продолжалось.до сих пор находки,под землей людей в куче затоптанных ,как и по сценарию чуди,сделано(эрзянские.марийские,и другие народы.за этих точно знаю,скидывали археологические находки).Поэтому своих людей пожалел,но что интересно ведь основные идолы были уже увезены,остались немногие,и Священное дерево (его никуда не денешь),разочарован был Стефан видать что еще хотел увидеть,(но это догадки).Пам ушел,увидев что народ не внял,что Москва ничего хорошего не принесет,кроме пополнения своей казны пушниной и всеми богатствами что есть в этом краю.И была создана епархия Пермскаяи, 300 лет читали молитвы и службы на Зарянском языке,пока все не перешло в Вологодскую епархию,и они сказали не гоже слово божье читать на языке инородцев,и дъяки постепенно,переписали наш народ в Зырян(а мы его приняли,к сожалению...)
А вы сами изучите письмена на посохе Стефана Пермского. Все филологи и историки изучали старославянские шрифты, которые применялись в письменности в разное время. Эти письмена, вырезанные на посохе, можно найти и в сети интернет и на копии посоха ( он хранится в Стефановском соборе). Русская православная церковь официально признала этот посох, хранящийся в Перми, святыней. То есть подлинным. И если вы начнете читать эти письмена, то сами увидетите огромное количество ошибок. Это означает, что владелец посоха не умел ни читать, ни писать, поэтому носил этот посох. И все сказки о добром святителе начнут развеиваться.
Тем более, что народная память из поколения в поколении передает предания о злобном разбойнике Степане Крапе. Если учесть, что коми язык не имеет букв "ф " и "х", и не произносят их, то речь идет о Стефане Храпе ( Пермском).
На этом сайте была довольно бурная дискуссия на эту тему. ( автор. Семен Терешонков). Много было написано и про Дмитрия Донского и церковную смуту, которую он учинил, когда избил митрополита и посадил его в темницу. А потом сам назначил митрополита. А тот выехал из Млсквы и взял с собой троих людей. Хиротонию их проводил один за пределами того храма, где традиционно проводили хиротонии в епископы. Друг за другом произвел трех епископов. Стефан Храп был третьим по счету, и хиротноию прошел уже с участием двух новообращенных епископов, которых только что произвели в сан епископов. А стать епископом можно было только, заплатив огромные средства. Стефан Храп вместе с бандой разбойников , которых народная память коми называет ушкуйниками ( ушкуйяс), грабил и разорял коми язычников, убивал их, сжигал их кумирни и капища. Отбирал пушнину. Часть пушнины по дороге в Москву обменял на пермское серебро. Привез с собой серебро и пушнины, и купил себе сан епископа. И даже при хиротонии сохранил свое имя Стефан. Так как не имел пострига в монахи и сразу прошел хиротонию во епископы. Сохранение имени, которые было до плстрига в монахи недопустимо церковными канонами. А Стефан остался Стефаном. Миф о коми азбуке придуман после его смерти. Мифотворец взял несколько знаков, в том числе из иврита и объяснил, что это письмена, придуманные Стефаном Пермским. Как вы думаете, почему на посохе Стефана Пермского, на котором вырезаны сцены военных баталий вооруженных людей по завоеванию коми коая, сопровождаются хаписями на кириллице? Жа потому что Храп не подозревал о том, что спустя много лет после его смерти придумают миф о том, что он был просветителем, придумавшим азбуку для коми, а не злобным и беспощадным разбойником. Где, кроме одной иконы, происхождение надписи на которой никто не может подтвердить, свидетельства о том, что такая азбука была и применялась? Их нет и не было.
На этом сайте была довольно бурная дискуссия на эту тему. ( автор. Семен Терешонков)
Скиньте где эта дискуссия?Хорошо вопрос.а как же школа ,оставшаяся после его пребывания в земле Пермской,и основание Пермской Епархии??????????Ведь все Поповы в коми.коми-перми,это выходцы с этой школы,и после его окончания получившие эту фамилию,это не в одном источнике написано.Вашу версию можно опровергнуть,как и продолжить.Поэтому скиньте почитаем ,и вернемся.И поговорим и за грамоту стефановскую,и за все остальное,и за ушкуйников(ведь ругательство в ижемском диалекте про них до сих пор есть.а слова не выбросишь.если они в матах сидят))))))))))))))
До середины 18 века священнослужители России не имели фамилий. А крестьяне случалось, вплоть до начала 19 века оставались без фамилий. Поэтому очень часто Поповыми называли тех, кого крестил поп. Версия о том, что священники их дети при Стефане Пермском или позже носили фамилию Попов- это миф.
Вам тоже рассказывали в детстве про ушкаев?Такие рассказы и были о злых ушкаях Крапа, которые перекрыли доступ к соли и народ стал вымирать. Потому что нечем было солить пищу и загатавливать ее в прок.
Кажется хотите подать историю,но так однобоко,и без доказательной базы.вы выложите,от чего отталкиваетесь,и не знаю за всех я почитаю покопаюсь увижу.и только тогда соглашусь или нет..а так ,соль.посох.и Храп.За школу повторяю вы сильно ошибаетесь была она и выпускала своих дьяков,которые между прочим и понесли о народе зырян-которых до этого в помине не было,они были первыми кто писал и на русском (стефановские грамоты пока, да оригиналов еще выложенных не видел),что наводит на мысли.Но алфавит сохранен и есть.и название его есть -Анбур(давно в обиходе).Вот эти дьяки получившие добро,и шли по селам ведя дальнейшее христианство.Было это,было.Если хотите ,доказать свою теорию истории,про Храпа,доказывайте аргументированно.Будет интересно.а так ,это ничто,только видение свое,и все...
А каких доказательств Вы ждете ? Письменных ? Документальных ?
Вы думаете, что "церковники" так и написали о себе документально " захватили соледобычу ,соляные дороги , уничтожили бывших владельцев , изгнали бывших почитателей этой священной рощи ....." ?
И еще. Вот "церковники" не в состоянии доказать аргументировано , почему Стефан Крап применил "колдовство" для того, чтобы ослепить язычников .
"Церковники" не могут доказать , что Анбур применялся. Так как нет текстов.
"Церковники" не могут доказать , что посох принадлежал Сефану , но объявили этот посох святым ? :)))))
Павлу Попову следует обратить внимание на то, что он в основу своих позиций берет Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием. Пусть обратит внимание на то, когда приписывают Епифанию дату написания Жития. А затем пусть посмотрит, когда Стефана Пермского признали святым. И он сразу поймет, что никакого Жития Стефана Пермского святителя никогда не существовало. Сказать почему? Потому что Стефана Пермского признали святым значительно позже, чем якобы было наптсано Житие от Епифания. А Житие можно писать лишь о тех, кто признан святыми. Значит то, что он принимает за истину, является ложью.
Значит христианство ,пошло не от него?И церковь не от него начался?Я не читал .житие Стефана,от Епифания.(читал летописи,Пермские,Вологодские,очерки разных ученных.о его жизнедеятельности,которые выкладывали данные о нем с разных источников).На какие источники вы опираетесь ,пока не знаю.Но со всех источников.видно что,церковь на месте Священого дерева(березы),построили,и школу там открыли.куда эти данные спрятать???Когда при жизни делали кого-то святым???Но имя на устах. и раздуть надо,церковь это умела и делала.А Анбур придумали позже,чтобы его отбелить?))))))(ох чистильщики,и пиарщики.хорошо умеют),ну смешно же.Ладно, меня он лично как историческая личность, не сильно интересует.Интересует ,вероисповедание предков(Зарни-ань,Войпель,и другие божества,которым поклонялись ).Не тех с кем хотят сравнить,и подать как Божью матерь,Перун и так далее,а более детально.Почему ?Еще в 70-х годах я слышал ,что в оленеводческой бригаде была может и последняя,поклоница Зарни-ань,молилась и никто ей не перечил,просто говорили каждый молится своему богу.Слышал спор,отца и матери.Мама христианка ,отец коммунист,(такой идейный,жесткий в этом деле).Колхоз который вырос в нашем селе назвали "Зара"- все думали что это -"Заря",потом узнав что это не так.быстро расформировали.Председателя Зара-Вань(дядь Ваня,колоритный мужчина,коренной оленевод),возили куда -то.но наверно испугались ,что это ихняя провинность ,замяли ,сами пострадают.за упущение).И центральную усадьбу перевезли все в деревню Фион,потом уже стал совхоз "Фион",в пос.Абезь.Так что вот это интересно.и очень.И вот ссылка, за похожие захоронения типа Чудских подземельных захоронений.Не только чудь такая участь постигла,но и другие народы -зырянами не стали.
http://mariuver.com/2014/10/26/kak-zhiv-zk/
А в выкиньте все эти лживые византийские летописи и поповские писания. Потому что у вас кроме этого нет ничего, чтобы обелить стефана, а они лживы.
И предстанет совсем иная картина.
Стефан крап пришел с дружиной, начал грабить языческие капища и насильно крестить зырян в византийскую веру, подчиняя платить дань захвативших московию чужеземцев.
Жёг деревни, убивал не желающих креститься, грабил языческие капища в коих была пушнина и золото ( это всё есть в приданиях). Вопрос даже был ли он вообще священником или просто бандитом благословенным на завование зырян московской властью.
Ты уже не первый раз вроде выскакиваешь тут обелить изверга стефана крапа . Но каждый раз пол натиском аргументов потом куда пропадаешь. Фамилия покоя не дает?
Поповы это насильно крещенные, а не поповские сыны.
Вот тебе рассказ про мирного мелейку у битого дружиной стефана крапа.
Имя Мелейка, как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в к.-з. легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентье-во (к.-з. Мелей): Мелей + айка "старик" = М. (Меляйка).
Состязание Стефана с М. предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам "колдовского эпоса" к.-з. Вначале следует сюжет "Сусло, стой! - Коли сусло, стой, то и лодка стой!": Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу М. гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор М.. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и М. произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в "колдовском эпосе" фразы: "Сусло, беги! - Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!" После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. М. нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым. Догадываясь, что М., как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке. Тогда М. произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности. В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный М. выскочил из чана и бросился к реке. Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить М. топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого М. разрезали ему нательный пояс.
Лит.: Доронин 1947.
Н.Д. Конаков
Насильственная христинизация была не только у зырян, а по всей Руси.
Про стригольников можешь ещё почитать, как она проходила в на Новгородщине.
Не веришь ничему, посмотри , кто и сейчас византийские попы, чем они кормяться на руси и что делают, и куда ведут свою паству. ничего не изменилось.
Зарни-ань ищешь? ))) Она не из золота, успокойся. )))) У неё другая сила. )))
До середины 18 века священнослужители России не имели фамилий.
А Храп был с фамилией))))
Храп - это не фамилия. Это произвище, обозначевшего, что человек наглый, нахрапистый. Главарь банды ушкуйников носил кликуху.
Не знаю кто вы?Ну по письму догадываюсь.(с)
Я тоже подумал о Пыстине В. Многие отмечают его тягу к троллингу.
На острове КРЫМ Путин закрыл крымскотатарский телеканал АТМ. У нас и закрывать не надо, не было, то что изображают за вещание Юрган и КомиГор "коми дзодзег сералО". Мыйла коми общественники молчат, не требуют у немеч Гайзера полноценное коми радио (не путать с интернет) и телевещание. Чтоб можно было смотреть и слушать и в Брыкаланске и хоть Потче...
Интересно, а есть ли в сборнике предания о свирепом разбойнике Степане Крапе, который безжалостно истреблял коми народ?
Ну, положим, коми первые начали кровь проливать, когда с первого просвятителя кожу живьём содрали.
И про безжалостность, это из тех же басен, что про десятки миллионов расстрелянных лично Сталиным...)
Вы не знаете историю Коми. Первым святителем называли Стефана Пермского. Никто с него шкуру ни с живого и с мертвого не снимал. Он умер в Москве. А до этого бесчиствовал со своими разбойниками -ушкуйниками, разбойничал и убивал мирных коми язычников. А потом устроил этноцид: голодом уморил большую часть населения на захваченных его разбойниками землях. Они захватили соляные варницы Серегово и рядом построили Усть- Вымский монастырь. Соль перестали отпускать местному населению и начался голод. Основная еда: рыба и мясо не хранились без соли. И начался страшный мор. Об этом ( о гибели значительной части населения от болезней) написано и в летописях и иных источниках.
Стефан был не первым. Он первый, кому удалось.
Матчасть учите...
Подтвердить есть чем.ссылки.статьи.выписки?Если есть скиньте?
Вы просите подтверждений ?
Вы думаете , что церковники в своих документах так и писали - "мы захватили соляные варницы" ? :))
Кто мог оставить подтверждения о захвате ? Возможно только последователи Пама , но они ушли ...............
Вернее вынуждены были мигрировать , стали беженцами ......
Алексей, как насчет издания в электронном формате?
http://www.colta.ru/news/6293
ресурс для рукописей работ, а не изданных.
Ну, за такой труд можно и государственную премию выделить!
Сталинскую! :)))))))))))))))
А почему нет? Если бы не Сталин, сославший сюда кучу просвящённого народа, тут, может, до сих пор и русского языка никто не знал бы...
Кому бы были нужны эти исследования...)
можно подумать, что Коми была отдельным государством, а приказы Сталина переводили на коми язык, чтобы донести до сведения руководителей Коми области!
Более 90% население в начале двадцатого века на территории нынещней Коми республики были коми. И было очень мало тех, кто понимал и умел говорить по русски. Коми провозгласила создание республики, равной по правам России. Но Сталин не позволил это сделать. Коми никогда сама не принимала решение о создании автономной области. В Наркомате Коми Республики были назначены на должность Наркомов Коми Республики коми, проживавших из различных территориях мест проживания коми. А переводить на коми язык нужно было обязательно, потому что по русски могли общаться с горем пополам лишь немногие.
До революции коми был более грамотный народ, чем русские. По проценту грамотности в Российской Империи уступали только немцам и вашим любимым евреям.
Да уж, Сталин оказывается просвящал коми, учил русскому. Зека да ссыльные Родину любить учили. Свою Русь засрали, вот и нашу Парму да Тундру уничтожают.
Алексей. 21:41, 2 апреля
ПросвЕщал.
А ЗеКа да ссыльные действительно много полезного принесли. Среди них и заслуженные учителя, и заслуженные врачи.
Их вклад тоже забывать не надо.
Павел Андреев 21:33, 2 апреля
Что касается русского языка, то эта тенденция в отношении коми сохраняется до сих пор, потому что коми язык чист в произношении, не изменяет, не искажает слов. Поэтому владеющие коми языком чаще безошибочно пишут на русском языке.
А нельзя ли уточнить, что Вы подразумевали, когда написали, что "коми язык чист в произношении, не изменяет, не искажает слов"?
А про роль Сталина в развитии коми культуры Савину расскажите http://7x7-journal.ru/item/51891
Вначале 20 века был очень мудрый коми мужик Дмитрий Попов - депутат Госдумы России. Он пророчески писал, что будет с коми народом, если не удастся противостоять против кремлевских шовинистов из числа российских большевиков. Как в воду глядел. Почему ничего не публикуется из его выступлений и о нем? Ведь это же национальный герой коми народа.
Имеете в виду большевика Виктора Савина...?))) Того самого, что жену Керенского репрессировал?....
Александр Щиголев 10:48, 2 апреля
Уж региональную, Александр, вполне можно. Притом, что учёные настоящие, не дутые, как сейчас всюду можно столкнуться.
К сожалению, в сегодняшних обстоятельствах от нынешней власти ждать ничего не приходится.
Вы правы, питерской братве это ни к чему. НО, не забывайте, скоро выборы, а это время сказочной любви и внимания региональных чиновников к Российским гражданам...
это будет время обещаний и ожиданий.
Хорошее дело.
Я бы предложил еще собирать сегодня материалы в новом формате - аудио-, фото-, видеоматериалы.:
и фольклор, и рассказы о недавнем прошлом. - Как жили, работали, отдыхали-веселились.
И о сегодняшней жизни (время меняется быстро!).
Завтра молодежь уже не будет уметь рубить дома, ставить чум, ходить на охоту (некуда будет ходить), ...
____________________________________
О диалектах.
Мое (не научное):
Говорят, что раньше до Стефана мы не знали письменности - совсем дикие были. - Ага. Русские жили в хоромах, а мы скакали с пальмы на пальму... (такую сказку придумывают после каждой смены власти: раньше все было тямным-тямно, а теперича вам - свят!свят! свят!)
Это не совсем правда. - Была своя письменность. И правила письма были общие для всех.
Затем пришел Стефан и сказал, что все неправильно! - в моде нынче в Европах совсем другое правописание. И ввел новые правила, новые слова из греческого (йöз - "сыны божьи" (люди), ...) и др. божьих языков, новое написание старых слов, освятил старые (богомерзкие слова) новыми окончаниями (-ас, йас, -ос, -öс, ...) из новогреческого.
И он учил не только молится новому богу на новом языке, но и писать на новом языке. - Это был общий язык для всех! Никаких диалектов.
Затем Стефана убили. И потом понемногу развалили все результаты его трудов. - Из Москвы слали злые депеши: "Вы че там?! все еще на своем лопочете?" А потом вообще уничтожили богослужение на коми языке. Запретили и устно молится на родном языке, и, понятно, писать на коми языке.
И только после революции в 20 веке появилась новая письменность, новый Коми язык. Да этот язык был уже на основе одного из диалектов. И здесь нет ничего удивительного.
(Удивительно было бы, если Тима Вень начал писать бы на ижемском диалекте, не зная его.)
Не только у каждого района - у каждого села, у каждой деревни (если хорошенько вслушаться) есть особенности в произношении, собственные слова, обороты, свои шуточки, ... (и не только у коми - у всех народов).
Но то, что особенности переросли в диалекты - в этом вина именно "большого перерыва" без коми письма и правописания. Если бы не запрет на богослужение, письмо и обучение на коми языке (богословию), и если бы не отсутствие светского письма (литературы) в 19 веке, то сегодня бы у нас был бы совершенно другой коми язык - общий (одинаковый) для всех.
Да, некоторые особенности, слова, выражения сохранились бы у каждого района, у каждого села-деревни, но не было бы никаких диалектов! - Говорили бы мы на одном (едином и понятном для всех) языке.
И сегодня мы должны двигаться к единому для всех языку! понятному и родному для всех коми. К единым правилам. К единому словарю.
(правда... на сегодня... не утратить бы нам сегодняшний литературный, которое уничтожают власти "и мытьём, и катанием"...)
В последние годы в фольклорных экспедициях весь материал параллельно фиксируется на несколько носителей - цифровые диктофоны, цифровые видеокамеры, всё фотографируется да еще и в тетради успеваем записывать. Записываем всё, что может пригодиться в будущем: фольклорные материалы, биографические и историко-культурные сведения, и т.д.
Бур.
И не только ученым работать в этом направлении.
Вот Александр Пивкин хорошие фильмы делает. И студенетов-школьников надо обучить и привлекать к такой работе - записывать воспоминания бабушек, фотографировать, снимать-монтировать видеофильмы в школьной студии, ...
Вспомнил!
я ведь тоже когда-то "собирал фольклор" в детстве. - Брат привез магнитофон и я не только слушал, но и записывал - среди всякой всячины и несколько бабушкиных сказок. - Не сохранилось, наверное...
Да ,хотелось бы конечно,хоть электронную версию увидеть((((
Да не учил ничему стефан, а только с топориком бегал и дань в московию собирал.
АНБУР это и вовсе какая-то карамзинская тайнопись, столь популярная в те времена.
У зырян была письменность и они писали(или пасили) ПАСами.
Насчет диалектов, совсем просто.
Речь меняется всегда намного быстрее, чем письменность, потому даже по-русски Окают, другие Акают, третьи растягивают и К на Х или Г меняют. Например в китае, когда пришли комуняки к власти, то выступая в провинциях их мало кто понимал, зато если они писали, то понимал весь китай.
Потому что иероглифы, это не фонетическая , а образная запись. ПАСы имели тот же принцип образной записи, хотя разные угры, да и зыряне произносили их несколько искаженно.
Всё просто и естественно, угорские языки уходят корнями в китайский, русский язык в угорский, европейские языки в русский. Всё очень даже легко прослеживается.
То, что писалось на бересте "по-русски" пытаются прочитать как бы на древне русском языке. Но есть одна заковыка, на бересте почти не писали согласных, их придумывали переводчики.
А если упустить эти пропущенные глассные, то получится что записывалось всё ПАСами, то-есть образами, и каждый пас отдельное угорское слово.
Потому и РоД и оРДа писали на бересте РД.
Всё просто и естественно. народы шли с востока на запад.
Вам ли, старожилу земли Коми не помнить, что делал Стефан Пермский...
О зверствах стефана сказано не только в народных сказах зырян, но и сами ортодоксы это не смогли скрыть, когда придумывали сказки про дикаря "просетителя" стефана крапа , бегающего с топориком по дворам, сжигающего избы и топящего инаковерящих Памов.
Разве что-то изменилось? Всё тоже самое дикари рушат более развитую и потому миролюбивую культуру. Что греко-римские попы ортодоксы, что комуняки интернационалисты всего мира, что радикальные исламисты игил...список дикарей достаточно большой. Но объединячет их одно и тоже, будучи НЕ СПОСОБНЫМИ созидать, они из ненависти (слабости) разрушают чужое.
Нет.
Пасами писать нельзя. - Это совершенно ... из другого школьного предмета.
Да и до Стефана "пасов" - не было.
Но письменность была.
Да.
Стефан изменил жизнь, заменил веру, "вывернул" прежнее мироустройство, перестроил систему до наоборот - из центробежной в центростремительную.
Плохо ли, хорошо ли - это другой большой разговор.
Но однозначно следует понять - если бы не Стефан, никаких коми, никакой Республики (автономии) сегодня - не было бы! - Только ассимилировать (принимать Христа и стать русским) или бежать за Урал (и там тоже растворится...). - Христианство наступало по всем фронтам...
Стефан сделал колоссальную работу! - Хотя бы за труд праведный его следует уважать.
А то что он "хотел присоединить", "дань в московию собирал" - это уже сказочки ученых, атеистов злобных.
Наоборот! - он собирал земли под новую Церковь автономную (конечно, под Московский потриархат но - кафолическую).
За это его и убили москвичи - за "подозрение в сепаратизме". Трусливые они какие-то - все время "подстраховываются".
Москвичи уничтожили все его труды, а потом ... объявили святым.
И только мы, коми, сохранили многое, что он успел сделать (даже забыв о том, что это - именно его нововведения). - В языке, труде...
Владимир Уляшев, Вы подверглись промыванию мозга ортодоксами. Вы в ловушке поповский прелестей, потому и не можете смотреть ясно.
Ну что? Что? сделал, стефан (рисовавший пальмы), кроме как разрушил миролюбивую культуру зырян и навязал раболепную, агрессивную и античеловеческую культуру североафриканцев?
З.ы Уж кто создавал автономные монастыри и отдавал себя для лечения людей так это язычник Сергий Радонежский, которого действительно оболгали ортодоксы, как впрочем и Христа.
ТЕЛО ХРАМ БОЖИЙ. Это и есть тот сосуд который называли ГА_РА_АЛЬ - ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА БОЖЕСТВЕННАЯ. )))
Пасы были и у зырян и у других сибирских народов.
поинтересуйтесь рунами, якут, эскимосов, коряков....