Приехали знакомые из Москвы. Таращат глаза на наши прилавки и цены. Удивляются: Такой ассортимент и так все дешево! А у нас огурцы, говорят, по 300 рублей, картошка по 150, а алкоголь за 1000. И если в советские годы “длинная, зеленая, пахнет колбасой” была электричка из Москвы, то теперь, похоже, будет наоборот - поезд в Москву.
У нас же на Вятке в некоторых торговых сетях начали ценники в обратную сторону переклеивать - снижать задранную кверху цену. Не то УФАС хорошо работает, не то ажиотажный спрос упал.
И хоть сомневаются мои столичные друзья, что через год уже полки магазинов заполнятся отечественным продуктом (просто потому, что изрядная доля ингредиентов даже в нашем продукте - импортная), я уверен: прокормить-то себя мы всегда сможем. А вот в чем я сомневаюсь, причем сильно сомневаюсь, так это во всяких шарлатанских инициативах “морозить” цены на продукты питания.
Будучи приверженцем теории смитовской “невидимой руки рынка”, я уверен, что цены и торговые надбавки в конкурентной среде - а продуктовый ритейл является таковым - будут оставаться на ряд продуктов на минимально возможном уровне. Не из доброй воли торговца, а просто потому, что есть конкуренция, в которой побеждает тот, кто предложит лучшую цену за лучший товар. Это в случае, когда цена свободна и подстраивается под меняющиеся рыночные условия. В этом же случае торговцу выгоднее часть продукции - салаты и выпечку - выпускать самому, на своих площадях, снижая плечо доставки, издержки и предлагая самое свежее - с пылу с жару - по минимальной цене.
А теперь представьте, что будет, если цены на “социально значимые” продукты “заморозят”. Самая главная опасность, что вскоре мы их просто не найдем на полках магазинов. Их будет невыгодно производить и столь же невыгодно продавать. И вот тогда мы действительно можем вспомнить про дефицит и сахар с мукой по талонам.
Другое развитие событий - если цена поставщика наоборот серьезно упадет, а ритейлер, у которого она оказалась заморожена, будет потирать руки и считать барыши от своего внезапного гешефта.
Разумеется, есть сферы, в которых количество поставщиков товара ограничено или есть возможность ценового сговора. Скажем, в торговле медпрепаратами. Там отслеживать маржу розничного продавца просто необходимо. А в торговле продуктами достаточно лишь ограничить монополистические притязания крупных игроков и дать возможность производителям продуктов питания без проволочек открывать новые нестационарные торговые точки или участвовать в ярмарках. И тогда никакие заморозки и предельные надбавки будут не нужны.
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.