Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. До сути докопаться некогда ...

До сути докопаться некогда ...

Öльöш Рассыхаев
Öльöш Рассыхаев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Если бы я был русским, наверно, посмеялся так же, как и русскозычная публика, собравшаяся на шоу от науки. Но я коми, изучаю фольклор, поэтому меня затронуло выступление на научном слеме аспирантки Александры Исаковой. Хотя она себя позиционировала как молодой исследователь, занимающаяся когнитивной лингвистикой, но на само деле выступила как обычный русский горожанин-обыватель. В принципе, она об этом сама сказала: «Я сама отношусь к таким людям», которая знает о коми почти ничего.

С этих позиций и пыталась донести какие-то результаты исследований, опирающихся на непонятных источниках по коми фольклору. Ее вывод короткий и понятный для типичных обывателей, хотя для этого не нужно даже проводить специальное исследование по когнитивной лингвистике: «коми мифы – это жесть», с кровью, страшилищами и тому подобным.

В первую очередь, ей стоило бы уточнить, что она подразумевает под «мифами»: сказки, легенды, предания, мифы, былички? Жанров много. И в каждом жанре фольклорная действительность и мифологические представления отличаются. Конечно, она не фольклорист, но основы устного народного творчества преподают на первом курсе университета.

Когда Александра начинает говорить о Пере и Зарань, мне сразу становится не по себе. Знает ли она, то это не миф, не коми, и к фольклору отношения не имеет. Есть данные, что сюжет об этих персонажей был написан одним из исследователей как авторский эпос коми-пермяцкого народа?

Если говорить об образе Тювӧ, жившем на Вишере, а не на верхней Вычегде, как об этом ошибочно уверенно говорит аспирант, то нужно основываться не на интерпретации, изданном в «Мифологии коми» (серия «Мифология уральских народов»), а на сами фольклорные тексты. А таких текстов, как назло этой молодой исследовательнице, как раз-то и мало. Поэтому и образ Тювӧ в предыдущих исследованиях – куцый, непонятный.

Раз уж речь зашла о фольклорных текстах, то нужно знать об основных признаках фольклора – вариативности, импровизационности. А именно это и не учитывается, когда Александра говорит о Тювӧ, как о нечто застывшем и ушедшем в прошлое.

Сюжетов о Тювӧ много. Не все они известны, а известные плохо пересказаны учеными. И этот абсурд доведен до публики со сцены. Представляете эффект после умелого интонационного рассказа? Конечно, смех!

О Райде, в которой она «покопалась». В названии парикмахерской «Мича Райда» исследовательница видит какую-то жуть лишь на основании того, что Яг морт в какой-то «легенде» сожрал некую Райду. Могу огорчить ее: литературная заметка Истомина о Яг морте никак не тянет на фольклорный источник. К слову сказать, кроме К.Ф. Жакова образ Райды встречается у другого коми писателя, М.Н. Лебедева, а также воспета в авторских песнях.

О Юрке из Маджи и Кӧрт Айке из Корткероса промолчу. Фантазия фонтанирует. Действительно, с такими историями въездной туризм не развить. Но разве об этом думали люди, создавшие образы? Представляю: созывали сходы, сидели на лавочке и придумывали, как бы завлечь заморских толстосумов в коми парму!!!

Хорошо, что не успела обидеть Йиркапа (типа, дуралей, гонится на быстрых лыжах за оленем, а забирает только сердце), потрепаться над демиургами Ен и Омӧль (называются братьями, а ведут себя как враги), и т.д.

Во всей этой истории грустно то, что ораторша забыла русский фольклор, в котором есть огромное количество страшилищ, уродов, вампиров, людоедов, и т.п. Детские страшилки у всех еще на памяти (перчатки душат, колготки грызут ноги…)? А чего стоит только Баба-Яга с отвисшими до пола грудями, Иван-дурачок – мечта русских (придуривайся, ничего не делай – и получишь полцарства как бонус). Вот об этом нужно знать оторвавшемуся от своих корней русскому горожанину, а не высмеивать персонажей коми фольклора, прикрываясь якобы проведенным исследованием в области когнитивной лингвистики.

В конце духовной беседы аспирантка говорит: «мы возрождаем коми мифы частично. Берем сверхов, а до сути докопаться некогда или невыгодно». Жалко, что до сути не добралась Александра Исакова. 

Материалы по теме
Мнение
6 сентября
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Гроты на Массовом поле хотят изуродовать?
Мнение
5 июля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Не поддерживаю блокировку каналов, даже кремлевских и пропагандистских
Комментарии (34)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
20 ноя 2014 15:01

А вот это уже хамство. И узколобость самого автора поста "Иван-дурачок – мечта русских (придуривайся, ничего не делай – и получишь полцарства как бонус)..."...

20 ноя 2014 15:28

Странно, автор всего лишь указал на некоторую легковесность научного анализа симпатичной девушки... По мне так, кроме природной красоты и владения сленгом девушка вообще ничего не показала. Получилась лекция для младшего школьного возраста. Хотя и это - не мало. У некоторых других участников достоинств ещё меньше.
И сразу - хамство! Что-то тут Григорий Иванович явно горячится:))) Седина в бороду?

21 ноя 2014 15:40

Рад, что не только у меня появились подобные мысли.

22 ноя 2014 16:52

Виталий Шахов 13:28, 20 ноября

Каким бы простеньким ни было мероприятие, учёные всегда должны выдавать на-гора свои знания, не переходя на простецкие кухонные рассуждения. Иначе постепенно наука растворится в атмосфере, бесследно исчезнет.
А был, как я понимаю, НАУЧНЫЙ слэм. Вот здесь-то учёные и должны были презентовать себя именно как учёных.

21 ноя 2014 15:18

Аттьӧ! Принимаю за оценку.

22 ноя 2014 16:49

Григорий Спичак 13:01, 20 ноября

придуривайся, ничего не делай – и получишь полцарства как бонус=

С проявлением на сайте Вас, Григорий. Никто же не призывает придуриваться, чтоб получить полцарства.
Но именно таким воспринимали Ивана, который был обычно третьим в семье, где на него серьёзно-то внимания никто не обращал, держали за дурачка-несмышлёныша, потому что младший. Но на поверку выходило, что именно он-то и не был дураком. Видимо, потому что как раз набирался опыта у старших, у родителей. Поэтому именно он и оказывался самым шустрым, самым находчивым, но - только тогда, когда незамедлительно и неотвратно нужна была его помощь.

Удивляет этот Коми морт!
То они обвиняют русских и других "пришлых" в том, что они неуважительно относятся к Коми культуре и самим Коми.

А то начинают критиковать похабно тех, кто с подвинулся приобщиться к Кои культуре...(?)

Господин Öльöш Рассыхаев, Вам не кажется, что здесь какое то двуличие! Никак, получается, Вам не угодить, окромя принудительно-обязательного изучения Коми языка. (?)

Русская девушка заинтересовалась Коми культурой, Коми фольклором,.. а Вы, вместо того, что бы похвалить, начинаете надсмехаться!

Особенно понравилось:

"Не все они известны, а известные плохо пересказаны учеными. И этот абсурд доведен до публики со сцены. Представляете эффект после умелого интонационного рассказа? Конечно, смех!"

Смех в том, что если не все известны, а известные плохо пересказаны даже учёными, то тогда Вам то ОТКУДА известно, что она не так всё пересказала!!???
Вы умнее ВСЕХ учёных?!

А уже указанный Григорием выпад говорит не только о Вашем соответствующем мышлении, но и о наличии комплекса национальной неполноценности.
Второй раз такого представителя Коми нации встречаю. Первым был давеча Перминов....

Не Коми морт Вы, а Коми мор какой то...)))

21 ноя 2014 13:08

Александр... как бы это помягче сказать, не переходя на личности... Автор совершенно справедливо указал на некомпетентность девушки. Мы - "Коми морты" - не нуждаемся в таких дилетанских размышлизмах. Мифология наша достаточно изучена и там очень много интересного для думающего человека вне зависимости от его национальности. Но - для ДУМАЩЕГО. А девушка просто красива. Какое отношение это имеет к науке? Ну... какое-то имеет.

И что?
Девушка заинтересовалась коми культурой, пусть где то ошиблась, а вы, вместо того, что похвалить и поправить начинаете хаять.
А псле , продолжаете возмущаться, что вашей культупой не интересуются, не уважают, Коми язык учить не хотят...

Ну и какого уважения Вы хотите после таких нападок и высказываний, как у Рассыхаева???

22 ноя 2014 15:19

Дело в том, что мифология народа Коми достаточно изучена... Ну... может и - недостаточно, но - серьёзно. Я - дилетант - с большим удовольствием лазил по сайту коми (угро-финской) мифологии и с ещё большим удовольствием читал Лимерова ("Сотворение мира"). Когда-то с Михаил Борисычем и Юрой Наместниковым мы делали шутливую историю Коми в картинках... М.Б. как-то потом сказал, что воспитательницы детских садов вырезали эти полосы и делали из них книжку для детей:)) Вообще, касаясь темы мифологии (особенно - коми мифологии) надо понимать, что ты имеешь дело с пограничниками. Они находятся на границе миров - нашего ("Типа" реального) и другого ("Типа" не реального). И тут надо быть предельно осторожным... Я с чувством глубокой благодарности отношусь к нашим кандидатам и докторам сказочных наук. Хорошо, что эскапада симпатичной девушки не попалась им на глаза. Мужчины бы промолчали, скорее всего (уж больно хороша:). А вот докторши и кандидатки волосёнки бы повыдирали... Это не та популяризация, которая нужна НАМ и вообще кому-то... Работать надо тщательнЕЕ

21 ноя 2014 14:57

Александр, я не разу не встречал публикаций Алексея в поддержку "обязаловки".

Еему, как никому другому, скорее всего понятно, что больше толку было бы не от выбрасывания денег "на ветер" обязаловки и на юрган-переводы фильмов (в идеале - госзаказ на перевод бразильских сериалов), а направление средств и усилий на действенное развитие, изучение и популяризацию (не имеющую к слогу "попу" халтурщиков от культуры никакого отношения) национальной культуры и языка.

Ну а с Иваном-дураком Алексей погорячился. Он все-таки отработал свои пол-царства: не засолил щуку особым засолом и сделал первый в истории прототип "Нашего бронепоезда...", инновационно модернизировав печку :)

21 ноя 2014 15:58

С сопливым Иванушко я попал в точку, но не было времени несколько иными словами раскрыть свои мысли. В его образе, ставшим популярным в русских сказках, проявляется коллективное бессознательное народа; это образец для подражания, программа действий. И конечно же, многие неосознанно пытаются следовать знакомому с детства сценарию.

21 ноя 2014 16:47

Растет уже второе поколение россиян, которое этой сказки фактически не знает. Хорошо, что хоть русские мультфильмы стали потихоньку заполнять ТВ-эфир.

Ну а проблем с коллективной бессознательностью народа, русской и российской идентичностью накопилось, вероятно, даже гораздо больше, чем с отдельно взятой коми идентификацией.

Вопрос, скорее всего, войдет в Послание Президента 4-го декабря, а пока ... "1-3 декабря на площадке Сбербанка пройдет семинар для вице-губернаторов и руководителей региональных общественных палат (ОП). Темами обсуждения станут реформа здравоохранения и перераспределение кадров на рынке труда, импортозамещение и поддержка российских производителей, единые стандарты в образовании, меры по сохранению исторической памяти, упрочение российской национальной идентичности."

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2615302

Кремлёвские сказки
Василий Коньков

Читатель! Кремлёвские сказки
Для вас написал я в стихах.
В них много и смеха и ласки
О наших житейских грехах.

По возрасту сказки не стары.
Лет двадцать всего с небольшим.
Лишь только ушли комиссары-
Союз сразу стал сокрушим.

И тройка друзей-лиходеев
В глухом белорусском лесу-
Не видно под маской злодеев
И не ту очков на носу

Страну разорвала на части
В угоду кому? Не беда.
Народ разложили по масти
«Так надо»- сказали тогда.

До нитки народ ободрали
Чубайс и Гайдар и алкаш.
В замен всем ВаУчеры дали,
Народ не тужил чтобы наш.

Скажу вам друзья по секрету
Бумагу сумел в ход пустить.
На дар тот, на акцию эту
Я смог целый день покутить.

Без водки, конечно, но всё же
Сумел колбасы я купить
И многие так же, похоже.
Иначе ведь как поступить?

Три раза народ обманули
За двадцать то с маленьким лет.
И рты каждый раз нам заткнули
Во имя грядущих побед.

Программ десятки наплодили.
Как экономику поднять.
Чтоб медицину возродили,
И как инфляцию унять.

Про медицину всё понятно.
«Чем больше стариков помрёт»-
Сказала Хакамада внятно.
В стране тот час же будет взлёт.

И грамотеев нам не надо.
Не олигархам, не властям
Им нужно лишь баранов стадо.
Всех образованных! К чертям!

Пусть за границу уезжают
Их экономику поднять.
У нас. Они прекрасно знают
И денег нет, и не унять

Чиновней касты аппетиты,
Воров, бандитов, прочих «звёзд»
Ни ссуды взять. Ну а кредиты?
Темна структура этих гнёзд.

Ещё сказали всем квартиры.
А молодым вперёд всего.
Построить, не мочить в сортире.
И как там дальше у него?

Явились вскоре планы века.
В двухтыщдвадцатому году
Устроить жизнь для человека
Как не в каком досель роду.

В деревня, правда, нет народа.
Кто будет сеять и косить?
Давным давно уж та порода
Спилась.Ну как её просить

Работать честно. Не воруя.
Когда в глазах такой пример.
Живёт безбедно, не тоскуя
Вот Березовский, например.

Который год уж нефть качаем,
И газ в далёкие края.
Большие деньги получаем.
Но только вам, мои друзья

Бензин дороже с каждым годом,
Бывает, что и с каждым днём.
Никто не делится с народом.
Да и без газа мы живём.

Но хватит плакать, удивляться.
Наукоград! Вот, вот уж он!
Давайте петь, плясать смеяться,
И слушать колокольный звон1
30.05.2011г.

http://www.stihi.ru/2011/06/14/7753

23 ноя 2014 21:32

Владимир Ермилов 15:17, 21 ноября

Не меняется в природе ничего,
Вот спросить за жизнь плохую
У кого?

Актуальное написано стишко,
Только правда от народа
Далеко.

25 ноя 2014 18:16

То есть Вы ещё и настаиваете на своем хамстве и справедливости такого отношения к сказочному персонажу, а через него к характеристике целого народа? Иванушка на печи - это единственный герой русских сказок из "коллективного бессознательного"? Или это все, что Вам удалось вспомнить?

21 ноя 2014 15:39

Александр Федорович! Вам благодарность объявляю только на за то, что имя мое пишете с глубоким уважением к коми языку.

Лицемерия не вижу: к культуре, языку и народу в целом негатив проявляют и коми, и иные народы, равно как и уважение. А моя оценка относится к УСТНОМУ выступлению в ироничном ключе. Одно дело прочитать в "Мифологии коми", а другое - воспроизвести артистично.

Раз мне одинаково комфортно и в коми-, и в русскоязычной среде, то очень трудно представить, что такое комплекс национальной неполноценности. Возможно, Вам неуютно, когда вокруг Вас говорят на коми, а Вы стоите не при делах; возможно, что у вас не было таких ситуаций, ибо преднамеренно избегаете таких коллективов из за страха появления такого комплекса. Эти симптомы ищите в других людях.

"С сопливым Иванушко я попал в точку..."
------------------------------------------------------------------

А попытка потешить своё национальное честолюбие оценив весь Русский народ, как указанных Иванушек, сие не есмь проявление чувства национальной неполноценности?! Это, получается, Вы себя как то неуютно себя чувствуете...
И хотя я со снисхождением отношусь к подобным попыткам оскорбить национальные чувства Русской нации (слишком она велика, что бы обижаться на такие мелкие проявления ущемлённого чем то честоюбия), однако хочется спросить, если Иванушка на печи есть прототип Русских, то кто-же тогда прототип Коми, если это Коми в составе России, а не наоборот?)))

А по ходу, позвольте и мне, пройтись тем же путём (типа, в отметску))).
Слово "Зырянин" можно перевести, как "изгнаный". Можно, как "землекоп". А если взять за основу слово "зырым", что переводится, как "сопли", то тогда кто такие будут зыряне?)))))......

Так что, Öльöш, на счёт сопливого русского Иванушки Вы малость промахнулись. Ещё не известно, кто из нас сопляк!) Как говорит Русская поговорка ( у Коми такой нет)), " Не рой другому яму... "))))

22 ноя 2014 00:06

......

22 ноя 2014 00:11

Странно, несколько раз текст проходил вхолостую.
Я не хочу этих страшных национальных всплесков! Мы живем в таком хрупком мире!
Знаете, я только одного боюсь: растащат коми культуру в Мордоры и наших персонажей заведут в свои сплагиаченные творения...

22 ноя 2014 16:16

Любовь, проблема несколько глубже. Попалось интересное определение русской идентичности времен СССР:" Слово «русский» означает не национальность, а принадлежность к этому духовному обществу, особый образ жизни.

Оно отвечает на вопрос «какой?», то есть является прилагательным. Между тем как слова «немец», «француз», «японец» показывают принадлежность ко «множеству» и отвечают на вопрос «кто?». Таким образом, в самом языке есть ответ на извечный вопрос: кого считать русским и по какому признаку.

Например: русский человек, русский грек, русский китаец, русский татарин, русский мордвин, русский чуваш, русский древлянин, русский кривич, русский вятич, русский половец, русский славянин...

Люди разных национальностей строили русскую культуру и были русскими по своему духу.

«Я, русский человек грузинской национальности», – начинал излагать автобиографию Иосиф Сталин"

Потребовалось 20 лет, чтобы при массированной помощи "зарубежных" коллег, разрушить эту конструкцию, обосновать разделенность российских национальностей и вписать их во внешние "псевдоконструкции" идентификации...

22 ноя 2014 16:43

Согласна с этим утверждением. Где-то ранее о том же приблизительно говорил Борис Дубнов. Все эти последние недели проблема "коми в Коми" и "транзитные в Коми" была настолько отвратительна, что я так и написала о себе - русская коми...

Но дело тут обстоит "ширше": под знамена националистов становятся совершенно необразованные, малоподготовленные слои населения, в тоже самое время = именно они забывают о родной культуре. ( Там где-то женщина писала, что прожив в селе всю жизнь и имея коми отца - не знает языка, а посему считает себя украинкой)

22 ноя 2014 16:51

Согласен. Только что немного угомонился "защитник" коми народа, который кроме того, что является "носителем" языка, так и не смог продемонстрировать даже зачатки культуры (как национальной, так и общечеловеческой) :))

Американец, американка=american (американский, американская)
Англичанин=englishmam (английский дяденька)
Англичанка=englishwoman (английская тётенька)

Так что Ваши рассуждения о русской уникальности смешны :)))

Англичанин=englishmam (английский дяденька)
------------------------------------------------------------
mam - это не дяденька, а тётенька, Ермилов. Хотя для Вас это уже не имеет значения, в принципе. Главное для Ермилова - наличие бухла и чтоб на работу не нужно было ходить.

Гы... Прынцыпеалный Тереньтев ни прошаид очепаток :)))

Не прощаю только выскочкам, хамам и трусам, которые громко и много кричат о своём "элитном" образовании и высоком происхождении, но, при этом, никогда не признают своих ошибок, даже очевидных, и не благодарят за исправления.
Да и опечатка, скорее всего, по Фрейду. Гы...

Вякнул выскочка, хам и трус Тереньтев :)

23 ноя 2014 13:07

Вы забыли, что принимая американское гражданство любой гражданин "натурализовался", отказывался от прошлого, от национальности и признавал себя "американцем". Единственно, одно время бытовал термин "американские индейцы" (но без указания принадлежности к племени) :)

Англичане что забыли?

23 ноя 2014 13:17

Англия - не многонациональная страна. Там сохранились национальные идентичности - англичане, шотландцы. Их так и не "спекли" в одну нацию (разве что, только формально). Итог - центробежные усилия по выходу Шотландии :)

Тем не менее "english" прилагательное, не существительное.

23 ноя 2014 13:20

Вот шотландцы и приложили его куда следует, не признавая существительным :)

Угу. Решили остаться "british", тоже туда же прилагать :)))

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КомиНаукаСыктывкар