Юлия Друнина. Это имя известно каждому человеку, который хоть однажды прикоснулся к стихам. 10 мая ей исполнилось бы 88 лет. Но поэтесса трагически ушла из жизни, покончив с собой 20 ноября 1991 года.
Она готовилась к смерти неспешно и тщательно. Так готовятся к серьезному делу. Собрала сборник стихов, теперь он называется посмертным. Последним положила в книгу вот это стихотворение:
Судный час
Покрывается сердце инеем —
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза, как у инока —
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил,
Лишь издали
(Все ж крещеная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы,
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны,
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Твердым почерком написала предсмертную записку, в которой почти нет эмоций: строгие и точные указания, точнее, просьбы, что нужно делать после ее смерти дочери, зятю («Андрюша, не пугайся. Вызови милицию, и вскройте гараж»), внучке, подруге, которых очень любила. Встала из-за стола, вышла, закрыла дверь и пошла в гараж, закрылась в нем, села в машину, включила мотор и… отравилась выхлопными газами.
Так погибла Юлия Друнина. Санинструктор, сестренка, сестра фронтовая… Сколько видела она в жизни горя, страданий, крови, жизней, оборванных в самом начале. Это она написала знаменитые строки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Выдержала. Поэт, испытавший и непризнание, и безденежье, и славу. Выдержала и то, и другое.
«Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно только, имея личный тыл». Рухнуло все, чему верила и служила, ушел из жизни тот, кого любила. Любовью невероятной. Неземной. Нереальной. Вроде бы абсолютно несовременной, нездешней. Но бывшей на самом деле и длящейся не год и не два, а четверть века. Две папки — стихи и любовь. Судьба.
«Поздравляю тебя, чудо, случайная искорка…. будь счастливой, веселой, трижды любимая, трижды прекрасная, трижды единственная». Это писал не мальчик, не пятнадцатилетний восторженный юноша. Когда они встретились, ему было 50, ей — 30. Алексей Каплер и Юлия Друнина. Это было как раз, когда у нее не было денег, и стихи не печатались. Решила поступить на высшие сценарные курсы. Поступила. И записали ее в мастерскую к некому Алексею Каплеру. Кто такой, она понятия не имела. Пришла на первое занятие. И так распорядилась судьба, что из семи слушателей она пришла единственная. И Каплер тоже пришел. А потом — любовь в четверть века!
«Родная моя, сегодня 8 марта, я приехал на дачу. Нет у меня ни слов, ни таланта, чтобы рассказать, что я почувствовал, когда вошел в наш дом, когда увидел прорытые тобой дорожки и… пустую кормушку. Все твои птицы улетели. Тихо. Ни одной ангельской души. Как странно, противоестественно быть без тебя, моя любимая. У меня сейчас буквально разрывается сердце, и я не могу дождаться твоего возвращения. А это письмецо пусть лежит тут, на даче. Мало ли что, вдруг меня действительно не будет на свете, а ты его прочтешь и вспомнишь, что был такой толстый, противный человек, для которого ты была жизнью. А ведь, правда, никогда не думал, что могу так мучительно, до дна любить. Жил дурак дураком. И что мне делать, чтобы ты всегда была счастлива, чтобы не спускалась на тебя тень никогда?» Они жили в большой квартире, состоящей как бы из двух квартир. Каждый работал в своем кабинете, и если не встречались они часа два, то Алексей Яковлевич подсовывал ей под дверь записочки или оставлял на столе. Чтобы она вышла на кухню, а там послание. «Моя самая! Я пошел за чем-нибудь насущным… Я тебя обожаю».
«Юленька, дорогая, я дерьмо, дурак, мелкий подлец, крупный подонок. Я тебя люблю». Представить себе, насколько знаменит был кинодраматург с мировым именем, ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер, сегодня просто невозможно. Его любила вся страна. И, может быть, надо было пройти через сталинские лагеря, в которые попал за знакомство с дочерью Сталина Светланой, через предательство друзей, чтобы научиться так иронично относиться к самому себе. А может быть, для этого надо быть просто интеллигентом, понимающим, что почем в этом мире. А нам, простым обывателям, все важней любви, на все времени хватает, кроме вот таких мелких, но по-настоящему великих знаков внимания. Когда Друнина уезжала, он посылал телеграммы в поезд, на борт самолета, а уж в гостиницу — обязательно.
«Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю. Может быть, ты не знаешь или забыла. Один тип». И когда уезжал сам — телеграммы посылал каждый день, а то и несколько раз на дню. «Который ужасно скучает по тебе. Который как полчеловека без тебя. Который очень любит тебя, обнимает и целует свою милую, дорогую, трогательную. Командировочный человек». Оставшись как-то раз один, он взял томик стихов Друниной, раскрыл и стал читать. Читал так, как будто впервые, как будто никогда не знал. Читал и плакал. «…Кланяюсь тебе в ножки, любимая моя, за все, за все. И, прежде всего, за стихи, которые я прочел, сам становясь под их светом лучше. Твой человек и любитель».
Можно ли научиться такому отношению к женщине? Наверное, нет. Тут уж так: или есть, или нет. А когда Друнина заболела и попала в больницу, он чуть с ума не сошел. «Родная моя, не знаю, как добрался, когда узнал. Не могу без тебя не то что жить — дышать. Я не знал до конца, как люблю тебя, что ты для меня. Ни одной минуты не буду без тебя, любимая, жить. Я тут с ума схожу от страха. Только будь здоровенькой, а все остальное я сделаю так в нашей жизни, чтобы ты чувствовала себя счастливой совсем-совсем. Моя дорогая, самая красивая на свете, самая благородная, самая умная, жизнь моя, любимая моя, я Богу молюсь, будь здоровой скорее».
А однажды Юлия Друнина приехала на дачу в свой день рождения. Вся дача была разукрашена плакатами: «Встанем на трудовую вахту в честь 10 мая — праздника всех угнетенных мужей!», «Да здравствует моя любимая жена!», «10 мая — праздник всех трудящихся и бездельников».
Читая эту историю любви, понимаешь, как ущербно мы живем. С какой необыкновенной легкостью требуем справедливости, с какой радостью (порой) обвиняем друг друга. А вот любить не научились. Себя отдавать другому человеку не получается. Признаться, что без кого-то жить не можем — это ниже нашего достоинства. Жизнь свою разучились дарить другому человеку. И это страшно. А как дорого стоит одна коротенькая телеграмма Каплера: «Жду тебя, любимая».
Предсмертное письмо Юлии Друниной подруге заканчивается так: «А теперь, пожалуй, самое-самое сложное. После кремации урну надо отвезти в Старый Крым и захоронить ее рядом с памятником А. Я. Под плитой, понимаешь? Я бы с удовольствием сделала это сама, но… Еще бы мечталось перенести на плиту наш общий снимок, который прилагаю. Так надо! Господи, спаси Россию!».
Понятно, что А.Я. — это Алексей Яковлевич Каплер. Она и «там» не захотела быть без него. В одном ее старом стихотворении есть строчка: «Теперь не умирают от любви». От любви не умирают. А от безлюбья?
Автор: Светлана САДОВСКАЯ
Друнина ЮлияТеперь не умирают от любви —...Теперь не умирают от любви — |
Счастье, когда встречаются два таланта и любят друг друга беззаветно. но...грустная история
Не пойму, а что такого особенного в любовной истории Друниной и Каплера? Совершенно заурядная, банальнейшая история.
Каплер вообще был охоч до женского полу, всю свою жизнь только и делал что женился, начиная с 17 лет. Как киносценарист ничего значительного не создал. Псевдоисторические просталинские фильмы "Ленин в октябре" и "Ленин в 1918 году" уж точно не могут украсить ни жизнь, ни творческий путь сценариста.
А Друнина была поэтической натурой, помешанной на неземной любви, вот в итоге и нашла себе статусного пожилого Каплера и решила в него влюбиться, ради этого разрушила свою семью.
Стихи Юлии Друниной всегда привлекали мое внимание своей исренностью, особым, только ей
присущим отношением к людям, к любви.
Каплер был талантливым человеком. Встретились два
таланта, это была высокая, чистая любовь.
С одним я не согласен - и сегодня умирают от любви.
Замечательный пост! Благодарю.
"Оргиян" - от слова "оргии", а "Б" - от слов "большие" и "бля-ские". Вот она, Ваша чистая и высокая любовь, пошляк.
Это всё Ваши грязные домыслы, Тереньтев! Кто Вам сказал, что Оргиян это Каганцов?!!
Первым мне на это намекнул говно-блогер Ермилов, сегодня в 11:53. Я бы и подумать не мог, что заслуженный врач, пенсионер, отец троих взрослых детей, поэт и т.д. может втихаря, анонимно строчить наивно-туповатые комменты в поддержку самому себе. Абсурд. Вы пьяны наверно опять, Ермилов!
http://youtu.be/stjRIlv5jxg
Вечно молодой, вечно пьяный :)
Ермилов! Зря стараетесь. По Вашим ссылкам только дураки ходят. И те, кто ещё не знает, кто такой говно-блогер Ермилов.
Тереньтев-то как раз и ходит, ему положено :)
Пошляк как раз Вы, Тереньтьев, от того Вам и не понять, что такого особенного в любовной истории Друниной и Каплера. Мне повезло подростком побывать на встрече с Каплером и Друниной, когда они приезжали в Воркуту вместе с Микаэлом Таривердиевым, и я хорошо запомнил какие незаурядные люди они они были. О Каплере рассказывал мне и мой отец, они был знакомы во время заключения. Хорошо помню и как замечательно вёл Алексей Яковлевич "Кинопанораммы". Несколько лет назад, путешествуя по Крыму с внуком, мы побывали с ним и в городе Старый Крым, где нам рассказали две удивительных романтических истории о любви и смерти Алесандра Грина и его жены и Каплера и Друниной, об истории их захоронения и их памятников на местном кладбище. Я об этом упоминал в своём посте "Путешествие в Гринландию".http://7x7-journal.ru/opinion/20675. Светлую память оставили о себе эти люди.
А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!
И слава богу! А вот Вы, Каганцов, как раз любитель красивеньких сказочек, дешёвых песенок и сплетенок. Вас не интересует реальная история людей, того же Каплера и Друниной, Вам подавай что-нибудь романтическое, пусть это будет даже ложь. Сколько Вы здесь уже выкладывали всякой сомнительной информации - лишь бы красивенько было. И кто после этого из нас пошляк?
Много ли надо было советскому подростку 50-х - 60-х годов, чтобы впечатлиться от заезжих московских знаменитостей? А уж "Кинопанорама" тех лет была обречена на успех в любом случае, кто бы и как её ни вёл: единственная телепередача, где показывали режиссёров и киноактёров, в том числе зарубежных. Выбора-то у людей тогда не было. Всё, что показывалось, было за счастье. Сам телевизор, который имелся далеко не в каждой квартире, уже был за счастье.
Роман Каплера и Друниной протекал гладко, без каких-либо особых проблем и трудностей. Влюбчивая поэтесса и знаменитый пожилой плейбой-сценарист ("у него одни бабы..." - как грубо, но метко сказал о нём Сталин), состоятельный и статусный (пока Каплер был в "заключении" - работал фотографом в Воркуте и рассыльным на почте в Инте - авторские отчисления за прославляющие Сталина фильмы копились на счёте, и вернувшись в Москву после смерти Вождя, Каплер получил квартиру и большие деньги). В итоге, оба побросали своих прежних супругов и объединились в новую пару. Что может быть проще и банальнее? Никто не страдал, не бедствовал, не терпел лишений, не ждал годами... - всё у них было в "шоколаде". Да и возраст у Каплера был солидный - уже не попрыгаешь, а Друнина была прекрасной хозяйкой: и готовила, и по дому всё делала (хотя в доме имелась и прислуга) - что ещё нужно старику?
И эта слащавая копипаста, которую Вы тут выложили, не вызывает ни интереса, ни уважения.
...Вы, Тереньтьев...
------------------------------
И ещё, Каганцов!
Вы, еврейский негодяй, посмели издеваться над моей русской фамилией. Понятно Ермилов, генетический хам и подонок, систематически коверкает мою фамилию, а теперь ещё и Вы примкнули к этому ничтожеству. Я давно чувствовал, что вас обоих что-то внутренне объединяет, что какой-то кизяк греет вас обоих.
Помню, помню, какую истерику Вы закатили, когда Нина Аракелова из Израиля в своём блоге случайно вместо "Каганцов" написала "Коганцов". И хотя инцидент был уже исчерпан (Нина признала свою описку и поблагодарила меня за подсказку), но тут, после всего, примчался сам Каганцов и начал гнобить женщину, издеваться над ней. Изображал из себя этакого очень строгого, но типа справедливого судью. А бедная Аракелова по-всякому пыталась оправдываться и объясняться перед суровым, блин, Каганцовым. Жалкое зрелище. Очень жаль, что Нина тогда просто не послала Каганцова вместе с его запросами на три великие буквы великого русского алфавита.
Я понимаю, Каганцов, что для Вас еврейская фамилия, особенно своя, дороже и ценнее фамилии русской, ведь Вы уже ранее писали, что "в России всё говно - даже навоз", а что уж говорить про русские фамилии. За одну случайную неправильную буковку в еврейской фамилии Вы даже женщине спуску не даёте, а регулярное и намеренное коверканье моей русской фамилии подонком Ермиловым Вас не коробит и, наверно, даже доставляет удовольствие. А сейчас Вы решили ещё больше покайфовать, исказив мою фамилию собственноручно. Если даже Вы сделали это неосознанно, то Ваша рука выдала Ваше внутреннее желание (описка по Фрейду).
Так кто Вы после этого, гражданин Каганцов???
Ну не нравится Тереньтеву Каганцов, это бывает. Странно только, зачем читает и комментирует?
Мазохист, не иначе. А значит извращенец!
Тьфу!!!