Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Солнечный удар

Солнечный удар

Антон Касанов
Антон Касанов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вчера в результате достаточно удивительно стечения обстоятельств посмотрел новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Я, честно говоря, очень сомневался (и до сих пор это чувство меня не покидает), а стоит ли писать какие-то осмысленные впечатления об увиденном? Это обстоятельство важно ввиду неоднозначности в первую очередь личности самого Михалкова, его последних работ и общего бэкграунда вокруг его имени. Признаться честно, я не поклонник, и не противник его фильмов, мне, в общем-то, всегда было, наверное, практически все равно. Общественное мнение в последние годы было направлено против Михалкова и, наверное, заслуженно. Но в данном случае, давайте поговорим о конкретно кино все-таки.

Итак, сюжет фильма составлен из творчески переработанных режиссером двух произведений Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни». По сюжету офицер белой армии в Крыму ждет отправки на «большую землю» и вспоминает маленький эпизод, который произошел с ним в начале XX века. Главный герой плывет на пароходе и встречает некую женщину, между ними случается вспышка платонической страсти, которая завершается ночью в гостинице уездного города и драматическим расставанием.  В конечно итоге офицер горькими слезами плачет в гостиничном номере, садится на пароход и уплывает, а спустя много лет его вместе с коллегами по белой армии топят в Черном море как классовых врагов. Фильм закольцован весьма символично и эстетически привлекательно: мальчик, которому главный герой случайно дарит часы в уездном городе спустя много лет становится красным комиссаром и дарит эти часы офицеру обратно и тут же фактически топит его на барже.

Фильм идет 3 часа, большинство кинокритиков отмечают, что он достаточно затянут, однако, сам я об этом подумал лишь однажды за все время (да и то, когда мне позвонили, и я невольно взглянул на экран телефона). В целом же мне не кажется, что картина получилась слишком объемной, наоборот, такой формат позволил максимально погрузиться в эстетику фильма. Виды дореволюционной России, конечно, во многом лубочные, как на фотографиях маэстро Прокудина-Горского, только оживших, пульсирующих и движущихся. Может быть мое сознание, как историка, несколько искажено, но мне сама экранная картинка очень понравилась, фильм снят действительно чудесно.

Михалков, как все знают, у нас всегда трепетно относился к белому движению и ровно наоборот к большевикам. В «Солнечном ударе», вы знаете, я был даже несколько удивлен его таким вот новым подходам к этим моментам и историческим сентенциям. Дело в том, что пленные белые офицеры у Михалкова буквально весь фильм рассуждают о причинах поражения и по большей части соглашаются с тем, что они проиграли, это закономерно и большевики оказались реально сильнее. Среди  пленных только один офицер продолжает на словах сопротивляться, но и тот скоро пропадает. В финальной сцене один из офицеров произносит страстный монолог, где признается в том, что причины поражения в том, что они ничего не умеют делать руками, а так, больше языком чесать мастера. Парадоксально (быть может, я ошибаюсь), но такие, в самом деле, идеологические сентенции показывают эволюцию Михалкова в нейтральную гавань из бухты оголтелого антибольшевизма. 

Конечно, есть пара моментов, которые меня покоробили в плане исторической достоверности. К примеру, образ Розалии Землячки и Белы Куна несколько карикатурен. Однако я вообще сомневаюсь, что их реальная подноготная вообще кому-то достоверно известна. Землячка, эта «Фурия красного террора», стала полулегендарным персонажем еще при жизни, обычно ее изображают как абсолютное зло, но тут, к моему удивлению, Михалков показал, что ей не чуждо ничего человеческого. Над Куном, надо признать, автор поиздевался и сделал его похожим на такого не говорящего по-русски экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова.   

Вообще здесь можно и абстрагировать от исторического контекста и смотреть на это кино как на неплохо снятую лав-стори со всеми отсюда вытекающими моментами. Хотя для фанатов творчества Бунина, я полагаю, будет очевидна разница между пониманием и трактовкой чувств главных героев в самом рассказе и непосредственно в фильме.
Что еще любопытно, в фильме нет известных актеров, все, кто там снимается, абсолютно неизвестные артисты, даже дебютанты. При этом, мне кажется, это очень большой плюс, так как в целом в современном российском кино набор персонажей весьма ограничен и на многих уже буквально больно смотреть.
   
В целом, я бы посоветовал посмотреть это кино, оно действительно неплохое. Согласен с Антоном Долинным, что это «история мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи». Главный герой, шепчущий весь фильм один вопрос «Как все так получилось?» задается на самом деле вопросом риторическим. На самом деле никто не знает, что будет завтра и иногда ведь происходят действительно парадоксальные вещи.

P.S. Я пока сидел в кино, подумал, что в 2014 г. на экраны вышло два фильма с примерно схожей идеологической тематикой. Фильм Михалкова и документальное кино  Леонида Парфенова про дореволюционного фотографа Прокудина-Горского. Мне очень сильно впал в душу эпизод, где Парфенов ходит по белогвардейскому кладбищу в Париже и вопрошает, мол, кто все эти люди, какое мы имеем к ним отношение, ведь мы же с вами, совсем не они? К концу года на экране появляется Михалков и устами героя спрашивает «Как все так получилось?».  Про кого эти истории: «про нас» или «про них»?  Я, на самом деле, в отличие от Парфенова думаю, что нет никаких «нас» или «них», а мы все плывем на огромной барже из Михалковского фильма. И вся история России (да и ее настоящее тоже) это вот такая баржа, часть пассажиров которой лежат под водой в Париже, часть в бухте Севастополя, а часть все еще курит в иллюминатор в ожидании роковой отправки. 



Оригинал

Материалы по теме
Мнение
28 марта
Татьяна Фролова
Татьяна Фролова
Зло не выбить злом
Мнение
24 марта
Иван Звягин
Иван Звягин
Как пережить психологический шок после теракта?
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
С.Рубцов
13 окт 2014 13:13

Хороший фильм несмотря на 180-минутный, нетипичный для жанрового кино, хронометраж.
Определить жанр можно коротко как драма,
но скорее это выигрышное соединение лав-стори с фаталь-катастрофой.

Рекламный слоган картины «Как всё это случилось?» замечательно точно определяет суть вопроса - смена (обрезание) "элит" в процессе истрического, в данном случае ре-Эволюционного обновления,
когда правящий класс из бывших "благородий"
("...ни в чем нетвердых")), оказался де-факто не способным ни к вспыхнувшему когда-то романтическому чувству,
ни к управлению страной-державой под скипетром венценосного-"помазанника"...

Власть - это реализуемая на практике способность управлять.
Бывшие "благородия" как выяснилось были уже не способны реализовать старые способы управления в изменившихся условиях - произошла смена логики социального поведения у большинства населения...
и эксплуатируемая среда естественно возмутилась вплоть до канонического описания "потопа".
Технология обрезания "элит" в точке бифуркации хорошо описана в ДОТУ (достаточно общая теория управления), поэтому Н.С.Михалкову осталось ...только довести до осмысления сценарий (драматургию) и выигрышно подать картинку.
Экранная картинка вышла воздушно-прозрачная и лубочно-красивая, оператор поработал действительно славно.

А слезы? - слезы давно высохли, в т.ч. на СенЖеневьев деБуа...
В управлении остались только технологии,
меркантильные интересы кланов "элит" и никакой лирики.
Вместе с тем толпо-"элитарное" общество не делится на «про нас» и/или «про них»,
т.к. обе части это целое одной большой толпы, которую еще В.Белинский определял как "собрание людей, живущих по преданию,
думающих по авторитету". - Н.Михалков, похоже, решил технологично использовать обе части этого принципа-определения, не дав необходимых пояснений,
то есть не отделив себя от т.наз. "элиты",
а значит и от толпы.

Витя
14 окт 2014 15:06

По отношению к Бунину - не Солнечный удар, а Тусклое паскудство.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме