Немного о никеле
Никель конструкционный материал. Для улучшения коррозионной защиты железа в стали добавляют хром и никель. Хром, кстати, более проблемный элемент в плане экологии по сравнению с никелем. Такая сталь устойчива даже в морской воде и во многих агрессивных химических средах. В последнее время никель находит применение в сплавах на его основе. Вторая важная сфера использования никеля – производство катализаторов для различных химических процессов. Никель в силу своей коррозионной стойкости используют в качестве защитных покрытий (например, никелированние монет) из него изготовляют детали химической и электровакуумной аппаратуры.
Рассматривая периодическую систему элементов, можно отметить элементы представляющие опасность. Это тяжелые и радиоактивные металлы, галогены, таллий, бор, ртуть, селен и ряд других. Никель к таким элементам не относится. В периодической системе существует ряд аналогий: групповая, типовая, электронная, диагональная, горизонтальная и ряд других. Эти аналогии характеризуются большой близостью свойств элементов. В железе, кобальте и никеле проявляется горизонтальная аналогия. Эти металлы очень близки по свойствам. Почему-то никель мы считали опасным, а железо нет. Даже в минералах часто они находятся вместе.
Организму человека может нанести вред растворимые соли и легколетучие компоненты. Все неорганические соединения (к ним относятся соли никеля) малолетучи и большинство из солей и минералов Ni труднорастворимые.
Следует отметить, что в руде никелю сопутствуют опасные соединения. Именно они, а не сам никель представляют опасность при реализации Воронежского никелевого проекта. Говорят, что стронций приведет к радиактивному загрязнению громадных территорий, а свинец и мышьяк отравят реки и другие водоемы. Однако основные природные изотопы стронция не являются радиактивными. Только при взрыве атомных и водородных бомб образуются действительно очень опасные для человека радиактивные изотопы стронция. Все минералы Новохоперского месторождения представлены большим числом химических соединений: FeS, CuFeS2, ZnS, PbS, MoS2, FeS2, FeAsS, CoAsS, NiAsS, NiAs и ряд других. Все перечисленные соединения сами по себе (т.е. пока их залежи не трогают и не перерабатывают) практически нелетучи и не растворимые в воде и по этой причине не могут попадать в наш организм.
Что касается оценки раковой опасности. Очень высокой канцерогенной опасностью обладает карбонил никеля [Ni (CO)4], который является чрезвычайно ядовитым веществом (как, впрочем, и карбонилы других металлов). Однако этот очень специфический реагент не образуется в природных условиях и, следовательно, не представляет опасности на стадии добычи никелевой руды.
Доктор химических наук, профессор,
декан химического факультета
Воронежского госуниверситета,
заведующий кафедрой общей и
неорганической химии В.Н. Семенов
Очень хорошая и познавательная статья,побольше бы таких фактов,чтоб люди читали и понимали!В наши дни мозги людей чуть ли не каждый день получают для переваривания с экранов ТВ, страниц газет, журналов информацию, так или иначе связанную с экологией.Половина никеля, добываемого в мире, используется для производства нержавеющей стали. Поэтому о вреде или пользе никеля в готовых изделиях лучше задуматься, взяв в руки ложку или вилку из нержавеющей стали.
Такие статьи надо было публиковать еще два года назад, когда только начиналась буза. Народу за это время здорово попортили нервы всякими домыслами. Ведь часть населения на самом деле поверила, что при разработке медно-никелевого месторождения в Воронежской области будет настоящая катастрофа.
никель высоко технологический металл, его применение очень разностороннее. И самое главное, последнее десятилетие позволило внедрить инновационные технологии , которые позволяют извлекать это сырье без ущерба окружающей среде.
стоит упомянуть, особенно всем тем кто рвёт глотку против добычи, ссылаясь на вредные последствия для природы, о том, что 25 лет назад финская компания готова была начать добычу никеля в воронежской области абсолютно безвредными технологиями - и это четверть века тому назад, уже тогда были готовые решения, правда местные власти проявили не профессионализм и область осталась ни с чем.
Выступления против добычи никеля на Хопре открыто поддерживает оппозиция. Для чего они это делают, доподлинно не известно. Но ведь вкладываемые средства, четкая организация, способность пойти на все, вплоть до погромов, наводят на мысль, что не только политические задачи поставлены перед ними. Мотивы понятны, они готовы тратить любые деньги на то, чтобы дискредитировать руководство страны, а заодно и помешать ее развитию и процветанию.
Актуальность поиска новых месторождений огнеупорных глин, марганца, хрома, сырья титана постоянно растут. Эти виды сырья в основном мы закупали у Украины и ряда других государств. Теперь властям субъектов федерации поручено участвовать в помощи и выявлении месторождений стратегических видов сырья, необходимых для страны. От этого перспективы поиска и в нашей области становятся в целом для страны безусловно очень важны!
Думаю, что антиникелевцам даже дай бесконечный бюджет, то они бы ничего хорошего и полезного не сделали бы. Подорвать авторитет честной и достойной компании очень тяжело. Поэтому у них ничего и не получается, потому что на каждое оскорбление и обвинение в свой адрес УГМК может ответить новым социально значимым проектом.Из всех медных компаний России УГМК в наибольшей степени ориентирована на российский рынок!
В очередной раз генеральный директор компании УГМК Козицын подтвердил вчера на конференции, что по лицензии УГМК имеет право построить на воронежской земле только горно-обогатительный комбинат. Никакого производства на Хопре не может планироваться только добыча никеля. Строить же предприятие по переработке в Воронежской области вообще не планируют его возведут в городе Кировоград Свердловской области.
Таким образом главные опасения местных жителей ,навеянные им со стороны антиникеля, остаются беспочвенными по сути
Хочется просто констатировать то что есть на сегодня.
То чем мы (геологи) занимаемся в Новохопре, экологию не затрагивает никак.
Вообще никак. Мы ведем геолого-разведочные работы, они не могут нанести вреда. Бурим скважины, пытаемся оценить запасы. Этот процесс продлится еще год. Но в информационном пространстве вокруг этого проекта рисуют совсем другую картину - апокалиптическую, основанную на чистой истерии эмоций, зачем!