Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Борьба партии со святыми для народа местами

Борьба партии со святыми для народа местами

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Широко известно о борьбе большевиков с религией. Но сегодня я хочу ознакомить читателей и пользователей интернета о борьбе со святыми для народа местами.

Из обращения учащихся Вятского педагогического техникума и школ I и II ступени города Вятки от 1930 года:

«Мы, учащиеся и преподавательский состав Вятского педагогического техникума и школ I и II ступени требуем от горсовета немедленного закрытия Александровского собора.

В момент бурного социалистического строительства и широкого стремления трудящихся к культуре, к знанию нам нужно все наши материальные ресурсы использовать рационально.

Размах культурного строительства, необходимость быстрейшего выполнения культурной пятилетки упирается в некоторой своей части в недостаток помещений.

При такой обстановке, а также учитывая то, что церковь начинает открыто выступать против мероприятий советской власти, оставление Александровского собора в руках кучки «бывших людей» будет являться преступлением перед социалистическим строительством.

Закрытие этого собора диктуется еще и тем обстоятельством, что этот район не имеет ни одного культурного учреждения и трудящаяся молодежь не может рационально использовать свое время (нужно иметь в виду, что район изобилует пивными).

Мы требуем немедленного закрытия Александровского собора».

Александро-Невский собор в Вятке

Александро-Невский собор в Вятке

(ГАКО, ф. Р-1151, оп.1, д.222, л.2).

Понятно, что такие обращения были инициированы партийными идеологами. Они всегда все делали чужими руками.

Из справки Уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Кировской области «О наличии так называемых «святых мест» на территории Кировской области» (не позднее 1960 года):

1. Место якобы «явления» иконы Николая на реке Великой в селе Великорецком Верховинского района. Паломничество туда бывает один раз в год 5, 6, 7 июня. Возникло оно во второй половине XIII столетия. В дореволюционный период паломников стекалось до 25 тысяч человек. Это, так называемое «святое место» закрыто решением Верховинского райисполкома от 14 мая 1959 года.

Иеромонах Матфей

Иеромонах Матфей

2. Могила иеромонаха Матфея(1) в городе Яранске (умер в 1927 году). На эту могилу, в последние 10 лет, в период с 20 по 26 мая стекалось до 300-500 верующих. Решением Яранского райисполкома эта могила, как «святое место» закрыта и паломничество прекращено. В 1959 году паломников уже не было.

3. Могила юродивого Прокопа(2) в селе Галицком Санчурского района, на которую верующие сходились в течение летнего времени по 50 человек. В мае 1959 года решением Санчурского райисполкома это так называемое «святое место» закрыто и паломничество прекращено.

4. Могилы монаха Стефания и игуменьи Февроньи в городе Кирове.

5. В Оричевском районе на реке Снегиревке, на месте бывшей часовни, сходилось до 200 человек верующих.

Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Кировской области П. Смирнов.

К справке приложен план прекращения паломничества.

Яранск – Матфей. Поедет туда на 10-15 дней тов. Ильин:

1. Устроить проезд по кладбищу, под который попадет и эта могила.

2. 10-12 мая принять решение райисполкома о ликвидации этого «святого места».

3. Выявить и принять меры к организаторам паломничества.

Оричи. На реке Снегиревке.

Закрыть это место как «святое» решением райисполкома до 10 мая. Поручить колхозу это место запахать и засеять.

Санчурск. Могила Прокопа в селе Галицком:

1. Через обком партии поручить Санчурскому райкому партии организовать выступление в районной газете 10-15 человек, лично знавших Прокопа как идиота.

2. Прекращение паломничества к могиле оформить решением Санчурского райисполкома.

Город Киров:

1. Принять решение Кировского горсовета о прекращении паломничества на могилы Февроньи на Хлыновке и Стефания на Филейке.

2. Могилу Февроньи желательно утратить, а на ее месте построить и обнести изгородью сарай.

3. На месте паломничества на могилу Стефания посадить фруктовый сад детского дома. Все работы может сделать дважды орденоносный завод (теперь, Авитек – А.Р.).

Отец Стефан

Отец Стефан

Село Елево Белохолуницкого района.

Чтобы прикончить(так в документе – А.Р.) паломничество к иконе «Пламенные младенцы» в селе Елево надо:

1. Утратить саму икону.

2. Здание церкви занять под какой-нибудь колхозный склад и этого будет достаточно.

Село Великорецкое Верховинского района.

Для ликвидации паломничества на реку Великую:

Часовня

Часовня

1. Разобрать часовню на берегу реки Великой (каменная часовня разобрана в 1959 году).

2. Не принимать на ночлег паломников.

(ГАКО, ф. Р-2169, оп.45, д.54, л.1-2).

Из письма прокурора Октябрьского района города Кирова от 26 сентября 1986 года в адрес Уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Кировской области:

«4 сентября 1986 года в помещении областной научной библиотеки им. Герцена в рамках краеведческого четверга состоялась дискуссия, посвященная проблемам сохранения памятников истории, культуры и архитектуры города Кирова.

Одним из выступающих был Логвинов Андрей Николаевич – чтец хора Серафимовской церкви города Кирова, представившийся педагогом-историком.

В своем выступлении он допускал высказывания, граничащие с клеветой на советское государство и общественный строй.

В частности он заявил, что территория возле источника «целебной» воды у Трифонова монастыря захламлена, заплевана. И что он мог бы принять меры к очистке территории, но боится, что какой-нибудь представитель исполкома придет, узнает и упрячет источник под землю.

Кроме того, Логвинов сообщил, что ему известно как людей, шедших на реку Великую для выполнения религиозного обряда, ежегодно представители власти с автоматами и собаками хватали и бросали в машины.

Те, которые под предлогом борьбы с религией в 1930-е вырубали Вятку, те которые уничтожали архитектурные памятники и расстреливали несчастных, они сейчас получают персональные пенсии».

(ГАКО, ф. Р-2169, оп.45, д.9, л.31-32).

Добавить тут нечего.

 

Примечания:

(1) 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке в семье Швецовых родился четвертый ребенок. 29 мая (10 июня) младенца окрестили в Спасо – Хлыновской церкви. Нарекли мальчика Митрофаном. Отец, Козьма Федорович, был родом из Нолинского уезда и работал мастером цеха башмачников, мать, Надежда Варфоломеевна, была мастерицей хлебного цеха. Хотя родители были неграмотными, старались привить детям любовь к Святому Писанию. Маленький Митрофан все свободное время проводил в церкви – как говорил позднее, «ходил в гости к Богу».

Его отец рано умер, оставив на попечении жены, четырех малолетних детей (трех сыновей и дочь). Мать, после смерти мужа, занималась квасоварением, пекла ярушники и носила на рынок для продажи. В помощь себе на рынок чаще всего брала Митрофана, который проявлял способность к торговле. Позднее ей посоветовали отдать Митрофана в приказчики. И она отдала его к вятскому купцу Столбову, у которого Митрофан прожил 18 лет. Хозяин доверял молодому помощнику ведение самых важных дел. При его поддержке Митрофан Швецов вскоре завел и свое небольшое дело.

Образование Митрофан не получил, а читать и писать научился самостоятельно, освоив Псалтырь.

Будучи уже взрослым, он познакомился с известным в то время своей духовной мудростью иеромонахом Стефаном, который пленил его сердце любовью к Богу. Митрофан стал его любимым учеником.

отец Стефан

отец Стефан

Вот что писал об о. Стефане Евгений Дмитриевич Петряев в своей книге «Записки книголюба» (Киров, 1978, с.73-74): «Самыми распространенными книгами в деревнях Вятской губернии оказались сочинения иеромонаха Стефана (около 20 названий). Его имя долго хранилось в памяти народной. Еще в конце 1950-х годов, проходя мимо заброшенного кладбища (в районе Филейки), некоторые старики останавливались, снимали шапки, крестились. Рассказывали, что тут могила сельского учителя Стефана Куртеева. Одни считали его святым, другие – мудрецом, подобным старцу Зосиме у Достоевского.

Фамилия Куртеева была мне знакома по Дальнему Востоку. Там долго работал этнограф и экономист Константин Константинович Куртеев. Оказалось, что он был племянником вятского однофамильца. Об этом я узнал из редкой книжки М.И. Оленева «Жизнеописание … иеромонаха отца Стефана» (Вятка, 1893, 54с.). Помимо биографических сведений в книжке есть детали, связанные с писательством Куртеева. Настоящее его имя Семен Петрович Куртеев. Он родился в 1830 году в семье крестьянина деревни Молчановской.

Учился в Вятской гимназии, готовился поступить в медико-хирургическую академию, но под влиянием вышедших тогда «Писем Святогорца о святой горе Афон» решил посвятить себя аскетической жизни. После разных скитаний он поселился около Филейки в землянке на берегу реки Вятки. Занимался чтением религиозных и философских сочинений, зарабатывая на хлеб обучением детей грамоте. Число учеников у него доходило до 170. Даже издалека привозили к нему детей. В 1874 году он стал учителем вновь открытой школы в селе Филейском (сейчас в черте города).

В этом же году вышла в Вятке его первая нравоучительная книжка «О пьянстве». Она быстро разошлась. К нему шли и ехали за советами. Но духовенство не могло терпеть конкурента. Его заставили «склониться на убеждение» и стать монахом. Он продолжал писать и издавать свои книжки: «Не осуждать и молчать - труда нет, а пользы много», «Участь самолюбца», «Что должно знать, чтобы открыть глаза и выйти из тьмы смертной» и тому подобные, которые он давал приходившим к нему почти даром. Так расходились тысячи этих брошюр. Как сказано в биографии, «соборному притчу было неприятно, что народ заходил к о. Стефану, хотя и ради книг одних».

Стефана «взяли» в Вятский Трифонов монастырь и держали там почти до самой смерти. Он умер в 1890 году. Сам Куртеев писал, что книжки его сочинения «распространялись в народе количеством более 500 тысяч экземпляров». Такой широкой известности не достигал тогда ни один вятский автор. Вот поэтому тысячи вятских крестьян, зная отзывчивость и бескорыстие Стефана (Семена) Куртеева, считали его своим учителем. Немалое значение имело и то, что Стефана насильно постригли в монахи и запрятали в монастырь. Поэтому в глазах крестьян он был страдальцем за правду. Его фотографии висели во многих крестьянских избах. Такой чести не удостаивался ни один вятский епископ».

Митрофан обрел в отце Стефане истинного наставника. 15 (28) августа 1890 года в день Успения Божией Матери Господь призвал старца Стефана в вечное упокоение. Час пробил: 33-летний Митрофан Козьмич продает свой магазин, кладет деньги в банк на имя сестры Елизаветы и переезжает в Филейскую обитель. В годовщину кончины незабвенного старца его постригли в мантию с наречением имени в честь Киево-Печерского преподобного Матфея Прозорливого (ХI в), что в переводе означает «дар Божий». Имя, данное в постриге, оказалось пророческим: о. Матфей воистину был дарован свыше православной пасте Вятского края. Смирением и молитвой он стяжал дар прозорливости, который стал явным уже в Филейском монастыре.

Храм Анны Пропочицы Яранского монастыря

Храм Анны Пропочицы Яранского монастыря

В 1899 году в городе Яранске в имении благочестивой купчихи А.Д. Беляевой был заложен монастырь в честь небесной покровительницы Анны Пророчицы. Строителем назначили иеромонаха Нила. В помощь ему для отправления церковных служб был прислан из Филейского монастыря о. Матфей. Все относились к нему с почтением как к старцу, ничего не предпринимали без его благословления. Зная, что получающий награду на земле лишается ее на небесах, о. Матфей сторонился славы людской.

Отец Нил

Отец Нил

Торжественных богослужений избегал, служил один, без диакона, чаще раннюю литургию. Имея больные ноги, носил толстые валенки, ходил по храму один, с кадилом, часто кланялся. Предпочитал, чтоб в храме было безлюдно, полутемно, пение любил простое, негромкое. Пустых бесед не вел, смеха и шуток в обращении не допускал, грех любопытства считал одним из самых тяжких. Разговаривал лишь в случаях крайней необходимости, поэтому в народной памяти сохранилось так мало его поучений. Он был очень бережлив, почему многие и считали его скупым. При себе почти ничего не имел, кроме самого необходимого.

На общую трапезу старец ходил редко, так как страдал болезнью желудка и всегда кушал по диете. Посетителей принимал неохотно. Лишь неотступным давал советы, которые всегда были замечательно верны. От этого он и стал популярным среди простого народа. С каждым годом число его посетителей увеличивалось, и он стал этим тяготиться.

Отец Матфей

Отец Матфей

Он поселился на пасеке монастырской лесной дачи, отстоящей от монастыря на 35 км. Здесь никто не нарушал его покоя, и он мог предаваться своим духовным подвигам. В праздники он ходил или ездил в соседние села на богослужения и нечасто в монастырь. Когда же монастырь был упразднен, а лесная дача перешла в ведение государства, то почитатели старца из деревни Ершово построили ему небольшую избушку на своей земле в 1 км от монастырской дачи. Здесь он прожил 9 лет и 16 мая 1927 года отошел к Господу.

Местные жители вспоминали, что это был благообразный старец, роста ниже среднего, несмотря на постоянную бледность и худобу, лицо его и в старости не утратило былой привлекательности. Волосы были длинные, курчавые и седые. Борода и усы – черные, позднее с проседью. Глаза умные, проницательные.

После революции на долю Русской Православной Церкви выпало много скорбного: некоторые пастыри изменили Истине, ушли в обновленчество, но о. Матфей и братия Пророческого монастыря не приняли новых нововведений и остались верны законно избранному Патриарху Тихону. Когда духовные чада предупредили Яранского старца, что власти могут с ним расправиться, о. Матфей отвечал: «Что они мне сделают? Я монах. Лишат имущества? Я уже заранее отрекся от него. Осудят на изгнание? Я и без того не принадлежу миру и земле».

Когда о. Матфей преставился к жизни верующие на своих плечах несли гроб из Ершово в Яранск, останавливаясь лишь для служения панихид. Одна деревня встречала, другая провожала. По завещанию о. Матфея его похоронили на городском кладбище в ограде купцов-благотворителей Анны и Василия Беляевых.

Сразу после кончины праведника на еще свежей могиле его начались многочисленные исцеления. Особенно сильной была помощь о. Матфея в годы Великой Отечественной войны. К месту упокоения народного заступника шли солдатки, чьи мужья сражались на фронте, безутешные вдовы, родители, у которых дети сгинули в тюрьмах и лагерях.

По словам православных о. Матфей помогает людям и сейчас. Но все меньше остается людей, кто помнит о нем, по воспоминаниям родителей, отцов и матерей. От жителей с. Беляево Ожигановых Владимира Александровича и Нины Сергеевны ребята услышали следующее: «Семья приехала издалека, из Ленинграда к отцу Матфею. Отец военный на руках принес сына. Мальчик ночевал на могилке, а утром пошел к родителям на своих ногах. Молились родители всю ночь за своего сына. И отец Матфей им помог».

Жительница с. Потняк Потнякова Клавдия Игнатьевна о случаях исцеления рассказала следующее: «Рассказала мне об этом женщина с Большой Люи. Родила она малыша, который все плакал, болел. А в деревне жила очень набожная семья, вот они и посоветовали ей съездить в Яранск к отцу Матфею на могилку. До Потняка проводили, а дальше она уехала до Яранска. Весна была, снег еще лежал. Распеленала мать ребенка и положила на могилку на пеленочке. Всю ночь молилась, плакала, просила помощи у отца Матфея: «Если ему выжить. То помоги, а если нет – забери».

До этого всех врачей она обошла и Кикнурских и Яранских. Врачи сказали, что ребенок жить не будет, его не вылечить, рак признали. Вернулась она с дитем от отца Матфея домой, ребенок по дороге спокойно спал и пошел на поправку потом. Сейчас живет в Самаре своей семьей». В настоящее время верующие имеют свободный доступ к могиле святого в городе Яранске. Так было не всегда. Десятилетия Советской власти – это период гонений верующих, пришедших поклониться отцу Матфею, неоднократного уничтожения могилы и памятников на местах последнего жительства и смерти и последнего пристанища отца Матфея.

В конце 1980-х годов почитание о. Матфея стало открытым. В 1990 году по проекту архитектора И. Г. Носкова на народные пожертвования была построена над могилой старца часовня. Это небольшая белая церковь, увенчанная крестом. Она символизирует образ монаха-праведника.

Часовня на могиле отца Матфея в Яранске

Часовня на могиле отца Матфея в Яранске

Деревянная часовня на месте последнего земного пристанища яранского чудотворца отца Матфея в деревне Ершово (теперь - Кикнурского района) построена на пожертвования прихожан и открыта весной 2002 года. Часовня находится недалеко от трассы Кикнур – Беляево, видна с дороги. В солнечном свете досочки с искусной резьбой словно отливают золотом. К часовне ведет дорожка. Резное крылечко. Вокруг часовни местность благоустроена. Здесь есть колодец. Школьники посадили вокруг часовни елочки, цветы.

Рядом с часовней могилка и крест, куда тоже ставят свечи паломники. Внутри места немного. Скамейки вдоль стен, подсвечник. Иконостас расписан художником Шушалыковым Николаем Николаевичем. Шушалыков Н. Н. , родом из д. Исаковские, что рядом с с. Беляево. В настоящее время он живет в городе Екатеринбурге. Это профессиональный художник, его благословили на роспись церквей и реставрации икон. Его прадед был управляющим у помещика В. И. Беляева, участвовал при строительстве церкви в селе Беляево. Часовня не закрывается на замок, так что в любое время можно сюда прийти, приехать. Здесь постоянно народ.

Отец Матфей Яранский чудотворец, святой земли Вятской, является покровителем всех страждущих, приходящих к нему и молящих о помощи. Святые места, связанные с ним притягивают массу паломников. Со всех концов Вятской земли, а также из соседних нижегородских, казанских, костромских, пермских приделов на Яранское кладбище устремляется людской поток. Они несут о. Матфею беды и чаяния, ведь он сам обещал, что по отшествии с земли его связь с людьми не прервется. «Придите ко мне на могилку, - благословлял он, - излейте свое горе, расскажите, как живому, все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения».

 

ПРОНЮШКА

…. народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предвиденье…

В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка

Галицкое – старинное русское село. Расположено оно в 7 км от Санчурска на яранском тракте. В незапамятные времена вокруг села появились деревни и деревеньки. Многих населенных пунктов Галицкой стороны уже не существует. Только пара яблонь или кусты одичавшей малины в поле, да какая- то особая высокая трава, что любит селиться на месте бывшего обиталища человека, да ещё, может, куча раскрошившихся кирпичей укажут на то, что тут когда-то бурлила жизнь. Жизнь со своими заботами – когда же в России жили без забот? Со своими радостями, с гармошкой, с обязательной дракой на гулянии в престольный праздник. Пахали, сеяли, убирали хлеб, гуляли,, женились, рожали детей, умирали. Последним их пристанищем становилось Галицкое кладбище.

Со стороны яранского тракта оно смотрится маленьким зеленым островком или, точнее, высокой зеленой кочкой на равнинном просторе. Особое место на кладбище находится почти в его центре, чуть в сторону, по направлению к селу Галицкому. Туда ведут многочисленные тропинки. От «своих» – туда. Огороженная штакетником могила. Каменный окрашенный в серебро памятник, увенчанный небольшим крестом. Над всем этим – солидный тесовый навес. На памятнике – маленький портретик: то ли иконка, то ли фотография, то ли карандашный рисунок. Изображение почти сливается с фоном. Нестарый мужчина в белой рубахе типа нательной. Окладистая тёмная борода, всклоченные волосы на голове. Голову держит несколько набок, как-то неестественно втянув её в плечи. По-детски короткие руки на коленях. Взгляд исподлобья направлен прямо на тебя. На какой-то момент ты чувствуешь его гипнотическую силу. Он завораживает, притягивает. И проникает в тебя. И тебе становится как-то не по себе, становится жутковато от этого взгляда…

Старушки скажут: «Это наш Пронюшка. Юродивой».

На обороте памятника – металлическая доска с почти неразличимым из-за многочисленных слоев серебрянки текстом :

Прокопий Лукичъ Орловъ. 1858.

...............................

Крестiан. дере Егутовой.

..............................

Житiя его было 53 года.

..............................

1911.

К сожалению, остальной текст разобрать не удаётся.

Прокопий Юродивый, он жил в этих местах, но известен по всему Санчурскому краю. Почитается за свои прорицания и помощь людям. Бабушки, чьи родители «застали» его, поведают: «Пронюшка с рождения немым был, говорить не мог, только мычал. Зимой и летом ходил босиком в долгой рубахе из домотканого полотна. Зимы раньше морозные были. Мужики-те сжалятся над ним, набросят ему на плечи тулуп, а он его скинёт и дальше пойдёт. Не обижали его». «Дак ведь как бывало-то», - подхватит рассказ другая старушка. Вот придёт, к примеру, в деревню, подойдет к какому-нибудь дому, отворит большие ворота, возьмет телегу али сани за оглобли да и вывезёт со двора на улицу. Знай, быть беде – сгорит дом. Это он предупреждал так. Сказать-то по-другому не мог.

Прокопий Юродивый

Прокопий Юродивый

А вот еще случай был. Подошёл Пронюшка к какой-то бабе на улице, да как стукнёт ее рукой со всех сил по лбу. Ему говорят: «Пронька, ты хоть что делаешь-то! Али хоть ладно?!» А он только мычит. Бабу-ту вскоре громом убило, молния прямо в голову ударила. Один раз он зашёл к кому-то в избу, лег на печку и лежит там. А тут загорелось. Прытко горит. Не потушить уж. А погода ветреная стояла. Искры прямо на крышу дома сыплются, где Пронюшка был. Хозяева будят его, а он никак не просыпается. И вытащить его не могут. Отступились от него и стали добро своё от огня спасать. А сами ревмя ревут: «Проня, вставай, сгоришь!» А он спит, не просыпается. И, не сгорел этот дом. Огонь на другую избу по другую сторону, перекинулся».

могила Прокопия юродиевого

могила Прокопия юродиевого

А когда Пронюшка преставился, люди стали примечать, что помогает он им. Вот и ходят на его могилку. Молятся и просят: «Батюшко Пронюшка, помоги!» И песочек с его могилки берут. Целительный он, если приложить к больному месту. Вот и идут сюда, на Галицкое кладбище, люди со своими горестями, печалями, в надежде на помощь. Придут, прикоснутся рукой к памятнику, поставят принесённую с собой свечку. И пока та горит, молятся, а то и просто стоят, погрузившись в свои думы… Даже в те годы, когда церковь и религия были под запретом, собирались в летнюю Казанскую (21 июля) со всей округи верующие на могиле Пронюшки и молились. Не смотря на то, что в этот день обязательно соберется гроза и пройдет ливень. И невольно думается, что гроза и дождь – это весть свыше, что дошли наши молитвы…

В работе частично использованы работы замечательных краеведов города Яранска Н.А. Вяткиной и Н. Ячменевой и исследователя истории Вятского края В.В. Низова.

Александр Рашковский, краевед, 13 сентября 2014 года.

Материалы по теме
Мнение
7 сентября
Михаил Долиев
Михаил Долиев
«Выборы» губернатора Астраханской области. Подсчет по-астрахански
Мнение
20 мая
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Музейный зал размером со Смоленск
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Алексей
22 сен 2014 13:48

Борьба продолжается: музей-усадьба Хохрякова, торговый центр напротив филармонии... Методы те же. Бескультурье и варварство процветают.

4 мая 2018 12:21

Статья о Прнюшке: у Вас отсутствует ссылка на сайт www.sanchursk.ru , откуда она была взята

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРелигия