Властитель слабый и лукавый…
Вспомнилась строка, которой А.С. Пушкин начал 10 главу «Евгения Онегина». Посвящена она Императору Александру I.
А вспомнилась в связи с тем, что в интернете, СМИ и на рекламных щитах пишут какой хороший наш врио. губернатора Никита Юрьевич Белых и надо избрать его на новый срок.
В чем-то эти два персонажа действительно похожи.
Александр Павлович очень любил, например, крестить детей, что постоянно делал в храмах Петербурга.
Наш Никита Юрьевич очень любит резать ленточки на новых объектах, к которым, чаще всего, отношения никакого не имеет. То есть занимается деятельностью, которую блестяще сформулировал писатель Александр Крон в своем романе «Бессонница», как САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ СОПРИЧАСТИЕ.
Отмечу, однако, что Александр I неплохо разбирался в людях и умело назначал управителей. Покажу это на примере города Одессы.
«9 марта 1803 года в Одессу прибыл знаменитый герцог Ришелье, назначенный Александром I градоначальником. Он был богатым человеком, но поссорился с Наполеоном и наш Император пригласил его в Россию помочь развитию Одессы.
Ришелье принял город с 9.000 жителей, 1.123 домами, 257 землянками, 171 лавкой, 43 погребами, 40.676 рублями годового дохода и 45.122 рублями годового расхода.
И вот результат его деятельности.
В 1806 году в Одессе открыли свою деятельность австрийское, испанское и неаполитанское консульства.
16 апреля 1806 года был утвержден Устав классической гимназии Одессы. Был учрежден Благородный институт для готовящихся на военную службу с женским отделением.
1 августа 1806 года была учреждена учетная контора для русского купечества и устроена биржевая зала.
В 1809 году в Одессе построен театр.
В 1814 году Ришелье оставил Одессу, где было 2000 различных частных построек с сотнею красивых дач и садов и 25.000 жителей.
Приемником Ришелье был назначен граф Ланжерон.
Манифестом Императора от 16 апреля 1817 года городу было даровано порто-франко, которое было открыто с 15 августа 1819 года сроком на 30 лет.
В 1817 году в городе был открыт «Ришельевский лицей» (на базе его позднее был основан Императорский Новороссийский университет) и основано Народное девичье училище.
17 мая 1823 года граф Михаил Семенович Воронцов был назначен Новороссийским генерал-губернатором, резиденция которого располагалась в Одессе. Он сразу же приступил к мощению улиц города.
В 1825 году, по ходатайству М.С. Воронцова, был открыт Одесский городской музеум древностей.
В 1826 году бывший адъютант герцога Ришелье полковник Стемпковский подарил городу «Дюковский сад». В городе, по инициативе М.С. Воронцова, было открыто еврейское училище.
В 1828 году Одесса сделалась резиденцией Императора и Императрицы. В городе было учреждено училище восточных языков и открыто «Общество сельского хозяйства Южной России». Торговый оборот города простирался до 1.673.000 рублей ассигнациями. Город начал финансирование оперного театра.
В 1830 году в Одессе открыта городская публичная библиотека.
В 1834 году в Одессе учреждена товарная биржа.
В 1835 году в Одессе были учреждены:
1. Крестовоздвиженская ярмарка.
2. Бесплатная лечебница.
3. Городское девичье училище.
В 1838 году действительный статский советник Фабр положил начало «Лесному, или дендрологическому кабинету», к которому была присоединена коллекция образцов ископаемых пород Новороссийского края.
В 1839 году в Одессе открыто «Общество истории и древностей», которое начало выпускать научные труды».
Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Херсонская губерния. Составил подполковник А. Шмидт. СПБ, 1863, с.834.
Напомню отдельные черты экономики Вятской губернии, управляемой губернским и уездными земствами по книге 1893 года:
«В Вятском, Орловском, Котельническом и Малмыжском уездах Вятской губернии выделывают гармоники. Превосходным устройством и разнообразием тонов отличаются выделываемые в селе Истобенском и слободе Хлыновке фисгармонии до 22 тонов. Цена их доходит до 40 рублей. А вятские купцы, выдавая доморощенное изделие за иностранное, продают их по 150 рублей.
В селе Великорецком Вятской губернии изготовляют органы и скрипки.
Размеры мочального производства в России весьма велики. Так, в Вятской губернии срубают для мочала ежегодно около 500.000 деревьев, выделывая 900.000 кулей и 600.000 рогож.
Орловский уезд Вятской губернии, не имея своих липняков, опередил в рогожном и кулевом производстве все остальные уезды, перерабатывая до 85.000 пудов (1.360 тонн) мочала, отчасти привозимого на базары села Уни из Малмыжского и Глазовского уездов и из Пермской губернии, отчасти же сплавляемого по реке Вятке из Мензелинского уезда Уфимской губернии».
Фабрично-заводская промышленность и торговля России // Под редакцией Д.И. Менделеева. – Репринтное издание 1893 года – СПБ: Альфарет, 2009, с. 138, 142, 143.
При таких объемах деревопереработки в губернии никаких Навальных и прочих любителей поживиться ресурсами тогда бы к лесу и близко не подпустили, потому что практически вся вырубаемая древесина перерабатывалась внутри губернии.
А вот как работало министерство коммерции при Александре I:
«Чтобы восстановить расстроившиеся дела купца Анфилатова (открывшего в городе Слободском Вятской губернии один из первых общественных банков в России) было ему в 1806 году предоставлено привезти из Америки беспошлинно 3 груза товаров. Ему же для пособия выдано было в ссуду 200.000 рублей (все это было сделано по ходатайству министра коммерции, графа Н.П. Румянцева – А.Р.)».
И дальше:
«Было открыто 40 русских торговых домов, которые вели заграничную торговлю без посредства иностранцев, имея свои конторы в заграничных портах (из Вятского края – Машковцев, Анфилатов, Платунов).
У нас был проект ПОЛЯРНОЙ КОМПАНИИ или лукоморского Ллойда, о заселении нашего поморья, начиная от самой границы с Норвегией, посредством торговли и промышленности. Проект этот породил сильное недоброжелательство в архангельских иностранцах. С другой стороны, он вызвал сочувствие и самое содействие русских биржевых купцов. Известный миллионер, 1-й гильдии купец и коммерческий советник Илья Грибанов изъявил желание участвовать в предприятии и вступил в звание учредителя. Другие учредители: вятские 2-й гильдии купцы и почетные граждане Филипп Булычев, Ефим Изергин, Платон и Степан Репины и надворный советник Тустановский.
Воскресить наши промыслы может только гений народа, но и он, при совершенной тупости и неразвитости местного административного элемента, ничего сделать не может».
О Севере России. Первое собрание III отделения Вольного экономического общества под председательством Лашкарева 12 марта 1867 года. СПБ, 1867.
Русские экономисты и публицисты справедливо указывали:
«Мысль, что владение собственностью влечет за собой известные общественные обязанности, кажется совершенно дикой среднему русскому человеку».
«Новое слово», 1896, №9, с.21.
«Надо отбросить барьеры, которыми уставлена наша жизнь.
Надо не только дать свободу человеку и влить в него свободу.
Надо вырастить у нас людей сильных волей и крепких.
Весь уклад жизни у нас был не тот.
Мы культивировали у себя людей-зайцев. У нас была культура заячья. Мы их разводили везде. Зайцу мы давали дорогу и в школе, и в литературе, и в жизни, и на государственной службе.
Ведь творцом в жизни являются не железные дороги, не банки, а зиждительный дух человека.
Человек, окрыляемый этим духом, творит новые формы жизни.
Когда смотришь вокруг себя и умственным взором обнимаешь огромные пространства, занимаемые нами, так и хочется крикнуть: «Да где же тот человек, который мог бы оживить эти спящие богатства? Где тот творец стальной энергии, который мог бы создать великие картины на полотне нашей истории?».
Ведь он был у нас прежде и действовал на исторической арене. Ведь мы покорили большие земли, утвердили наше господство в Сибири, на далеком севере.
Куда же он ушел?
У нас не хотели этого человека, его боялись».
Озеров И.Х. – «Новая Россия». Петроград, 1916, с.5-8, 29, 84-86, 109, 134, 138, 140, 205.
У нас и сегодня таких людей боятся. А зиждительный дух никто и не думает развивать, да и некому в администрации Никиты Юрьевича это делать.
Думаете, что Никита Юрьевич Белых после избрания губернатором будет развивать экономику области?
Как бы, не так!
Еще раз повторю:
«Воскресить наши промыслы может только гений народа, но и он, при совершенной тупости и неразвитости местного административного элемента, ничего сделать не может».
А Никита Юрьевич местный административный элемент оставит прежний (если кого и заменит, то на таких же) и понесется дальше экономика области в тартарары.
Он же, наслаждаясь жизнью на Черном озере, и дальше будет резать ленточки, осуществляя САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ СОПРИЧАСТИЕ, пока ленточки не кончатся. А кончатся они скоро…
Александр Рашковский, краевед, 28 августа 2014 года.