МИД потерял сознание
Александр Подрабинек, 18.08.2014
Из журнала «Грани».
В конце прошлой недели МИД России разразился очередным комментарием на украинскую тему. На этот раз брань и истерика были адресованы Венгрии. 12 августа в венгерской интернет-газете Hidfo.Net появилась публикация о возможной поставке на Украину партии танков Т-72. Она основывалась на письме неизвестного читателя, приславшего фотографии танков на железнодорожных платформах. Военный груз не был никак закамуфлирован - танки даже не были зачехлены. Едут себе по Венгрии, ни от кого не скрываясь и ничего не опасаясь. Тут-то их и сфотографировал таинственный читатель Hidfo.Net. Где работает этот "читатель" - на Арбатской площади или Фрунзенской набережной, - пока неизвестно.
Публикация тоже никем не подписана. Автор интересуется главным образом тем, по какой цене проданы танки (утверждает, что по бросовой) и кто на этом нагрелся. Попутно анонимный автор ссылается на анонимного читателя, который считает, что танки едут на Украину. Все. Никаких доказательств, документов или хотя бы экспертных оценок в публикации нет.
МИД России хватило этого легковесного материала для официального заявления. Анонимный автор комментария Департамента информации и печати МИД РФ заявляет, что Венгрия нарушила международное право, ограничивающее поставки обычного вооружения другим странам. Какое именно право? Так называемую "Общую позицию" Евросоюза, которая придала юридическую обязательность положениям Кодекса поведения ЕС в области экспорта оружия от 8 июня 1998 года.
Аноним из Департамента печати даже не понимает, насколько смешны претензии МИД России на роль арбитра в вопросе соблюдения договоренностей внутри Евросоюза. Он ссылается еще и на Международный договор о торговле оружием, который до сих пор не вступил в силу. Зачем ссылаться на недействующий документ? А больше не на что.
Уличая Венгрию в измене Евросоюзу, комментатор из МИДа приводит критерии, по которым странам ЕС запрещается экспорт оружия: "если существует очевидная опасность того, что товар, предлагаемый для экспорта, будет использован для осуществления репрессий внутри страны"; если экспорт оружия может "вызвать вооруженные конфликты либо продлить их срок"; если такой экспорт усугубляет "напряженность или действующие конфликты в стране конечного назначения".
И уже не думая о себе, охваченный праведным ражем, Департамент печати приводит еще один замечательный критерий, принятый в странах Евросоюза: при экспорте вооружений следует учитывать "соблюдение страной ее международных обязательств, касающихся, в частности, неприменения силы, в том числе в области международного гуманитарного права, в отношении международных и немеждународных конфликтов".
Это про кого? Разве это про Украину? Это про Россию, Францию и вертолетоносцы "Мистраль". Месье Франсуа Олланду на заметку! Тут вам и гуманитарное право, и международные конфликты.
Дальше еще смешнее. Обвиняя Украину в применении запрещенных фосфорных и кассетных боеприпасов и других нарушениях гуманитарного права, простодушный комментатор из МИДа, предчувствуя недоверие оппонентов, восклицает: "Нам, может быть, скажут - где доказательства? Но скажут те, кто сами в своих голословных обвинениях России и ополченцев никаких доказательств не приводят. Поэтому заранее им отвечаем: зайдите в социальные сети - там всё и увидите".
Это не мой вольный пересказ - это официальный текст, размещенный на сайте МИД РФ. Очевидно, сознание окончательно покинуло российский МИД, если за поиском доказательств в международно-правовом споре оно отправляет оппонентов в социальные сети! А каков литературный стиль: сами вы такие, не лучше нас!
Признаки упадка профессионализма у дипломатов можно было заметить и раньше - например, когда МИД начал употреблять в своих заявлениях уголовный сленг. Или когда российские послы в Эритрее и в Зимбабве разговаривали по телефону о том, что следует аннексировать вслед за Крымом, и речь их была полна нецензурной брани и подобна мычанию быдловатой шпаны с городских окраин. Но когда анонимный комментатор из МИД России ссылается на анонимного автора интернет-ресурса, получившего письмо от анонимного читателя, и отправляет за дополнительной информацией в социальные сети - это уже финиш! Это окончательная потеря сознания, и вряд ли беду можно списать только на московскую жару.