Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. О фильме Леонида Парфенова "Цвет нации"

О фильме Леонида Парфенова "Цвет нации"

Антон Касанов
Антон Касанов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Пару дней назад посмотрел фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» про дореволюционного фотографа Прокудина-Горского. Кино, в самом деле, чудесное и поражает как своими художественными качествами, техническими инновациями, подачей материала, так и, безусловно, внутренним содержанием. Всем очень рекомендую взглянуть, уверен, вы будете  впечатлены.



Прокудин-Горский у Парфенова это не просто талантливый фотограф-изобретатель, заснявший с помощью собственной уникальной технологии дореволюционную Россию в цвете. Вовсе нет, Горский у автора фильма становится таким  летописцем своей эпохи, подвижником и энтузиастом, которого никто не торопил и ни к чему не обязывал, не заставлял бесконечно носиться из одного угла империи в другой с фотоаппаратом. Парфенов подталкивает зрителя к мысли, что Горский как будто понимал, что «старый русский мир» скоро рухнет и ему нужны действенные документальные свидетельства времени, поэтому он и работал не покладая рук. В итоге, получилась уникальная коллекция снимков, которые, к сожалению, хранятся (судя по фильму тщательно и бережно) не в России, а в библиотеке конгресса США.

Скажу честно – фильм меня очень впечатлил. Всегда считал, что Парфенов это один из наиболее мощных популяризаторов истории в нашей стране. Причем в отличие от своих коллег по цеху он (на мой субъективный взгляд) никогда не опускался в своих фильмах в топорную идеологическую коньюнктурщину и не поливал свои передачи таким мощным идеологическим соусом, как это делали те же Сванидзе и Радзинский. Помню, как в детстве я с упоением смотрел по НТВ многосерийный фильм Парфенова «История Российской империи», очень нравилось, как автор преподносит информацию, что она легко запоминается и подается как интересная история, увлекательная, зовущая к самостоятельному изучению. Не знаю, сколько прошло с тех пор лет, наверное, достаточно много, но посмотрев фильм про Прокудина-Горского, я могу сказать, что манера Парфенова в создании документального кино не изменилась. И даже более того, технологии шагнули вперед и позволили автору делать свое кино еще интереснее и сильнее эмоционально. Он «влезает» в кадры фотографий Прокудина-Горского,  реконструирует его путешествия, объекты рушатся и строятся в кадре. Все динамично, ярко, красочно, смотрится на одном дыхании.

Конечно, у фильма есть свой какой-то смысловой, идеологический рефрен. Он глубоко авторский, выстраданный и пропущенный через мировоззрение самого Парфенова. Для себя я отметил три мысли автора

1) Показывая, как изменились виды городов центральной России за сто лет, проводя параллели между фотографиями Прокудина-Горского и сегодняшним днем, безусловно, невозможно не отметить, что центральная Россия переживает далеко не лучшие времена. Старые городки и села вымирают, зарастают деревьями и травой, реки мелеют, поля, где когда-то работали крестьяне, превращаются в черт знает что. Казалось бы, разве это не известно всем нам, разве не очевидно, что в последние лет 20 страницы увядания и деградации пополняются все новыми и новыми картинками? Да, мы вроде бы знаем это, но глядя на картинки фильма, как-то все больше чувствуешь что что-то пошло не так. Особенно в последние лет 20. 
2) Дореволюционная Россия нам практически не известна, мы ничего толком про нее не знаем, она, какая-то полумифическая, лежит на периферии нашего сознания. Это плохо, безусловно. Нам нужно изучать ту Россию, в этом я с Парфеновым согласен на 100%.
 3) В течении XX века у нас было целых три страны, это настоящая катастрофа. Да, все так, причем каждая страна отрицает другую, ее ценности и понятия, поэтому каждый раз все с нуля, все по новой, опять чистый лист.

Кому-то после просмотра фильма «Цвет нации» может показаться, что это такой панегирик дореволюционной России в стиле рефренов «Россия, которую мы потеряли» (с) и т.д. Я очень далек от того, чтобы идеализировать то время и изучать его, конечно, надо не только по фотографиям (это источник, но не фундаментальный), а по документам. Да и монографий толковых написано уже немало. Все было намного сложнее, чем кажется, думаю, это все понимают.  Главный смысл фильма я увидел в посыле просвещения – вечном и универсальном, при этом всегда актуальном. Нам нужно больше изучать свою страну, искать свои корни и, конечно, такие люди как Прокудин-Горский и Парфенов нам в этом очень помогают.

В конце фильма Парфенов идет по французскому кладбищу русских эмигрантов и, перечисляя титулы погребенных (титулярный советник, уездный исправник, великий князь и т.д.), говорит, что люди, захороненные на нем «они не мы, они русские, а мы советские». Они непонятны нам, как инопланетяне. Но я здесь, кстати, с маэстро не согласен. Как человек, уже достаточно долго изучающий документы могу сказать – они может и другие, но совсем немного. И изучая эпоху, вдруг приходишь к удивительному пониманию, что уездный исправник это по сути тот же глава района, с аналогичными полномочиями и манерой поведения.

В заключении хочу рассказать вам одну новость, может многие не знают просто. Сейчас  (это отчетливо видно) появился новый вид летнего отдыха – люди вместо поездок  на юг ездят по областным архивам, ищут предков в документах, составляют родословные росписи. Правда, я вот написал, что это «вид отдыха», но это далеко не отдых, а тяжелая и сложная работа. В самом деле, что же может быть сложнее, чем поиск своего прошлого, познание своей Родины, изучение своей страны. 

P.S. Для интерисующихся - в ЖЖ у oldcolor отличные подборки материалов по Прокудину-Горскому

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
15 мая
Владимир Сливяк
Владимир Сливяк
Байден подписал закон о запрете на импорт урана из России
Мнение
20 сентября
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Практически каждый смоленский светофор настроен неправильно
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме