15 лет я ждал окончания работы над очередным (увы, последним) фильмом моего любимого режиссёра. Ещё несколько месяцев ждал приличной копии в Сети. А когда скачал, пару недель не решался подойти. Это же прощание с Германом, которого я ценю выше всех отечественных кинодеятелей, как почивших, так и ныне живущих.
Всего пять полнометражных фильмов… Целых ПЯТЬ полнометражных фильмов за достаточно долгую творческую жизнь. Мне повезло со временем, я посмотрел его «Двадцать дней без войны», когда ставил честный показ фронтовой обыденности выше панорамы боёв, подвигов, кинжальных атак. И когда смотрел «Проверку на дорогах» был в состоянии оценить, казалось бы, проходную сцену разговора многодетной крестьянки с командиром партизанского отряда. Прижимая к подолу маленьких детишек, она грозится прямо сейчас пойти к фашистам и сдать всех и вся. Потому что те накормят и рейхсмарок дадут, а от вас, партизан, одни убытки. И бывший участковый района, мудрый усталый старлей Локотков (одна из лучших ролей в кино Ролана Быкова, уровня его Скомороха в «Андрее Рублёве») понимающе кивает - иди, мать, что поделаешь. Нет, чтобы на месте пристрелить предательницу, или, хотя бы, произнести зажигательную речь о скорой победе над врагом. Наверное, именно за этот эпизод «Проверка» столько лет пролежала на цензурной «полке». Нет, всё-таки из-за совокупности авторских «грехов». В фильме идёт долгий и тяжёлый спор на тему либеральных взглядов, которые у той власти были так же не в чести, как и у этой. Стоит ли взорванный мост с вражеским эшелоном жизней тысячи наших пленных? Можно ли поверить единожды предавшему присягу или на всякий случай расстрелять потенциального Иуду, ведь ценой может стать жизнь всего отряда? Сталин и Жуков считали, что стоит, расстреливали миллионами, оправдываясь главной победой в той войне. А сын фронтового корреспондента считал по-другому, что победили вопреки бессмысленным жертвам. За кем правда? Это позволено решать зрителю, никакой дидактики.
А потом был «Мой друг – Иван Лапшин», навечно ставший для меня абсолютным шедевром отечественного кинематографа. Гиперреализм, режущий и глаза, и душу. Помню, по телевизору его показали в самом начале перестройки, я как раз был в киноэкспедиции в провинциальном городке средней полосы России. Если кто забыл или не знает, в советское время телеприёмники не считались обязательным атрибутом интерьера гостиничного номера. Смотрел фильм в общем холле на этаже. Рядом на диванчике вздыхала и кривилась пожилая пара, явные ровесники показанного на экране времени. Спросил, чем вызвано их недовольство.
- Всё какое-то серое, некрасивое, грязное, лица у людей страшенные…
- Значит, неправду показывают?
- Да нет, всё так и было, просто не хотим об этом вспоминать.
- Хотите, как в «Кубанских казаках»?
- ДА!!!
Ох, не для этих людей работал и внутренне выгорал Алексей Герман…
Потом был освистанный даже в Каннах «Хрусталёв, машину!». Помню критику. Режиссёра укоряли в том, что он, сын вполне благополучного даже в период борьбы с космополитизмом писателя, грубо и грязно отомстил своему сытому и счастливому детству. Ну, а что в начале 90-х Герман мог сказать нового, несказанного до него? В моём понимании, Алексей Юрьевич именно тогда увлёкся формой, ставя её выше содержания. Пример – изнасилованный во всех формах в автозаке могучий генерал Клёнский, причём изгалялась над ним мелкая уголовная шпана. И он не стал сопротивляться, и даже мстить, а просто пережил, приняв прощение от Сталина, как должное. Тем, кто не понял аллегории, объяснять бесполезно, для них Никита Михалков снял «Утомлённых солнцем».
И вот «Трудно быть богом». Опять чёрно-белый «Кодак», страшные лица, сошедшие как с картины Иеронима Босха (люблю рассматривать, но с лёгким отвращением), дерьмо, сопли и блевотина. Только уже ночь путается с днём, и нет, как в «Лапшине», ярких цветовых вспышек под бравурные трудовые марши Эрнста Буша. Мир режиссёра Германа-старшего? Господь с вами, просто он так прочитал братьев Стругацких и кое в чём додумал.
Интеллектуалы в восхищении, каждый находит в фильме своё. Народ злобствует и плюётся, ибо непонятное всегда вызывает одно – испуг, переходящий в ненависть (не удивлюсь, если какой-нибудь Проханов или Шевченко объявят «Трудно быть богом» Манифестом болотных хомячков и нацпредателей). Критики разделились примерно пополам – насмехаются над первыми, обличая их в бесполезном поиске зёрен в отхожем месте, вторым же не менее издевательски советуют смотреть что-нибудь лёгонькое… уровня «Нашей Раши». Всё-таки я причисляю себя к первым, я ищу… пытаюсь искать.
Все хорошо помнят, что представляет собой планета Арканар а Стругацких? В фильме есть подсказка - «Это не Земля, а другая планета, такая же, но не догнавшая её лет на 800». Короче, наше Средневековье, где художники Эпохи Возрождения соседствовали с инквизицией и прочими мерзостями. Думаете, в те времена народ восхищался Джокондой? Ничего подобного, он часами стоял на площади, любуясь, как сжигают еретиков, более умных и талантливых, чем представители народных масс.
Наверное, каждый слышал о том, что в просвещённой Европе даже короли с королевами мылись пару-тройку раз за жизнь и испражнялись прямо на улицах, когда в «дикой» Руси уже дымились баньки по-чёрному и строились отхожие места. Так что фильм Германа в этой части весьма и весьма патриотичен, даже спорить бесполезно.
И среди всего этого инопланетного дерьмища белыми пятнами сорочек и носовых платков выделяется благородный Дон Румата. По книге я воспринимал его сталкером с ограниченным набором полномочий – наблюдать, не ввязываясь ни во что, без права убивать даже в схватке за собственную жизнь. Герман мне подсказал другую трактовку. Румата – это Штирлиц Эпохи Возрождения. Он старается жить по местным правилам, но из него так и лезет что-то инородное… или инопланетное. Его музыка на дуделках-сопелках напомнила мне вечер Штирлица в День Красной армии, когда он перед камином в собственном особняке пытается мурлыкать себе под нос что-то похожее на «Интернационал». И точно так же как Штирлиц, не имеющий приказа застрелить Гитлера и, тем самым, реально приблизить окончание войны, Румата должен стараться не выдать себя. Только Штирлиц когда-нибудь обязательно станет полковником Исаевым… а вот Румата землянином Антоном… не факт, далеко не факт.
Трагедия же такого «звёздного разведчика» в том, что своей пассивностью он сам низводит себя до уровня толпы, к концу фильм белые вещи на Румате-Антоне перестают появляться. Всё, он уже не бог, он один из многих. Парадокс, однако, в том, что даже вмешавшись в ход исторического процесса (как в книге) ничего хорошего не получится. Дерьмо должно течь, как течёт, когда-нибудь да кончится.
Вы обратите внимание – у Германа в фильмографии нет ни одного фильма о современном, или прошлое, или фантастическое будущее, которое хуже прошлого. И всё-таки он провидец. В нулевых он предсказал появление юродивых, устраивающих перфомансы по поводу и без повода. В его последнем фильме писатели, философы и просто мыслящие люди в большом загоне – вам это не о чём не говорит? Его «чёрные» для меня – это «красные» истерика Кургиняна, собирающиеся в колонны под знамёнами «Сути времени». Пока ещё не вешают и не порют стеблями от роз, но лиха беда начало – о нравственности уже заговорили и многое законодательно запрещают.
Больше вам скажу – ситуация на далёком Арканаре начинает напоминать мне современную Украину. В том смысле, что там, в Киеве, просрали (грубо, зато точно) всё, что мог при другом раскладе сил принести студенческий либеральный майдан. Найдите фотки их Сашко Музычко – без грима можно Герману в кадр. Ну, а Россию олицетворяет собирательный образ богов-землян. Нам бы наблюдать, не вмешиваясь в их исторический процесс, ждать, когда рассосётся… или окончательно засосёт. «Сердце моё полно жалости…, но я не могу ничего сделать», - эти слова благородного Дона Руматы благородный президент Путин должен повторять каждое утро в ванной комнате перед зеркалом во время бритья.
Иначе украинские мальчики при первых аккордах российского гимна долгие годы будут повторять последнюю фразу последнего фильма гениального режиссёра Алексея Германа – «У меня от этих звуков живот болит»…
Неплохая была бы рецензия, если бы не последние три абзаца которые смазали все!
МДЯ!!
у товарисЧа, на базе ненависти (комплекса) к хохлам
развивщегося в совдеповской армии
башню заклинило на прочь
Избрание 42-летнего московского пиарщика Александра Бородая премьер-министром террористической организации (по квалификации украинских правоохранительных органов) "Донецкая народная республика" окончательно превратило идею донецкого сепаратизма в фарс. Оно продемонстрировало, что никакой массовой поддержки у ДНР нет. Иначе в Донецке стояла бы очередь из представителей местной политической или бизнес-элиты, намеревающихся сесть на хлебное место и подписать с Путиным договор.
Этот фарс на глазах у полумира играют двое друзей, знакомых как минимум с конца 1990-х годов. Тогда сын православного философа-шестидесятника Юрия Бородая заявил как о себе как о журналисте в редакции газеты "Завтра". Там он мечтал о вооруженном православном реванше вместе с профессиональным военнослужащим и постоянным автором издания в 1998-2000 годах Игорем Гиркиным, пишущим под псевдонимом Игорь Стрелков. Гиркин обеспечивал Бородаю экстремальный туризм особого рода, который в националистических кругах именовался "военной журналистикой": "...в сентябре 1999 года наши товарищи Игорь Стрелков и Александр Бородай вместе с войсками прошли по засыпанным гильзами, еще дымящимся тропам. В руках у них были автоматы Калашникова".
Ныне Игорь Гиркин – "министр обороны" ДНР. 17 мая этот московский реконструктор и отставной военный (это те аспекты его биографии о которых можно говорить уверенно) обратился к жителям Донецкой и Луганской областей с отчаянным воззванием. Он прямо признал, что мужское население региона, особенно молодежь, не желает вступать в его армию. Он подтвердил, что под его началом находится лишь несколько сотен человек из России и разных регионов Украины, в основном люди старше сорока лет. Недовоевавшее последнее советское поколение, добавлю я от себя. Не нашедшее себе места и занятия в современной России. Мечтающее вспомнить юность, когда так хорошо бегалось с автоматом в рядах советской армии, а на голове еще имелась буйная растительность.
Это обращение свидетельствует о том, что население региона совершенно не желает поддерживать группу непонятно откуда взявшихся боевиков, не разделяет их взглядов и ценностей. И именно потому не хочет вступать их ряды и тем более класть жизнь за неочевидные идеи. В этом плане вялая, казалось бы, тактика украинских властей при проведении АТО, очевидная ее направленность на минимизацию жертв среди мирного населения приносит свои плоды. Личных поводов взяться за оружие у жителей Донецкой и Луганской областей не возникает.
И тем не менее наличие в Донбассе сотен вооруженных пророссийских боевиков остается фактом. И каким политическим фарсом ни выглядела бы их деятельность, военную составляющую она имеет. Очевидна их поддержка и внутри России. Кто-то не только собрал этих немолодых людей, но и вооружил их и позволил им открыто пройти через российскую границу. Кто-то оказал им содействие (пусть и только на первых порах) отрядами спецназа ГРУ, присутствие которых зафиксировали не только сотрудники СБУ, но и российские журналисты. Кто-то обеспечил им медийную и политическую поддержку.
Дон Румата по чертку это бородай и гиркин
ЗАНАВЕС!!!
У меня есть статьи, полностью посвященные Украине. Дать почитать?
винегрет "по-черт-каковски", извините за каламбур. Страшная мешанина,гремучая смесь
-подтянуто и притянуто как автору угодно для
нужного ему тренда-бренда.
А все совсем не так- а вовсе даже и наоборот!
А "писатели и философы,да и просто мыслящие люди" вовсе Не в загоне- что хотят, то и делают(пишут ахинею всякую,рисуют, поют,одеваются/раздеваются, приколачивают себя к мостовой, и т.д.)-а уж
врут! Да вот хоть Эхо откройте-пробегитесь;
паноптикум!со всего мира собираются туда-
посоревноваться-кто больше страну обгадит!
Алексея Юрьевича безумно жаль-но:пожалуйста,не надо его втискивать
в Ваши конструкты, слишком велик и нестандартен человек был для такой дешевой тары. Уверена,что и его замечательный отец, и сам Алексей Юрьевич даже не приняли бы подобную "рецензию"- так и вижу "букет" эмоций на лицах-от удивления до быстрой смены на презрение и брезгливость!
Вам важно свою либералистичность приклеить к таланту художника и перетянуть его произведения под свою вывеску, а это были люди еще той, старой русской культуры- боюсь, Вам не понять!
Петербуржской,ленинградской,русской...
Ни страной, ни человеческим не разменивались- не то , что эти "из ваших"...
- не зря он и не ходил ни на какие тусовки!
(имела счастье жить рядом...встречаться...
да,на Мойке, да, еще через родственника-режиссера, "одной крови",так сказать...)
И еще-почитайте что пишет его сын, Алексей
младший на Эхе, уже после "Одессы"- тоже можете прояснить себе. Многое проще и глубже ..когда до крови и пепла доходит...
А по Украине- так мы их и не трогали, они сами как те мартышки задираются-ну,вот как,например, знаменитые гибралтарские мартышки - если не бывали, то найдите где-нибудь видео, хоть любительское- получите представление.
Да, все-таки больно, когда за большого человека что-то додумывают/придумывают-
не надо, а?Некрасиво это.
Господа россияне! Братья и сёстры!! К вам обращаюсь я, друзья мои!!! Ко всем верноподданным ИМПЕРДАУНАМ и властеобожателям хутина-пуя, хечина-суя и всей вертухали роисси-вперде:
вы все сворой рьяно и азартно всякий раз завываете об ИМПЕРИИ и об её ВОССТАНОВЛЕНИИ! Но хоть раз спросил себя который-нибудь: а на что нужна ИМПЕРИЯ??!! Что ИМПЕРИЯ дала РОССИИ ДОБРОГО??!!...
Вот БРИТАНИЯ--имела некогда империю: Индия, Африка, в Америке, Австралия...Что приобрела МЕТРОПОЛИЯ--Британия с империи? Рынки сбыта--и стала МАСТЕРСКОЙ МИРА!, да настроила у себя фабрик-заводов, портов и ДОРОГ!! Уровень жизни в целом --вырос, нищета вопиющая ИСЧЕЗЛА. Построили во множестве замки и дворцы, поместья обустроили роскошно по всей стране...Крайние левые и крайние правые никогда не имели в Британии значительного влияния –именно потому, что грабёж ИМПЕРИИ позволил устранить крайнюю нищету. Ещё и каторжников своих Британия сплавляла в Австралию! Тоже ведь выгода...А ФЛОТ!!--какой грандиозный ФЛОТ выстроила Британия в том числе и за счёт колоний...Словом, БРИТАНИЯ таки с ИМПЕРИИ своей поимела некогда изрядные ВЫГОДЫ. Пусть теперь и расплачивается за них массовым наплывом "чёрных и цветных", множеством проблем с ними. Но это ТЕПЕРЬ. А ТОГДА--выгоды были налицо!
А РОССИЯ--ЧТО поимела с ИМПЕРИИ??!! Дороги?! Порты?! Стала "мастерской мира"?! Уровень жизни большинства населения МЕТРОПОЛИИ вырос??!! Где в России ДОРОГИ??!! А России они куда нужнее, чем Британии: там-то и морем можно по крайности добраться, а в России без ДОРОГ--НИКУДА!!
И что ещё в Российской империи было МЕТРОПОЛИЕЙ?! Великороссия?! С её неизбывным БЕЗДОРОЖЬЕМ?! И с неизбывною же НИЩЕТОЙ?!
МЕТРОПОЛИЕЙ была МОСКВА-ПЕТЕРБУРГ+ пара-тройка других крупнейших городов. Вот они некие ВЫГОДЫ с империи таки имели. НО! не малые города и сёла. Где ДОРОГИ??!! Где ПОРТЫ?! Где замки и дворцы, где роскошные поместья по всей Великороссии??!! Где высокий (пусть относительно) уровень жизни в деревнях и малых городах, в коих-то и проживало во времена ИМПЕРИИ большинство??!! И эти деревни и малые города были же (и остались) на самом деле так же КОЛОНИЯМИ, как и ОКРАИНЫ!! Оттого и нищали, нищают... ЧТО ПОИМЕЛА РОССИЯ С ИМПЕРИИ???!!!--- Н И Ч Е Г О!!!!!...
И вот за это Н И Ч Е Г О вы так рьяно ратуете и доныне?, так люто жаждете "возродить ИМПЕРИЮ"?!...Не сегодня-завтра вы потеряете Сибирь!!, а вам надо всенепременно "Украину присоеденить" и Грузию захапать?!... И то потеряете, и этого не присоедените... Так откуда же столь лютое ИМПЕРИИПОКЛОНСТВО?!, столь рьяное властеобожание у вас, в большинстве-то вовсе не москвичей-петербуржцев?...Что ВЕРТУХАЛУ и "вертухали" нужна ИМПЕРИЯ-- понятно. Но вам-то, вам-то на что ОНА?!
Для вас--вопрос РИТОРИЧЕСКИЙ. Ответа у вас --НЕТ... Читайте Даниила Андреева--что-нибудь да станете понимать...Хотя--сужу по опыту--призывы мои напрасны: россияне-мокселяки, верноподлежащие вертухали-- учиться КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ЖЕЛАЮТ! Потому и проваливаются в СРЕДНЕВЕКОВЬЕ... И за собою пытаются тащить других... Помимо всех прочих рашкаИМПЕРдебилов текст этот специально адресован АРХИСТЕРВУ ЛАПТЕПЛЁТОВУ (именует себя АЛЬБЕРТОМ АКОПЯНОМ)----самому назойливому уроду на «Эхе Москвы», настолько омерзительно смрадному, что и не передать... МРАЗЬ!!!! Погань!!!Naturalnyj 3,14zdun!!! По тому, как его оберегают и холят на сайте—надо заключить: за этим ником—сам Венедиктов-Дупупутиналижущий !!, гранд роиссявпрдежурналистики...
Хакамада---имперДЕРЖИМОРДА!!, подПУТИНСКАЯ сучка!!! --------------АБШЛИМ---------------
" - А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки..."! Доколе?
Германы и Ролан Быков - как аргумент в споре? Для этого они творили?
Хотя...? Спорим - значит помним. Памятник нерукотворный для нас. Прошлых, будущих, настоящих.
предвидел ситуацию на Украине... Уважение к Герману не даёт права (скорее - наоборот) трепать его имя в сомнительных аналогиях. Кто и что "просрал" на Арканаре? Такой... прямолинейный и дешёвый способ привлечения внимания кричащим заголовком - свидетельство очень уж поверхностного понимания самого произведения. Последний фильм Германа - более, чем спорная попытка приблизиться к Тарковскому в теме (режиссер, видимо, глубоко пережил такие шедевры, как "Сталкер" и "Солярис"), к Сокурову - в манере изложения (они работали бок о бок и загадка длинных планов Сокурова не могла не волновать мэтра)... На мой непросвещенный взгляд в своём последнем творении Герман явно перемудрил. Похожесть на этих двух титанов - это потеря собственного лица. Трактовать фильм можно, как угодно. Но, вот такая дешёвая спекуляция со стороны человека, близкого к профессионализму, - свидетельство того, что цельного произведения, увы, не получилось.
. На мой непросвещенный взгляд
----------------------------------------
Ключевая фраза в предыдущем посте...
ключевая: Герман предвидел Украину... Более односторонних специалистов не встречал. Тут флюс принял форму "зеркальной болезни".
Тема интересная, а вот статья не понравилась. Хотел бы сначала фильм посмотреть, ссылку никто не подкинет?