В Краснотуранске 8 мая открыли памятник жертвам политических репрессий. Это было довольно неожиданно, хотя я был в курсе событий даже по мере сил в них участвовал. Но не ожидал, что это произойдёт именно сейчас - обычно такие памятники открывают к 30 октября. С другой стороны, тянуть было нельзя - противодействие установке памятника было очень сильным, надо было ковать железо, пока оно горячо.
Официальный репортаж - по ссылке http://memorial.krsk.ru/Work/Events/2014/20140508/0.htm, а тут- неофициальный.
Инициатор установки - председатель районного отделения Ассоциации жертв политических репрессий Фрида Людвиговна Щукина. Глава района Михаил Иванович Каптуров был за. Деньги, хоть и небольшие, нашлись. Казалось бы, устанавливай памятник хоть завтра. Однако резко активизировалась местная организация КПРФ и совет ветеранов. Не было никаких репрессий в Краснотуранском районе, заявили они, и незачем тут такие памятники устанавливать. Как же не было, говорили им - вот Книги памяти в которых краснотуранцев полным-полно. Вот сами эти жертвы - значительная часть села - это депортированные немцы и раскулаченные крестьяне, по большей части из Украины.
У КПРФ довольно сильное лобби в районе, совет ветеранов ведёт себя как положено совету ветеранов, т.е. считает себя священной коровой, а любое возражение - святотатством. В какой-то момент маятник качнулся обратно. Спасибо главе района - он решение "додавил" несмотря ни на что и памятник поставил. Но война, которая разгорелась за это время, очень показательна. В ней, как в капле воды, отражается вся современная Россия.
Коммунисты разнесли по селу слухи о том, что немцы (а их в селе немало) ставят памятник самим себе. То есть немцам. То есть фашистам. То есть в преддверии святого дня Победы собираются установить фашистский памятник. Во многих головах эти два понятия - немец и фашист прочно считаются синонимами. Причём это касается не только деревенских жителей, но и интеллектуалов в соцсетях.
Эти "ветераны" немногочисленны, но невероятно активны и агрессивны. Связываться с ними никто не хочет (себе дороже),поэтому им удалось многое.
Немцы, больше полувека жившие в Краснотуранске, давно ассимилировавшиеся и уже успевшие позабыть, что они немцы, вдруг очутились в ситуации осени 1941 года, когда их сослали сюда, когда им щупали головы, пытаясь обнаружить на них рога (немцев всегда рисовали с рогами), когда любой пацан считал своим долгом крикнуть проходившему немцу "фашист", а то и кинуть в него какой-нибудь какашкой. И теперь это началось снова - запросто где-нибудь в магазине немца могут обозвать "фашистом". К тому же, у немцев дома лучше обухожены и хозяйство крепче, какой же патриот это стерпит?
Весной этого года в фашисты неожиданно попали и украинцы. Украинец - значит фашист. Это говорят по телевизору, и это повторяют деревенские бабки как неоспоримый факт. Украинцы, сосланные сюда во время коллективизации, давно считавшие себя местными жителями, вдруг тоже стали врагами народа и изгоями. Я разговаривал с некоторыми украинцами - они очень осторожны в общении, несмотря на мою фамилию, и мою деятельность. Прямо сказать сейчас, что ты думаешь об Украине, они считают опасным. Только после всяческих иносказаний контакт устанавливался, датчик "свой-чужой" сигнализировал "свой" и люди начинали открываться.
Такие дела. Вот в такой атмосфере был поставлен памятник жертвам политических репрессий в Краснотуранске. Да ещё 8 мая. Сродни подвигу, я считаю.
Наряду с речами, искренними и вполне уместными на таком мероприятии, как открытие памятника (каковых, к счастью, было большинство), были высказывания совершенно в духе нашего безумного времени. Конечно, все речи вертелось вокруг памяти, а дальше уже каждый продолжал как мог. Я услышал, например, что вот украинцы забыли свою историю и не берегли свою память, поэтому там к власти пришли фашисты. Некоторые ораторы были, скажем так, не совсем в теме и, буквально после первой мучительной фразы о репрессированных, употребив слово "память", тут же укатывались на память о войне, после чего речь тут же становилась гладкой и привычной. Тем более, что 9 мая было уже завтра.
Но, конечно апофеозом было выступление на митинге Олега Пащенко Для некрасноярцев поясню, что это сталинист номер один в Красноярском крае, депутат Законодательного собрания и издатель весьма специфической "Красноярской газеты". Когда я увидел его выходящим из машины, то временно потерял дар речи. Ну ладно я полсуток сюда добирался, мне этот памятник не чужой. А он? (UPD - выяснилось, что финансировала строительство "Справедливая Россия", это всё объясняет)
Пащенко себе не изменил. Вкратце его речь сводилась к тому, что масштабы репрессий преувеличены, и за годы советской власти было расстреляно всего чуть более миллиона человек. На первый взгляд, это много, сказал он, но на самом деле там невинных людей среди них было не так много, а были всякие сволочи, враги народа, которых и надо было стрелять, и стреляли мало. И сейчас их надо стрелять, стрелять, стрелять, горячо и убеждённо сказал он. Надо заметить что сказал он это тем самым недострелянным "врагам народа", которые , собственно и пришли на открытие памятника жертвам политических репрессий. Ну что ж, каждый, кто знает Олега Анатольевича, подтвердит, что это человек широкой души и нечеловеческой деликатности. После этой речи он возложил к памятнику цветы.
Вот такой сюр, но этот сюр мало отличается от того, который творится на просторах нашей необъятной родины...
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.