Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это народ!
Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души.
Н.Г. Чернышевский
В далеком 1992 году мы с друзьями создали в Воронеже молодежную организацию – Союз патриотической молодежи. Во времена увлечения западнизацией и псевдолиберализмом название нашей организации воспринималось как вызов государственному строю. Из воронежских газет мы тогда узнавали, что какой-то «Спортивный Воронеж» принимал решение пресечь нашу деятельность; аппарат представителя Президента сигнализировал, что мы можем быть вооружены; какой-то вице-мэр Воронежа угрожал мне, руководителю организации, что в Воронеже мне жизни не будет.
А мы искренне верили, что консервативная революция неизбежна, и своими делами приближали ее свершение. Готовились при этом, правда, жить в качестве внутренних мигрантов во временно оккупированной стране.
И вот время патриотического поворота в России наступило. И что мы видим? Некий депутат единоросс предлагает оберегать детей от «искажения патриотизма» и для этого хочет приравнять «отрицание патриотизма» к побуждению детей к самоубийству. И ввести наказание за это деяние: штраф до 3 тысяч рублей для граждан и до 50 тысяч – для юридических лиц.
Как всякий неофит, этот депутат бросается в крайности, не изучив глубоко предмет.
Ему следовало бы знать, что патриотизм – одна из величайших движущих сил в истории. Патриотическое воодушевление делает возможным такие огромные усилия, которые требуются для спасения страны в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Патриотические силы нашего народа приходили в движение и находили выход и спасали государство в самых тупиковых ситуациях.
В мирное время основой патриотизма является морально-политическое единство народа. И вот в этом направлении депутату, известному как самый состоятельный воронежанин в Государственной Думе, можно было бы поработать, показать на деле каким патриотом является он сам. Засвидетельствовать, что такие понятия, как справедливость, ответственность, милосердие, меценатство ему знакомы.
А идеи наказания «за искажение патриотизма» и т.п. раскалывают наше общество, лишают его единства, а значит, не являются патриотическими и несут вред Родине.
С трудом себе представляю, как иной чиновник или депутат будут выносить решение, что патриотично, а что нет.
В моей жизни был пример, как человек, ныне, кстати, причастный к патриотическому воспитанию граждан, в бытность свою вице-губернатором, пресекал мое «покушение на государственный строй».
В далеком 1993 году я выступил на областной конференции «Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях» с безобидным докладом «О необходимости патриотического воспитания молодежи». Мое сообщение вызвало у него приступ ярости. Так и не сумев перебить меня, он сам поднялся на трибуну, и разоблачил «красно-коричневый фашистский выпад». Раскрасневшийся, топающий ногам и машущий руками, он всем поведением своим пытался внушить присутствующим в зале педагогам, что не о каком патриотизме говорить и думать сейчас нельзя.
С тех пор тот чиновник поумнел или, может быть, просто уловил тренд.
Я не хочу быть свидетелем и очевидцем разоблачений моих современников, теперь уже за не патриотизм, такими вот специалистами.
Тот доклад у меня сохранился, и я приведу его дословно как иллюстрацию того, насколько ветрены наши столоначальники и законодатели:
«В последнее время в нашем обществе распространились соблазны прожигания жизни, жестокость и насилие, цинизм и голый расчет, лицемерие и словоблудие. Подростки и молодежь теряют последние крохи нравственности и морали. Необходимо спешить им на помощь, иначе духовная деградация поколения станет необратимой. Спасительные меры видятся в наших школах, ибо ныне е существует иных воспитательных институтов.
Школа должна воспитывать учащихся в духе любви к своей Родине, в духе почитания наших святынь, подвига тех сынов Отечества, кто жизнь свою отдал за духовную и политическую свободу нашего народа.
Исходя из этого, главное направление деятельности школы видится в следующем:
- воспитание у детей и подростков истинного патриотизма – любви Родине и родному краю;
- сохранение и развитие, основанных на православном мировоззрении, российских традиций и обычаев;
- морально-психологическая и физическая закалка молодых людей, формирование у них устойчивости к преодолению трудностей, способности действовать в экстремальных ситуациях;
- воспитание уважения к ратному труду, способности и готовности нести службу в вооруженных силах государства.
Воспитывать патриотизм необходимо на каждом уроке при изучении всех школьных предметов и прежде всего истории. А.В. Суворов предлагал воспитывать любовь к Родине на примере великих героев и ратоборцев Руси: «Выбери себе героя древних времен, подражай ему, учись у него, поравняйся, обгони – слава тебе!».
К сожалению, исторические познания у части нынешних школьников просто поражают своим убожеством. Причин этому предостаточно: это и слабое обучение студентов, будущих преподавателей истории; и равнодушие учителей. Но главная причина плохого знания истории и отсутствия интереса к ней видится нам в подмене понятий: героями считаются убийцы, грабители, разрушители, а государственники, охранители устоев и ценностей народной жизни просто не изучаются в школах.
А ведь с учащимися можно изучать, например, такие темы:
- Патриотические идеи «Повести временных лет»;
- Патриотические чувства в литературных памятниках Древней Руси: «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве»;
- Патриотические подвиги передовых сил русского народа – решающий фактор спасения Родины в критических ситуациях.
Эти и подобные темы разработаны воронежским ученым профессором ВГУ В.П. Лысцовым, который является ветераном Великой Отечественной войны.
Подвиг народа, солдат, полководцев, Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина также являются примером служения Родине и должны использоваться в патриотическом воспитании. Память о Великой Победе священна и не должна быть забыта или подвергнута ревизии.
Элементом воспитания любви к родному краю, особенно для жителей сельской местности, является изучение приходского храма. Храм – пример синтеза всех видов искусств: архитектуры, живописи, пения и т.д. Детальное изучение конкретного культового сооружения, да еще имеющего непосредственное отношение к малой Родине школьника, развивает у него неподдельный интерес к прошлому, воспитывает любовь и уважение к русской старине.
Форм воспитательной деятельности такое множество, что перечисление их займет много времени. Главное, чтобы их основным содержание являлись честность и патриотизм».
Мне и сейчас, 21 год спустя, добавить к этим словам нечего.