Замечательное описание жизни и работы театра изнутри
Кочергин Э.С. Записки Планшетной крысы. – СПб.: Вита Нова, 2013. – 344с., 53 ил.
ISBN 978-5-93898-469-1
Тираж – 5000 экз.
Эта новая, третья по счету, книга главного художника АБДТ им. Г.А. Товстоногова являет собой изумительно интересное описание внутренней жизни театра. В ней наверно впервые описаны незаметные труженики театральных цехов. Зрители, приходящие в театр на спектакли, не знают каких трудов и смекалки нужно, чтобы выстроить оформление спектакля, соответствующее замыслу режиссера. Эдуард Степанович описал работу виртуозов театральных цехов, которые из подручных материалов, при остром дефиците многих компонентов, ухитрялись делать просто чудеса. Они даже готовили великолепные краски по своим рецептам. Кочергин с изумительной психологической точностью показал этих незаметных тружеников-виртуозов не только в работе, но и в обыденной жизни. Не может, например, не вызвать интереса описание человека, который до революции, строил, как тогда выражались, военное обмундирование членам царской фамилии и был лично знаком с Императором Александром III. Он рассказал автору такие подробности, которые никогда раньше не публиковались. Поскольку после революции в театральных цехах скрывалось много таких «осколков старого режима», как их тогда называли, то читателя ждет масса интереснейших подробностей прошлого. Отмечу, что Эдуард Степанович во всех своих книгах пишет об умельцах. И это очень важно потому, что наши российские умельцы дадут фору любому иностранцу, так как всегда работали в условиях дефицита, безденежья и запретов. Они составляют ЗОЛОТОЙ ФОНД страны, но власти у нас их совершенно не ценят. Меня особенно восхитил вопрос, заданный автору-художнику этими умельцами: «Вам сделать, как нарисовано, или как надо?». И, сделав как надо, с блеском воплотили замысел режиссера и художника, а это высший класс работы.
В книге великолепно показан великий актер Олег Борисов, который был талантлив во всем, за что ни брался. Он даже водку, купленную в магазине, очищал по своей технологии и все гости хлебосольного дома семейства актера назвали ее «Борисовкой». А в искусстве засолки овощей никто в городе на Неве не мог его превзойти. Олег Иванович был большой книгочей и собрал огромную библиотеку с множеством раритетов. Многие фрагменты этих книг он знал наизусть.
Не менее интересно описание физиологического, по выражению автора, артиста Евгения Алексеевича Лебедева. Это был фантастический гигант, актерски неуемный, соединявший в себе несоединимое. В спектакле «Холстомер» он превратил себя в лошадь, сыграл эту адскую, нечеловеческую роль. Недаром главу о нем автор назвал «Кентавр».
Последнюю часть своей книги, посвященную Георгию Александровичу Товстоногову, автор назвал «Медный Гога». Она содержит массу необычайно интересных подробностей жизни и работы великого режиссера, театр которого в течение многих лет был одним из первых в стране. Попасть в БДТ во времена Товстоногова было очень сложно. Помню как в конце 1970-х, будучи в Ленинграде в командировке, попал туда случайно. Купил билет в театральной кассе кинотеатра «Москва» на Курляндской, очень тихой улице. Когда подходил к театру, то билеты начали спрашивать за два квартала. В тот день давали спектакль о Пиквикском клубе. В нем играли Олег Басилашвили, Владислав Стржельчик и многие другие актеры БДТ, известные по кинофильмам. Этот спектакль оставил неизгладимое впечатление, хотя до этого смотрел немало театральных постановок в Москве и в нашем городе, куда раньше приезжали на гастроли многие замечательные театры. Глава, посвященная Георгию Александровичу Товстоногову, самая большая в книге, очень интересна подробностями его театральной и общественной жизни.
Читателя ждет в этой книге немало других подробностей театральной жизни и истории, которые никогда не публиковались в печати.
Книга, несомненно, будет интересна всем, кто интересуется не только театром, но и вообще историей нашей страны.
Александр Рашковский, краевед, 18 февраля 2014 года.
Мне рассказал один из режиссёров - Товстоногов в театре ведёт с актёрами разбор пьесы "Ревизор". Его вопрос и сразу ответ ко всем:
- О чём пьеса? Украли город. Вот тема, вот - о чём.
- Точнее не бывает. Значит, надо писать произведение "Украли страну", о нашем времени?
- Да, говорит мне режиссёр. Товстоногов наше время определил бы только так: - Украли страну.
Луций Анней Сенека (Младший). Жизнь, - как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.