Но прежде, чем рассказать о клановой системе в Министерстве финансов Марий Эл, позволю себе краткий теоретический экскурс. По мнению, известного российского эксперта, профессора кафедры экономической социологии Высшей школы экономики, Леонида Яновича Косалса, кланы – это вертикально организованные неформальные социальные группы руководителей различного ранга возникающие вокруг министерств, ведомств, местных органов власти, крупных государственных и частных предприятий.
Кланы – это закрытые деловые сообщества, не допускающие распространения информации о своей деятельности и своем устройстве. Члены клана связаны близкими дружескими отношениями, которые в отличие от отношений в формальных организациях базируются на личных обязательствах и зависимостях. Конечно, неформальные отношения существуют в любой организации, но в кланах их роль важнее формальных норм, официальных законов и инструкций. Влиятельный клан имеет много возможностей защитить своих членов, нарушивших формальный закон, при этом жестоко преследует тех, кто нарушает неписаные правила данного сообщества.
Неформальные отношения в кланах сопровождаются высоким личным доверием и симпатиями. Иногда о них говорят как о «семейных», подчеркивая особо доверительную психологическую атмосферу и высокую внутреннюю сплоченность. Безусловная лояльность к группе и безоговорочная поддержка ее действий – обязательная норма внутриклановой жизни. Оборотная сторона – настороженность и даже враждебность по отношению к «посторонним» – нечленам клана.
Такая система наряду с материальными стимулами создает мощную неформальную мотивацию. Принадлежность к «команде», ощущение ее поддержки и расчет на помощь в сложные моменты с лихвой компенсируют отсутствие формальной системы социальной защиты.
В центре клана – «ядро», «команда», ближний круг ключевых фигур, имеющих прямой контакт с лидером. Это могут быть друзья детства, родственники, бывшие коллеги по работе или бывшие деловые партнеры. Обычно даже в самых больших кланах в «ядро» допускаются лишь 10–15 человек, которые делятся на две группы. Первая – партнеры по бизнесу, которые несут неформальную (и формальную) ответственность за какой-то значимый для клана участок деятельности, помогают лидеру в принятии и реализации важных стратегических решений. Они получают основные выгоды от деятельности клана, но и подвергаются наибольшей опасности при клановых войнах. Вторая группа – технические помощники, секретари, охранники, обеспечивающие решение его ежедневных бытовых и текущих деловых проблем. Однако «близость к телу» в ряде случаев позволяет им влиять на принятие важных решений, а иногда переходить в первую группу.
От «ядра» зависит успех в конкурентной борьбе, но и исходит основная опасность для положения и даже жизни лидера, поскольку члены команды хорошо информированы о теневых, нелегальных аспектах деятельности, знают слабые места клана и его вождя. Раскол в «ядре» – одна из главных опасностей для эффективной работы клана и даже его существования. Поэтому раскрытие информации о теневых сторонах деятельности клана расценивается как предательство, страшное преступление.
Особая составляющая клана, по мнению профессора кафедры экономической социологии Высшей школы экономики, Леонида Косалса – «агенты влияния» (термин «агенты влияния» получил широкое распространение в политологических исследованиях ведущих московских научных школ – прим. автора).
Внешне они не связаны с кланом, но в силу своего положения фактически представляют его интересы в федеральных и местных исполнительных и законодательных органах власти, правоохранительных структурах, медиа. Они обеспечивают клану доступ к внутренней информации сторонних организаций, предупреждают о возможных акциях против него и его отдельных членов, оказывают влияние на принятие решений, выгодных для клана. Как правило, «агенты влияния» напрямую связаны с лидером. Крупнейшие кланы имеют своих агентов в высших эшелонах власти – в администрации президента, правительстве, Госдуме, федеральных министерствах и агентствах. «Агенты влияния» поддерживаются финансовыми и другими ресурсами клана, включая неформальные. Поэтому сместить агента с его официально занимаемой должности сложно, даже если он плохой работник. Ссориться с влиятельными кланами не хочет никто, включая высокопоставленных правительственных чиновников.
А теперь перейдем непосредственно к примерам клановой деятельности Марий Эл. Одним из активно действующих кланов среди марийских бюрократов является семья Заместителя Председателя правительства, министра финансов Марий Эл Гульфии Габдул-Бариевой. Бюрократическую карьеру Гульфия Рауфовна Габдул-Бариева начала еще в далеком 1974 году, но карьерный взлет начался лишь с приходом к власти в Марий Эл Леонида Маркелова. В 2001 году Габдул-Бариева становится первым заместителем министра финансов, а в 2013 году, когда Леонид Маркелов разругался с министром финансов Евгением Рыжаковым, она получила долгожданное министерское кресло.
Гульфия Габдул-Бариева является “выдающимся” специалистом в финансовой сфере, она награждена почетными грамотами, нагрудным знаком "Отличник финансовой работы" (2001г.), медалью ордена "За заслуги перед Марий Эл" (2009г.), почетным званием "Заслуженный экономист Республики Марий Эл" (1994г.) и "Заслуженный экономист Российской Федерации (2013)". Правда никто не знает, какие “выдающиеся” заслуги или скорее услуги сделала для Леонида Маркелова министр финансов.
Очевидно, к “выдающимся заслугам” можно отнести небывалый рост дефицита бюджета и долгов республики Марий Эл. Согласно отчету Министерства финансов РМЭ (по данным официального сайта правительства республики) долг региона на 1 января 2014 года составляет 8 млрд. 944 млн. 739,8 тыс. рублей. На 1 января 2001 года размер государственного долга Марий Эл составлял 459 млн. 326 тыс. рублей. Таким образом, долг республики вырос почти в 20 раз и составил более 90% налоговых и неналоговых доходов бюджета. А это превышает в два раза экономически безопасный уровень долга, определенный Правительством Республики Марий Эл.
По данным о погашении государственных заимствований РМЭ, опубликованных на официальном портале Министерства финансов Марий Эл, долгосрочные кредиты, которые бездумно понабирало правительство Леонида Маркелова, будут выплачиваться в течение 20 лет – до ноября 2033 года! Фактически, долги, которые наделало руководство региона, перейдут в наследство внукам жителей Марий Эл!
Очевидно, заместитель Председателя правительства Марий Эл собирается продолжить крайне неэффективную финансовую политику, а для этого необходимо иметь преданного, а лучше родного человека в важнейшем подразделении Министерства финансов РМЭ - отделе государственного долга.
В марте 2013 года был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы - начальника отдела государственного долга Министерства финансов РМЭ.
По итогам конкурса должность начальника отдела государственного долга Министерства финансов Марий Эл получила Снежана Сергеевна Перепелица, которая является родственницей министра финансов РМЭ Гульфии Габдул-Бариевой.
Мама, начальника отдела государственного долга Министерства финансов РМЭ, Чернышева Физура двоюродная сестра заместителя председателя Правительства Марий Эл Гульфии Габдул-Бариевой.
Карьеру госслужащего племянница высокопоставленной чиновницы начинала в юридическом отделе Министерства финансов Республики Марий Эл. Но ее профессиональные качества как юриста не выдерживали критики, и при представившейся возможности минфин (в лице прежнего министра Рыжакова Е.Д.) от нее избавился. Тетя позаботилась о своей племяннице и пристроила ее консультантом отдела правовой работы и рыночных преобразований министерства сельского хозяйства РМЭ. Далее при поддержке влиятельной тети она делает карьеру в Минсельхозе и доросла до замначальника отдела.
Особо стоит отметить, как осуществлялось назначение на новую должность племянницы министра финансов Габдул-Бариевой. Порядок проведения конкурса и назначение на должность, регулируется:
- федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» (далее – Закон о госслужбе);
- указом Президента РФ "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации";
- приказом Министерства финансов РМЭ «Об утверждении положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл в Министерстве финансов Республики Марий Эл» (далее – Положение о конкурсе).
Конкурс на замещение вакантной должности состоит из двух этапов. На первом этапе проверяется соответствие кандидатов квалификационным требованиям на основе представленных документов, на втором этапе конкурсная комиссия должна оценить кандидатов исходя из квалификационных требований к должности в ходе тестирования и собеседования.
Квалификационные требования к должности начальника отдела государственного долга утверждены соответствующим должностным регламентом (в редакции приказов Минфина от 15.10.2007 г. №96 о/д, от 30.12.2008 г. №145 о/д, от 5.03.2011 г. №15 о/д, от 15.05.2012 г. №44 о/д, от 11.03.2013 г. № 27 о/д). Данный регламент должен соответствовать нормам ст. 12 и ст. 47 Закона о госслужбе.
Эти квалификационные требования вытекают в свою очередь из задач отдела госдолга, Между тем указанные квалификационные требования странным образом изменились незадолго до конкурса, путем внесения в список возможного образования претендента по направлению «юриспруденция».
Мы предполагаем, что квалификационные требования к должности начальника отдела государственного долга Минфина РМЭ возможно необоснованно поменялись специально под конкретного претендента – Снежану Перепелицу племянницу министра финансов республики!
Снежана Перепелица в 1999 году окончила юридический факультет Марийского государственного университета и ранее работала на должностях в юридических структурных подразделениях, т.е. опыта работы и образования по направлению «экономика и финансы» Перепелица не имеет, а работа в отделе государственного долга требует знаний в области экономики и финансов.
Таким образом, заместитель председателя Правительства РМЭ Габдул-Бариева нарушила пункт 5 Указа Президента РФ от 01.02.2005 №112, и пункт 9 Положения о конкурсе, когда допустила свою племянницу Перепелицу Снежану ко второму этапу конкурса.
Второй этап конкурса также проведен с нарушениями. Во-первых, конкурсная комиссия сформирована с нарушениями требований ч.8 и ч.10 ст.22 Закона о госслужбе. Как следует из протокола заседания комиссии от 30.05.2013 г., в составе комиссии отсутствовал сотрудник профильного структурного подразделения Минфина (отдела государственного долга); число независимых экспертов составляло менее одной четверти общего количества ее членов. Не учтены требования устранения конфликта интересов: председатель комиссии Гульфия Габдул-Бариева имела личную заинтересованность в трудоустройстве своей племянницы Снежаны Перепелицы.
Заявления минфина об участии в работе комиссии сотрудника профильного подразделения в лице заместителя министра Ковиной Н.В., курирующей работу отдела госдолга, являются несостоятельными. Заместитель министра Ковина Н.В. не является сотрудником отдела государственного долга.
Следует отметить, что незаконный состав комиссии явился предпосылкой необъективного решения комиссии. Законодатель не случайно предусмотрел такие требования к количеству независимых экспертов, т.к. сотрудникам, зависящим по службе от председателя комиссии, сложно принимать объективные решения. Неслучайно также требование о специалисте из профильного структурного подразделения – их функция заключается в оценке узкоспециальных знаний претендента.
Ход заседания конкурсной комиссии не соответствовал требованиям законодательства. Законные критерии оценки претендента не использовались, так как оценка претендента на соответствие квалификационным требованиям комиссией не проводилась.
К примеру, сведения о стаже работы Перепелицы С.С. председателем комиссии вниманию членов комиссии не были представлены. Как следствие – комиссия не могла сделать вывод по данному критерию. Выводов о соответствии претендентов квалификационным критериям членами комиссии не делается.
Особого внимания заслуживает содержание протокола конкурсной комиссии при рассмотрении кандидатуры Перепелицы С.С.
При ответах на заданные вопросы Снежаной Перепелицей допущены грубые ошибки, однако данный факт не получил оценку комиссии. Например, ответ на вопрос: «На какие цели могут привлекаться государственные заимствования?» дан неправильный ответ (не соответствует ч. 2 ст.102 Бюджетного кодекса РФ). На вопрос, какие принципы Бюджетной системы установлены Бюджетным кодексом РФ, из 13 принципов назван только один (глава 5 Бюджетного кодекса РФ). На другие вопросы даны неполные и неточные ответы, а именно: дано неточное определение государственного долга, перечислены не все функции отдела государственного долга.
Таким образом, человек, которому доверено управлять государственным долгом республики, не имеет даже элементарных знаний о своей работе. Удивительно, но члены комиссии не обратили внимание, на данное обстоятельство и единогласно проголосовали за такого «специалиста».
Более того, некоторые из членов комиссии активно помогают председателю комиссии вытащить племянницу из щекотливой ситуации. Один из вопросов, заданных Овсянниковой Т.А. племяннице министра финансов РМЭ «Знаете ли вы бюджетное законодательство?» с ответом «да», не несет в себе смысловой нагрузки.
После того, как на вопрос об изменениях в законодательстве о гражданской службе, вступивших в силу в 2013 г., был получен неполный ответ, Дергачев С.В. задает уточняющий вопрос, «А что по расходам?», который позволил Перепелице ответить более точно.
Особо отметим, что во время заседания комиссии министр финансов РМЭ Гульфия Габдул-Бариева активно пыталась сформировать негативное мнение комиссии к В.Л. Ожигановой - наиболее сильного конкурента своей племянницы. При том, что Ожиганова В.Л. проработала в Министерстве финансов РМЭ более 13 лет и неоднократно поощрялась за успехи в работе.
Комиссия признала достойными на включение в кадровый резерв шесть человек, все они (кроме Перепелицы С.С.) имели опыт работы на должностях экономического направления в Министерстве финансов Республики Марий Эл. Вместе с тем, Министр финансов из этих, признанных комиссией достойными, почему-то назначает на очень ответственную должность Перепелицу С.С., не имеющую экономического образования и знаний.
Кстати сказать, министр финансов Гульфия Габдул-Бариева устроила работать в своем ведомстве еще одну родственницу Динару Панкратову (1983 года рождения). Вторая племянница Габдул-Бариевой является начальником отдела социальной защиты и социальных выплат министерства финансов Марий Эл.
Однако не все в министерстве финансов Марий Эл смирились с тем, что коррупционные решения высокопоставленного чиновника останутся безнаказанными. Противоправные действия Гульфии Габдул-Бариевой влекут нарушение интересов широкого круга граждан, проживающих на территории региона вследствие неквалифицированного управления государственным долгом республики. В итоге бывший сотрудник министерства финансов Марий Эл Вера Леонидовна Ожиганова подала в суд на действия министра.
Городской суд Йошкар-Олы в лице судьи Габитовой Р.Ш принял решение – отказать в иске В.Л. Ожигановой. Причем абсурдность решения судьи Габитовой видна невооруженным глазом. В частности, судья посчитала, что министр финансов Гульфия Габдул-Бариева не является родственницей Снежане Перепелице. А ведь проблема-то не в этом. Проблема в том, что Снежана Перепелица – неграмотный специалист, которому доверен очень ответственный участок работы вопреки логике и требованиям закона. В терминах законодательства о противодействии коррупции эта ситуация называется конфликтом интересов.
Вызывает недоумение позиция старшего помощника прокурора РМЭ Назарова А.А., который отказался проверить коррупционные факты, которые предоставила Вера Ожиганова в прокуратуру.
Для чистоты эксперимента хотелось бы отследить связи и в адвокатской среде. Есть ли такие данные? Как в старые добрые советские времена. Мать судья, муж прокурор, сын адвокат.
Браво. Эта статья давно требовала публикации. Я бы хотел получить еще и такие знания. Это я так понимаю одну семью вы хотите уничтожить? А вот количество всех семей? Поименно десятников с полным количеством человек и их тоже поименно и все сферы влияния? От дворников до уголовников-тоже по фамилиям. Или каждая семья имеет свою сферу влияния, и среду обитания и их интересы не пересекаются? По фамилиям моно? Очень хочется знать)))) быть в игре