Прожив полгода в Норвегии, я связался с куратором молодежной экологической организации по фюльке Финнмарк, где я имею счастье жить, наслаждаясь полярной ночью и северными сияниями. А еще это депрессивный регион, занимающий первые места в рейтинге самоубийств...
Молодой харизматичный норвежец Ашлак предложил посетить вместе с ним ничем не примечательный населенный пункт Квальсун. Его население еле дотягивает до тысячи человек, а центр города представлен старой церковью (как и во многих городах и деревнях Северной Норвегии, это было единственное здание, уцелевшее после отступления немцев под натиском Красной Армии), а также заправкой и супермаркетом.
На маленьком пятачке на самом берегу фьорда должен был пройти митинг всех несогласных с разработкой меди в окрестностях. Квальсун, саамское население и коренные жители которого живут оленеводством и рыбалкой.
Строительство рудника (кроме создания 150 рабочих мест) приведет к выбросам отходов в воды фьорда, что обязательно скажется на традиционных промыслах. Иными словами, ситуация непростая и является точкой столкновения многих интересов.
Прибыв в Квальсун, мы остановились в доме местной писательницы и активистки Марион Палмер. Дом-музей, иначе не скажешь. Всюду стояли или висели по стенам вещи самого различного происхождения - от православных икон до детских рисунков. И несколько шкафов с книгами.
С особой гордостью саамка показывала набранный на печатной машинке в простой школьной тетради стихи её друга, архангельского поэта, чье имя моя память не сохранила.
Тем временем в дом один за другим пребывали довольно необычные люди: антрополог из Эстонии в резиновых тапках на босу ногу, бодрый старичок из норвежской ультралевой партии Rødt, саамские активисты из близлежащих деревень. Уровень моего владения норвежским на тот момент был достаточно плачевен, и из всех бесед я мог уловить лишь основную суть, иногда вставляя комментарии и задавая вопросы на «англо-норвежском».
Наутро все дружно отправились к уже упомянутому месту сбора. Там стояла передвижная трибуна, которую активно готовили к началу митинга. Физическая сила интернациональна, поэтому я принимал посильное участие в таскании проводов, усилителей и развешивании баннеров. Рядом разворачивала агитационную палатку тогда еще правящая социал-демократическая Рабочая партия (на носу были выборы в Стортинг). Показательно, что Арбайдерпартие как раз лоббировала строительство этого рудника. Но взгляды взглядами, а раздаваемые кофе и вафли были очень кстати в ветреную и дождливую погоду.
И вот митинг начался. Выступали представители всех заинтересованных групп населения: саамы, сообщество охотников и рыбловов, экологи, леворадикалы. И снова из-за трижды клятого языкового барьера, я мог уловить лишь небольшой процент от каждого выступления. Но смысл всех речей сводился к одному: местному населению рудник не нужен. После мероприятия мы вновь все вместе вернулись в дом нашей благодетельницы, где послушали саамский йойк (традиционный вид песенного искусства) в исполнении старого саама и вскоре разъехались по домам. Время покажет, удастся ли жителям Квальсун защитить свой традиционный образ жизни, что будет особенно непросто в условиях прихода к власти правого правительства.
Меня же увиденное в Квальсун навело на мысли о том, что хваленая скандинавская социал-демократия - это своего рода плацебо. Она не разрешает острых общественных противоречий, а лишь скрывает их под маской экономического роста и высокого уровня жизни. Норвежское правительство откупилось от саамов, даровав им парламент после многолетнего культурного угнетения. Хорошо эта ситуация обыграна в фильме "Бунт в Каутокейно", который я решительно рекомендую к просмотру всем, кто интересуется вопросом. Но оно покорно склоняется перед интересами корпораций, вторжение которых может оказаться не менее разрушительным для культуры саамов, чем века национального бесправия
Нет такого слава саамки, есть женщины саами.
что можете сказать?
немцев теперь тоже называть исключительно дойче?
Думаю, автору не трудно исправить текст, если слово в культурной языковой природе не существует. н
Игорь а как там готовятся к Дню саами - 6 февраля?
Да,жалко норвежских саамов. Но, я думаю, быть саамом в России намного безнадёжнее - нас просто стараются не замечать, иногда только (для имитации интернациональной дружбы) приглашают поплясать на ярмарках :( И генный страх после времён тяжких репрессий не позволяет русским саамам даже просто объявить о своём существовании в Международный Праздник саамов, который отмечают на правительственном уровне во ВСЕХ скандинавских странах. Ежегодное поднятие саамского флага в мурманске у администрации- опять под вопросом. А наши чиновники предпочитают справлять его в соседних Финляндии или Норвегии,увы...
Однако, Вы вводите людей в заблуждение, на сайте областного правительства нашел свеженькую информацию, как у нас готовятся к Дню саамов - свыше ста мероприятий, из них 17 в Мурманске http://gov-murman.ru/natpers/news/files/20140124_1638-2.pdf
Александр Лебедев, никто никого не вводит в заблуждение! Проанализировав более ста мероприятий, вы сразу поймете, в каких же участвуют еще живые саами! Флаг поднять мы не можем!!! Сводный план составляется ежегодно по городам и веся как региональный компонент, который входит в обязанность учреждений. А то как же мы будем отчитываться о толерантности и национальном согласии. А так пожалуйста, в се в ход! Нам вообще, предложили отмечать все в Ловозере. Это при настойчивости и в системе, который год, открывается выставка в музее и в научной библиотеке готовится тематическое мероприятие. И это совсем маленькие крохи. Могу порадоваться за Оленегорск, в этом году новенькое, саамские игры "Меххц манн", проявили креатив. Конечно же я не в угоду критике, пусть все проводится, лишь бы эффект был и люди как можно больше узнавали про малочисленный коренной народ Мурманской области - саами.