20 ноября в университете Сорбонна Пантеон-1 прошел круглый стол с Александром Бастрыкиным на тему «Преследование и следствие в реформах уголовной процедуры в РФ и во Франции». Мероприятие проходило в небольшой уютной аудитории, где господин Бастрыкин сидел вместе с профессорами Сорбонны. Зрителей в аудитории было не очень много, аудитория была заполнена чуть больше, чем наполовину.
Свою речь глава Следственного комитета начал с известных фраз вроде «Увидеть Париж и умереть» и вспоминал цитаты Тургенева о французской столице.
— Правда, Тургенев здесь нашел женщину, любовь всей его жизни. А я здесь такой женщины не нашел, — вздохнул глава СК.
Далее Александр Иванович показывал книги, которые он написал. Эти книги он потом подписал и подарил университету. На протяжении всего разговора глава СК делал акцент на том, что он для Франции «не чужой», а также постоянно проводил параллели между российской и французской судебной системой. Похвалившись своими книгами, Александр Бастрыкин рассказал, что состоит в каком-то международном собратстве. Для достоверности, Александр Иванович прихватил с собой большую золотую медаль на ленточке, которую надел на себя. Потом глава посмеялся, что вот французы пьют вино, а он все-таки предпочитает водку, но в его собратстве девизом все же является фраза «in vino veritas». После медали глава Следственного Комитета представил аудитории фамильный герб в рамочке. Однако герб оказался неправильным.
— Это мои помощники, наверное, ошиблись, — объяснил Бастрыкин, убирая герб.
После так называемого вступления с Тургеневым и гербами, Александр Иванович перешел к рассказу о судебной реформе РФ и историческому объяснению того, почему судебная система Франции и России так похожи. После небольшого экскурса в историю и фразы «Мы – воспитанники российского уголовного процесса», Бастрыкин вытащил на стол множество толстых книг по судебному праву Франции.
— Это только малая часть моей библиотеки, — пояснил глава СК.
Потом он рассказал слушателям про Следственный комитет: «В 2010 году в России образовался независимый Следственный комитет, который подчиняется только президенту Российской Федерации. Такое в свое время пытался сделать еще Петр Первый…». Также Александр Иванович припомнил, что «сначала мы как невеста на выданье были при прокуратуре РФ», однако сейчас прокуратура участвует только на стадии обвинительного заключения. Вообще, акцент на нынешней самостоятельности СК был сделан большой .
Прокурорский надзор превратился в ведомственный контроль и, по словам Бастрыкина, скоро почти всеми делами будет заниматься СК.
— В 2017 году…роковая цифра, — улыбнулся Бастрыкин, — Следственный комитет будет заниматься преступлениями и в сфере финансов, и наркотиков, и шпионажа, и терроризма. Меньше мы будем заниматься делами ФСБ.
Потом глава СК опять вернулся к теме вина и рассказал анекдот про Сталина и Берию, но в зале почти никто не засмеялся. Вообще, все проходило в очень дружеской и теплой атмосфере — до тех пор, пока люди из зала не начали кричать главе СК, что он убийца. Сначала был задан вопрос про Arctic Sunrise, и тут же, вместо анекдотов и шуток про вино Александр Бастрыкин твердо ответил, что решение по делу активистов Greenpeace остается за судом.
Дальше молодой человек из сетевого проекта по борьбе с плагиатом «Диссернет» спросил о подлинности книг главы СК, предоставив ему распечатки с подтверждением плагиата. На это глава СК жестко ответил, что обвинения в плагиате — очень серьезное заявление и даже пригрозил судом. Потом один пожилой мужчина на французском языке сказал, что Бастрыкин — лжец и убийца, и поздравил всех присутствующих, что убийцу позвали в Сорбонну. Словам пожилого человека зааплодировали люди, и речь продолжил молодой француз, который заявил, что Бастрыкин не имеет права сравнивать российскую и французскую судебные системы, потому что в России все судьи покупные. Далее молодой человек тоже кричал, что Бастрыкин — убийца, а люди опять аплодировали.
Прозвучал вопрос по поводу одного из обвиняемых по «болотному делу» Сергея Кривова, который уже два месяца держит голодовку в СИЗО. Бастрыкин ответил, что этот вопрос вне его компетенции и не надо возлагать на него ответственность за чью-то голодовку. Ведущий круглого стола старался прервать некоторые вопросы, но слушатели не хотели уходить. Выступил бизнесмен Виталий Архангельский, который пять лет назад получил политубежище во Франции. Он задал Александру Бастрыкину вопросы про рэкет и угрозы в убийстве от тех людей, которые, по уточнению Архангельского, уж точно должны быть знакомы главе СК.
Прервав речь Архангельского, Бастрыкин воскликнул: «Господи, сколько вас тут!»
У присутствующих оставалось еще множество вопросов, люди тянули руки, но организаторы решили прекратить мероприятие.