ЕДВА́БНЕ, город в Подляском воеводстве (Польша). В 1815–1917 гг. — в составе Российской империи, с 1867 г. — местечко Едвабно (затем поселок Едвбно) Кольпенского уезда Ломжинской губернии; с 1918–39 гг. — в составе Польши, в 1939–45 гг. — в Советском Союзе, с 1945 г. вновь в Польше.
Евреи начали селиться в Едвабне с 2-й половине 18 в., тогда же была основана община. В 1808 г. еврейское население Едвабне составляло 325 человек (70% от всего населения), в 1827 г. — 324 (56%), в 1897 г. — 1941 (78%), в 1921 г. — 757 (62%).
Евреи Едвабне принимали активное участие в польском восстании 1863–64 гг. К концу 19 в. евреям принадлежали различные предприятия: завод по производству уксуса, спиртоводочный завод, пивоварня, мельница, три ткацкие фабрики. В 1892 г. из пятидесяти ремесленников Едвабне сорок шесть были евреями. В начале 20 в. в Едвабне насчитывалось несколько синагог и молельных домов, функционировали хедеры и талмуд-тора. Во время Первой мировой войны евреи Едвабне были высланы во внутренние районы России. Раввинами Едвабне были: в 1870-х гг. И. Хабер, с 1912 г. — М. Э. Вайнер, в 1924–37 гг. — А. Белостоцкий, в 1937–41 гг. — Стриковский.
В сентябре 1939 г. Едвабне было присоединено к Советскому Союзу. В июне 1941 г. Едвабне заняли немецкие войска. 10 июля поляки по собственной инициативе провели массовую акцию уничтожения еврейского населения. Все евреи были согнаны на главную площадь, где на них набросилась толпа, многие евреи были зверски избиты, некоторые зарублены топорами. Оставшихся в живых согнали в огромный амбар на окраине Едвабне и сожгли там. В результате акции погибло 1,6 тыс. человек. Остальные евреи (около трехсот человек) были заключены в гетто, которое было ликвидировано 2 ноября 1942 г. Лишь немногие евреи Едвабне пережили Катастрофу.
В 1949 г. в Польше состоялся суд над двадцатью двумя поляками, принимавшими участие в убийстве евреев Едвабне. Только один из них был приговорен к смертной казни, остальные — к различным срокам тюремного заключения. Сведения о процессе не были преданы гласности.
В 2000 г. был опубликован очерк американского профессора политологии, поляка по происхождению, Я. Т. Гросса «Лето 41-го в Едвабне», вызвавший ожесточенные споры в Польше.Так называемые патриотически настроенные историки и публицисты обрушились на Гросса с резкой критикой за то, что он «утаил правду о роли гитлеровских карателей» и «выпятил преступление горстки поляков». Однако ряд представителей польской общественности, прелаты во главе с примасом польской католической церкви кардиналом Ю. Глемпом, политические деятели, в том числе президент страны А. Квасьневский, считали, что Польша должна официально признать вину за события 60-летней давности.
Торжественная церемония памяти погибших состоялась в Едвабне 10 июля 2001 г. А. Квасьневский выступил с речью, в которой признал ответственность поляков за гибель евреев Едвабне, заявив: «...как гражданин и как президент Польской Республики я прошу прощения... от своего имени и от имени тех поляков, чью совесть терзает это преступление... кто считает, что нельзя гордиться величием польской истории, не испытывая одновременно боли и стыда за то зло, которое поляки причинили другим».
Новости
2012-04-10
Фильм 'Соседи' на TVP Kultura
В ближайший четверг, 12 апреля, TVPKultura покажет первую часть документального фильма Агнешки Арнольд "Соседи". Фильм посвящен событиям в Едвабном, в нем участвуют свидетели тех далеких событий, а также немногочисленные спасенные от уничтожения, живущие ныне во всем мире.
Фильм Агнешки Арнольд был создан в 2001 году. Интервью, которые она взяла у жителей Едвабного, Ян Гросс использовал в своей книге, которую назвал так же, как фильм. После премьеры фильма в варшавской Синагоге им. Ножиков состоялась дискуссия о Едвабном. Режиссер заявила: «Это польское преступление, совершенное в отношении польских евреев», что подтвердили исследования Института Национальной Памяти.
Агнешка Арнольд, польский документалист, режиссер и репортер, наиболее знаменита благодаря своим фильмам, посвященным религиозным и национальным меньшинствам. Она сняла такие фильмы: «Аношим, ношим, ветат» – об архиве Рингельблюма; «Кутно» – историю уничтожения евреев в этом городе; « Я только хотел летать» – о польском еврее-летчике, герое Второй мировой войны, создателе авиации в Израиле; «Спасенная» – историю последних лет жизни Гелены Меренгольц и невооруженного протеста в Варшавском Гетто. Другие ее фильмы: это: «Чтобы все были едины», «Кто сеял зерно надежды», «Оберек», «Черный июль» и «Где мой старший сын Каин?».Герой фильма „Ротем” режиссера Агнешки Арнольд – Симха Ратайзер Ротем, псевдоним „Казик”, сражавшийся в Восстании в Варшавском гетто. Материал фильма – это беседы с Симхой Ротемом, записанные в течение 18 лет. Использовано много архивных материалов, а также собраний частных коллекций во всем мире.Агнешка Арнольд является лауреатом престижной Премии Большого Фонда Культуры.
Показ первой части: 12апреля, 18.45
Показ второй части: 19 апреля, 18.45, TVPKultura
Источник: TVPKultura
Перевела: ИРИНА КУЛЕША
Фильма "Соседи" мне найти не удалось, но нашёл другие видео по этой теме:
|
10 июля 2001 года. Президент Польши Александр Квасьневский на траурной церемонии в Едвабне, посвященной 60-летию погрома.
Александр Городницкий: ЕДВАБНЕ
Меиру Строяковскому
В воду речную войти попытаемся дважды:
Всё изменилось вокруг со времен Гераклита.
В польской земле существует местечко Едвабне,
Тайна кровавая в этом местечке сокрыта.
После войны на полвека умолкло местечко,
Взгляд отводили поляки, которые старше,
Но неожиданно вдруг объявилась утечка –
Жид уцелевший, в Нью-Йорке профессором ставший.
Год сорок первый, дыхание горькой полыни,
Непогребенные юных жолнеров останки.
Польские земли идут из огня да в полымя, –
То под советские, то под немецкие танки.
И возникает, над Польшею вороном рея,
Эта позорная, черная эта страница,
Как убивали в Едвабне поляки евреев,
Чтобы деньгами и скарбом чужим поживиться.
Били и мучили их, убивали не сразу,
Тех, с кем годами до этого жили в соседстве,
Не по приказу немецкому, не по приказу,
А по велению пылкого польского сердца.
Красное знамя нести заставляли раввина,
Гнали по улицам через побои и ругань.
После загнали под черные срубы овина
И запалили бензином политые срубы.
В тот же сарай запихнули совместно с жидами
Статую Ленина, сброшенную с постамента,
Так и смешались, в одной захоронены яме,
Пепел людской и обугленный гипс монумента.
Что еще вспомнится в этом пронзительном вое,
Дыме и копоти? – В общем не так уж и много:
Школьник веселый играет в футбол головою
Только вчера еще чтимого им педагога.
Дети и женщины, и старики, и калеки, –
Было их много, – не меньше полутора тысяч.
Кто их припомнить сумеет в сегодняшнем веке?
Кто имена потрудится на мраморе высечь?
Всех извели, чтобы было другим не повадно,
Чтобы от скверны очистилась Речь Посполита.
В польской земле существует местечко Едвабне,
Тайна кровавая в этом местечке сокрыта.
Я побывал там недавно со съемочной группой,
В том городке, что по-прежнему выглядит бедно.
Площадь, базар, переулки, мощеные грубо,
Старый костел прихожан призывает к обедне.
Спросишь о прошлом, – в ответ пожимают плечами
Или слова подбирают с трудом и не быстро.
Как им живется, им сладко ли спится ночами,
Внукам людей, совершавших когда-то убийства?
Мэр городка черноусый по имени Кшиштоф
Дал интервью, озираясь на окна в испуге:
«Да, убивали поляки, конечно, но тише, –
Этого нынче никто не признает в округе».
Что до прелатов – ответ их всегда одинаков:
«Те и виновны, что в общей укрылись могиле, –
Сами себя и сожгли, чтобы после поляков
В том обвинять, что они никогда не творили».
Стебли травы пробиваются из-под суглинка,
В нынешнем веке минувшее так ли уж важно?
В польской истории нету названья «Треблинка»,
В польской истории нету названья «Едвабне».
Мир убиенным, землей безымянною ставшим,
Красным бурьяном, встающим над склоном покатым.
В русской истории нету названья «Осташков»,
В русской истории нету названия «Катынь».
Ветер в два пальца свистит, как раскосый кочевник.
Дождик танцует по сумрачному бездорожью.
Новые школьники новый листают учебник, –
Новая кровь открывается старою ложью.
2001
http://blogs.7iskusstv.com/?p=5537
Это надо прочесть! Это надо смотреть! Об этом надо помнить! "Aftermath" |
Суббота, 02 Ноября 2013 г. 12:30
Такое случается редко, когда я говорю сыну и близким: брось всё и посмотри этот фильм. Поляки сняли невероятный фильм, польское название которого – Poklosie, английское - Aftermath - все будут переводить, кто во что горазд. «Последствие» - напрашивается первым, но я перевожу «Стерня». Имею право: авторы оставили мне много намеков на то, что это может быть так.
Я помню, как это больно – идти по стерне. Это гвозди, сделанные из соломы – плотной и прочной, у основания стебля. Они неизбежно остаются после любой жатвы – серпом ли жал, махал косой или прошелся по полю комбайном. Грубая золотая щетина покрывает лицо земли, если смотреть издали, а если ступать босиком – идешь по гвоздям. До крови. И если душа у тебя от чего-то уходит в пятки, то стерня – через пятку – втыкается прямо в душу. Но чтобы получить стерню, следует что-то посеять, а потом сжать урожай. В этом месте название отсылает к вечному - «Что посеешь – то и пожнешь». С одной разницей: сеяли отцы, а пойдут по стерне их дети.
Сюжет прост до неприличия. Целиком почерпнут из жизни, но упрощен.
В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы, уничтожила вторую половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы – одна тысяча шестьсот душ – евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками. Вооружившись чем попало – ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо.
В главной роли - Матей Штур
После победы погибшим поставили памятник – как павшим от рук нацистов. И полвека жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился.
Страшный секрет Едвабне предал огласке в книге «Соседи» мой добрый знакомый поляк - историк Принстона Ян Гросс. Книга вышла в начале нового века и вызвала шквал протестов. Не было поляка-патриота, кто не плюнул в автора. Но нашлись и другие поляки, - те, кто задумались над историей Едвабне. В 2004 известный режиссер Владислав Пасиковский принес сценарий независимому продюсеру Дариушу Яблонскому, некогда бывшему режиссером...
Описывать, как никто не давал деньги на «антипольский» фильм, не буду, но семь лет спустя деньги все же собрали и фильм сняли. И теперь Польша бурлит – после выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм запрещен к показу, как антипольская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы согласился дать хоть один просмотр. Режиссеру поступают угрозы, а исполнителя главной роли – Матея Штура - поляка, сыгравшего поляка, - атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто. Такое вот кино.
Создатели фильма Збигнев Густовски, Павел Эдельман и Владислав Пасиковски
Премьера в Америке – 1 ноября в Нью-Йорке, а чуть погодя – в Лос-Анджелесе. Бросьте всё – идите и смотрите. Это не про Польшу, не про поляков и не про Едвабне, хотя в кадре Польша. Это про убийство людей людьми. Соседей – соседями.
«Я знаю такие деревни, я знаю таких людей», - во множественном числе ответил Дариуш Яблонский на обвинения в поклепе на поляков.
В фильме всё много проще. Массовое убийство уведено за кадр, а в кадре всего два человека, два брата. Один прилетел из Америки повидать другого, живущего в отцовском доме на хуторе. Подтянутый, чисто выбритый мужчина лет сорока с небольшим, с легкой кожаной сумкой прибывает в некий город в Польше. Его никто не встречает. Он садится в такси и только таксисту скажет, что 20 лет, как уехал, живет в Чикаго. Уточнит, что уехал в первую стычку властей с «Солидарностью». Так устанавливается время: уехал в 1981-м, приехал – в 2001-м.
Машина в сумерках тормозит у тропинки в поле – дальше пешком до дому. Меж сжатых полей, покрытых той самой колючей щеткой стерни. Хрустнет ветка в жидком кустарнике, разделяющем луг на «твое-мое» и Франтишек – так зовут мужчину – поставит сумку на свою стерню и бесстрашно ринется по своей земле в кусты:
- Эй, кто там?
Нет никого. Только сумка исчезла. Значит, был кто-то... Кто?
Он войдет в старый дом налегке – без сумки. Встретит его хмурый младший брат Юзеф, грязный после рабочего дня в поле. И только погаснет свет, как со звоном разлетится оконное стекло от брошенного с улицы камня...
Такое начало.
Из скудных реплик выяснится, что младший старшему многого не прощает, хоть и помнит его не очень хорошо. Был брат – и не стало, сбежал, оставил семью и даже на похороны отца и матери не приехал. Жалкие оправдания эмигранта, что паспорта не было, для Юзека - пустое.
- Ты им это расскажи.
- Они уже не живые.
- Для тебя, - отрежет брат с укором.
Так авторы обозначат, что для младшего ушедшие – живы. Это важная точка противостояния.
Дальше – больше: из незначительных реплик откроется, что от Юзека ушла жена, уехала с ребенком в Америку и там рассказала старшему, что младший сошел с ума и она не может жить с ним в аду, который он устроил.
И медленно приоткрывается ад.
Франтишек пойдет по центру села, а ему со всех сторон станут нашептывать, чтоб забрал брата с собой в Америку.
Его узнают, а он – никого. Все помнят отца, укоряют, что хоронить не приехал... И объясняют, что младший – мерзавец: сломал единственную хорошую дорогу в селе. Зачем – непонятно. Подтянутый строгий старший решительно идет в банк – просить ссуду на то, чтоб починить полуразрушенный дом, а ему скажут, что дом вовсе не его... Что его отец землей завладел незаконно. И старший почувствует, что все тут сошли с ума.
А младший поведет его в чисто поле – на отцову землю и покажет свое богатство: стоят на стерне рядами надгробные плиты евреев... Со старинными надписями, с магендовидами... Именно этими камнями была выстлана в селе единственная хорошая дорога. Нынче ее решено асфальтировать. И не останется следа от людей, что когда-то лежали под этими камнями...
И это только пол-дела, так как из ничейной дороги Юзек камни просто выворотил и увез, а много камней разбросано по частным подворьям. И он их выкупает у односельчан...
Франтишек подсчитывает убыток: 700 тысяч злотых за триста надгробий.
- Да это ж жиды! – взрывается старший.
- Люди, - поправляет его младший.
И говорит: «Знаю, что деревня считает меня свихнувшимся. Но это пустяк. Обидно, что жена была на их стороне». - Особенно когда я начал камни эти покупать... Что ж – лучше красть? – недоуменно спрашивает Юзек. И перечисляет, где еще остались камни, которые нужно перетащить сюда - на свою землю...
Он склоняется к камню, любовно погладив его, и читает на иврите надпись.
- Откуда? – дивится старший.
- Выучил, - пожимает младший плечом. – Узнать хотел, что написано...
И объясняет, что он не безумец, а просто...
- Немцы сожгли синагогу и уничтожили кладбище. Это я не могу поправить – я даже не родился тогда еще. Выстелили дорогу надгробьями, и я об этом не знал. Но когда сказали, что дорогу покроют асфальтом, я понял, что этого не должно быть.
- Но почему? У нас с жидками ничего общего! – взрывается старший.
- Не знаю, - честно отвечает Юзек. – Я плохо себя чувствую, когда думаю о том, что это неправильно и я ничего не делаю. А если кто возьмет надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб вытирали ноги?..
- Но эти люди нам - никто! Они не наши! И вообще умерли сто лет назад, а твоя семья жива, и почему она должна страдать от того, что ты заботишься о мертвых жидах?! – кричит Франтишек.
- Я знаю, что это неправильно, но я должен делать это. Я не могу иначе...
Невероятная сцена.
Прекрасный молодой актер Матей Штур играет сомнамбулу – героя, который ведом неведомой силой. И старший брат – актер Ирениуш Чоп – отшатнется. От протеста, непонимания, отчаяния, невозможности что-либо изменить. Единственный правильный выбор для него теперь – встать на сторону брата и помочь ему дособирать оставшиеся камни...
- Почему из всех людей ты выбрал заботиться о мертвецах? – только и спросит он.
- Не знаю. У них не осталось живых, кто бы заботился об их могилах...
Братья пойдут за очередным камнем. Село выйдет против них. И спасет их старый ксендз, который встанет между братьями и разгневанными селянами. Отдаст камень, что подле костела, а потом замертво упадет в своей светелке. Успев сказать старшему, что он полагает, что Юзек исполняет Божью волю.
- Я думаю сказать об этом на службе... – будут его последние слова.
Старший роется в архиве, чтобы найти документы на усадьбу отца, а находит имена настоящих владельцев – и все они совпадают с именами на надгробьях.
- Значит, они взяли себе землю убитых евреев, - потрясен Франтишек.
- А что вы хотели? Немцы не могли забрать землю с собой, - парирует архивист.
А в доме тем часом все перевернуто, изрисовано магендовидами, исписано вечным словом «жид» по стенам.
- И собаку убили, - добавляет растерзанный младший.
- Застрелили? – неизвестно зачем, уточняет Франтишек.
- Тут тебе не Америка, - язвит Юзек. – ОТРУБИЛИ голову.
Процесс накопления деталей и подробностей противостояния достигает апогея. Мир фильма окончательно обретает полюса добра и зла. Братья становятся страдальцами, остальные – чудовища, не пощадившие невинную добрую псину. Тут-то и выплывает неожиданный вопрос, куда делись сами евреи?
Ветер и шепоты приносят ответ, что тут они и остались... И старики знают, где. Роняют слова, намеки. И, наконец, советуют братьям поискать... у себя в старом доме. Страшный момент.
Братья идут в старый отцовский дом где-то на отшибе, куда выбирались в детстве, как на дачу. Берут лопаты и начинают копать... В черную грозовую ночь в плотной стене библейского дождя они стоят по пояс в яме, похожей на могилу, и натыкаются на черепа...
Великая сцена. Младший бьется в истерике и блюет, а старший упорно продолжает копать и истово выкрикивать слова молитвы...
На утро братья выбирают самого злобного и отвратного деда Малиновского, два сына которого с лицами убийц противостоят им в каждой стычке, и идут к нему – требовать объяснений.
- Я не убивал, - говорит дед. – Закопай их обратно. Им все равно, где лежать.
- Но их детям... – возражает Юзек.
- Нет у них детей – они вместе с ними лежат.
- Это ты их поджег!
- Я? Сто двадцать человек убил я один? Нет! – кричит старик. – Правды хочешь? Это ваш отец зажег свой дом с двух сторон.
- Врешь! – орет Юзек, как раненый зверь. – Сдохни! – и бросается на старика.
- Ну, убей. И кто тогда убийца – я или ты?! – не дрогнув, орет старик в ответ. – Твой отец их убил. А Хаське голову раскроил на дороге. Она до войны ему нравилась, но к себе не подпускала. Он схватил ее за волосы и бил головой об землю, а она кричала «Мама, мама»... Эту правду ты хотел узнать, вы******?..
Дышать в этом месте нечем.
Братья приходят в свой разоренный дом, моются после страшной ночи.
- Что будем делать? – спрашивает Юзек.
- А что тут поделаешь? Похороним их на кладбище, - кивает Франтишек на поле, уставленное надгробьями.
- Нет, - твердо и решительно возражает Юзек. – Если мы начнем перетаскивать кости, тут-то все и откроется.
Он больше не сомнамбула. Он очнулся, он трезв и решителен: тайну нужно хранить.
- Мы зароем их там, где нашли. Никто не узнает.
- Но мы знаем! – потрясенно возражает Франтишек. – Наш мир – говно, и мы не можем сделать его лучше, но мы можем не делать хуже. Наша семья уже натворила дьявольщины...
- Хватит, - обрывает брат брата. - Вали в свою Америку! Ты мне не брат!..
Словесная перепалка перерастает в драку, где мирный холодный Франтишек хватается за топор. Тот самый, которым уже отрубили голову любимой собаке. Он замирает, бросает топор, хватает пиджак и бежит прочь со двора.
Младший умывает в шайке лицо.
Слышит сзади шаги... Улыбается виновато и успевает сказать:
- Я знал...
«... что ты вернешься» - хочется добавить.
Но – увы – никто не вернулся...
Франтишек стоит на автобусной остановке. Подходит автобус, он прыгает в него и едва успевает отъехать, как легковушка соседей загораживает ему дорогу... Его выводят из автобуса и везут назад.
Юзек мертв – прибит гвоздями в позе Христа на дверях амбара.
- Он повесился, как Иуда, - говорит молодой ксендз-антисемит, отводя тему убийства в сторону – по традиции этой деревни.
Конец.
Фильм невероятный.
При том, что нет в нем прорыва в собственно кинематографическом поле. Нет ни одного незабываемого плана, ни одного новаторского режиссерского решения, ни одной захватывающей операторской точки, откуда открывались бы бескрайние поля и луга. Ни одного ОБРАЗА, в который бы выкристализовалась реальность. Напротив – есть расщепление всех стандартных ходов и приемов, свойственных послевоенному кино, работающему с темой войны.
Каждый кадр претендует только на реалистичность – даже когда в полной темноте в черной жиже братья копают подпол собственного дома, стоя по грудь в яме, словно в могиле, покуда не натыкаются на черепа, и яма действительно становится могилой.
Могилой, в которой погребены евреи. Могилой, в которой покоится общая грязная тайна всего села. Могилой, которую своими руками вырыл их отец-убийца.
Юзек с черепом в руке неожиданно рифмуется с принцем датским, но рифма ломается, поскольку Гамлет с нежностью обращается к пустым глазницам:
- Мой бедный Йорик!
А Юзек кричит от ужаса и отвращения.
Первая реакция – после ужаса – пугает: впервые в жизни, перекрикивая всё свое сиротство, я внятно произношу: какое счастье, что у меня в семье всех убили! Какое счастье, что я из семьи убитых, а не убийц! Третьего, оказывается, не дано в этом «танго смерти», где кружатся - неразрывны и неслиянны - прижатые друг к другу жертва и палач, еврей и антисемит.
Вторая – чуть погодя, - особая. Рациональная: зависть к полякам, которым удалось прорваться на другой уровень сознания, о-сознания, о-сознавания собственной истории – государственной, личной.
Объясню, почему.
Двадцатый век ознаменован на самом деле одним по-настоящему важным для всех живущих на шаре событием: на Запад пришел Восток. И Восток принес много новых слов и понятий, с которыми мы за сто лет уже обжились, не очень проникаясь их недюжинным смыслом.
Восток научил нас знать, что смерти нет, а есть бесконечная цепь рождений, воплощений в другом теле, с другим именем , но со все той же СВОЕЙ судьбой. Со своей КАРМОЙ. Кармой, которая работает по единственному закону: «Что посеял – то и пожнешь». И если искровянил ноги, ступая по своей земле, то так и должно быть: идешь по своей стерне. И пока не искупишь то, что сотворил, не будет тебе другой стерни, другой земли и другой судьбы. Сколько ни рождайся – даже смерть не даст избавления.
Завидую полякам, дожившим до этого дня – когда ТАКОЕ довелось им снять. Это грандиозный прорыв на другой уровень сознания. И то, что страна от фильма встает на дыбы – свидетельство того, что авторы попали в точку.
И польского поляка актера Штура угрожают убить за роль польского поляка! Это оно и есть – о чем в фильме кричит дед Малиновский: «Убей. И будешь ТЫ убийца».
Тяжкий труд предстоит полякам – принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали... К ним достучался пепел «жидков».
Принять, что отцы – убийцы – это только начало. Главное - отмолить грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг - следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история сдвинется с мертвого круга, по которому идет веками и, глядишь, пойдет другим путем.
Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться: «Это сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный строгий вопрос «Кто убил царя?» отвечает: «Я» - и выкалывает себе глаза в отчаянии, карая себя и вбивая в мировую культуру фундаментальный символ внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и искать вовне. Всё – внутри тебя.
Дожить до того дня, когда Россия развернется на себя – не с моим счастьем.
Обсуждать символику убийства Юзека через распинание его на деревянной створе амбара не берусь. Не очень понимаю, почему так поступили ненавидящие его соседи-католики. Почему убили – понятно. Не понимаю, почему ТАК. Он не становится от этого ни Христом, взявшим на себя грехи всех, ни искупительной жертвой. Остается еще одним трупом на совести земляков-убийц. Только уже поляком, а не евреем. И убивает его не представитель отцов, а кто-то из поколения детей.
Кончили убивать чужих – перешли на своих. Хотя какой он им СВОЙ, если раскопал тайну, которую они взялись хранить?
Сколько фильм продержится в прокате – зависит только от нас: пойдем смотреть – будут сборы – будет он на афише. Не пойдем – исчезнет через три-четыре дня. Как было не раз с прекрасными фильмами, которые американцам не по зубам.
Как поведут себя польские националисты, живущие в Америке, увы, предсказуемо.
Фильм удостен первых наград:
приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном кинофестивале 2013 года и приза критиков на международном фестивале в Гдыне (2013).
Источник
Получила ссылку на фильм на русском языке - желающие могут посмотреть здесь
http://www.liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post298054126/
Для тех, у кого "здесь" не открылось, могут посмотреть фильм по этой ссылке:
http://vk.com/video_ext.php?oid=11947560&id=166487710&hash=41a2d14157897bc1&hd=1
|
Как то на похоронах услышал от попа ортодокса такую просьбу к родственникам усопшего.
"Не меняте крест на каменный обелиск, это традиция иудеев, противная православным"
ПОтому Марк, просьба указывать, которые евреи , поселились : иудеи, мусульмане или христине.
В ваших еврейских религиях это имеет значение, хоть и не сильно отличающихся.
Ничтожно зная о евреях, невольно поразилась, как много вы с ним, еврейством, носитесь...Правда, же - не все, но многие. Ничего плохого в этом нет, но как бы помягше…опять это вызовы… А кто ты в этом мире? Почему у тебя нет «богоизбранности»? Почему ты вкалывая всю жизнь не имеешь «еврейских денег»? Почему их клановость определяет продвижение во власть?
"Вещи жертв Холокоста, всего около 30 лотов, обнаружили журналисты британской газеты Daily Mail. На торги были выставлены пара обуви из концлагеря за 940 фунтов, чемодан за 492 фунта и зубная щетка за 145 фунтов. Приобрести можно было и повязки с шестиконечными звездами, которые были обязаны носить евреи. Один из лотов представлял собой униформу заключенного. Как выяснилось, ее носил пекарь из Польши, который погиб в Освенциме. Редакции Daily Mail удалось пообщаться с одним из продавцов. Им оказался выходец Украины, который живет в Канаде. Виктор Кемпф представился историком и заверил, что продает вещи не только ради денег, но и для того, чтобы они не пропали. По его словам вырученные средства он тратит на издание своих книг. Форму узника, как сказал Кемпф, он приобрел у другого лица, а затем восстановил ее историю "
Владимир, зачем Вам судить по написанному, когда Вы можете посмотреть прямо сейчас сам фильм с русским переводом, я же дал ссылку в конце статьи перед картинками!
Судя по тому, что написано в тексте, это очень сильный фильм. В России , на мой взгляд, Есть фильм- " Иди и смотри", который тоже имеет сильное воздействие. Не исключено, что это тоже один из шедевров кинематографа, оказывающий сильнейшее психо- эмоциональное воздействие. Хотелось бы увидеть его на экранах.
Уважаемый Марк, фильм сильный.
В свое время писал дипломную работу о роли римской католической церкви в событиях конца 70-х начала 80-х годов 20 века. Был в Польше сам. Поэтому имею представление об особенностях менталитета поляков. Дело в том, что и до второй и после второй мировой поляки были очень набожны. В отличие от России, где верующих очень мало, и роль служителей церкви не велика, в Польше все по другому. Ксендзы фактически руководят обществом. И их волеизъявление оказывается решающим при совершении ими определенных действий.
Полагаю, что еврей убили по наущению ксендзов. Недаром старая свидетельница говорит, что убивая евреев, сельчане кричали, что это в ответ за то, что евреи убили Христа.
Немного не стыкуется с реальностью, что старый священник, выступает в поддержку Юзефа, а к его мнению не прислушиваются. Зато прислушиваются к словам молодого ксендза. Который по его словам руководит сельчанами, в том числе и теми с лесопилки, кто побил Юзефа.
Все это наслаивается и на реальную угрозу потерять землю, захваченную у убитых евреев. Но, на мой взгляд, мотивация действий сельчан определяется волей ксендза. И так на самом деле происходило и происходит сейчас. Это особенность Польши.
Словом, на мой взгляд, фильм о том, как ортодоксальное христианское духовенство определяет поступки паствы в местах, где роль этих священнослужителей высока. И такое может повториться где угодно, если мотивацию поступков людей определяют нетерпимые к инакомыслию религиозные деятели. Примерно так же поступали в начале 20 века православные священники, подстрекая свою паству к погромам евреев.
Не стыкуется в фильме и то, что если отец героев фильма был антисемитом и зверски убил молодую женщину, оторвав ей голову, заживо сжигал женщин и детей, то как его детьми могли вырасти другими. Обычно в семье антисемитов вырастают антисемиты, расисты по своей сути. Потому что с детства пропитываются ядом расизма. Возможно, что автор фильма изложил свою версию для драматизации и большей эмоциональности сюжета, но на мой взгляд, фильм от этого не выиграл. Мое понимание таково: в Польше , где по - прежнему очень высока степень религиозности населения, подобное может повториться вновь. Потому что в общественной жизни большое влияние имеют христианские священнослужители. Атеистов в Польше очень мало.
Если просто ездить экскурсиями, то впечатление о Польше, как о самом чистом и уютном государстве Европы. Но стоит заехать вглубь и пообщаться, чтобы понять, эти люди веруют в Бога. Поэтому во всем слушают ксендзов...
Таково мое восприятие фильма и суждение о мотивации действий убивавших своих односельчан в начале второй мировой войны.
Почти 100 процентов граждан Польши - поляки.
Около 80 проц. поляков - крестьяне.
Панов уже не стало. Сельскохозяйственных объединений типа колхозов и совхозов не было.
Ясно, что поляки-индивидуалисты проигрывали организованным евреям. О типе организованности говорят строки:
" Красное знамя нести заставляли раввина,"
" В тот же сарай запихнули совместно с жидами
Статую Ленина."
Более менее крупные крестьяне - кулаки конечно же теряли бразды правления среди бедноты.
То есть религия всегда "дело второе", если присутствует политико-экономический фактор.
Плюсовая сторона фильма: Работа кинооператора не плоха. Виртуозно поставлена камера, поражаешься качеством картинки. Звук очень даже неплох, и саундтрэки к месту. Игра актёров очень не плохая. Минусовая сторона фильма: Не первый фильм, на протяжении которого не покидает чувство, что он снят на деньги евреев, чтоб поддерживать у населения земли жалость к себе. Ознакомился с сюжетом. История про то, как в одном городе могильные плиты с еврейского кладбища использовали, чтоб сделать с них дорогу, я читал, и это действительно правда. И как это часто бывает, вот на эту крупицу правды в фильме налепили кучу неправдоподобного бреда. Жители села "монстры", чудовища,похожи на каких-то фашистов, при чём кажется что все они фашисты, почти нет ни одного вменяемого. В общем, так то фильм выглядит ничего по картинке, и местами интригует, но после просмотра жаль времени потраченного на просмотр этой пропаганды.
Поставлю ему 2+ балла из 5.
Один из поляков еврейского происхождения говорит: «Считаю« Poklosie »фильмом, в котором есть какой-то элемент истины, однако речь о ней идет в очень примитивной форме, когда много приписывается и выдумляецца»
Да, скоро должен появиться ещё один фильм -пропаганда польского происхожения. Называется " Смоленск". Неужели догадались о чём фильм?
Правильно, о катастрофе самолета президента Леха Качиньского с большой группой польских политиков и чиновников высшего уровня. Еще и к съемкам не приступили, а страсти уже накалились. Знаменитый актер Мариан Опаня, который должен исполнять главную роль — президента Леха Качиньского, отказался от участия в фильме. Очень внешне похожим на погибшего президента, Опане сулили, в случае согласия на роль, превращение в живую икону, помощь в поддержке его кандидатуры на президентских выборах и других всяческих земных благ. Но отказ актера был самым решительным и бесповоротным. Он заявил, что не желает участвовать в политических спекуляциях, имея в виду, что в сценарии речь идет об организованном покушении. Догадались чья "кровая рука" стоит за этим покушением? Вот такое кино.
Уважаемый Глеб, по моему мнению вывели в начале 80-х г 20 века Польшу из социалистического лагеря и Варшавского договора. Римская католическая церковь, имевшая безграничное влияние на общественное сознание и определявшая мотивацию поступков поляков. Кризис социалистического лагеря начался с Польши. На эту тему вообще не было ( и вроде бы нет) исследований. Между тем влияние церковной организации в обществе, в котором почти все верующие, очень и очень велико. Это отрыжки средневековья, дошедшие до наших жней. Но демонстрирующие, что опасность , исходящая от них, потенциально достаточно высока. Верующие словно зомбируются на службах в храмах, и голос разума не слышат. Потому что для верующих первична вера, то есть чувства, а разум дремлет. И фильм этот, возможно, задумывался именно с целью показать эту опасность. Но потом в процессе поиска спонсоров появились старый священник, которого оказывается никто ни во что не ставит( чего в Польше быть не может в принципе), то злобный антисемит- отец героев фильма. То есть персонажи, которые создают фильму определенное недоверие со стороны зрителя и скепсис. Потому что эти линии сюжета, явно вымышленные, причем без учета особенностей менталитета поляков.
Недавно Леонид Зильберг задавался вопросом о погромах. Практически все погромы шли под крики, что евреи убили Христа. И должны за это поплатиться. И практически всегда толпу подстрекали священнослужители христиане. Вначале 20 века русских нацизм, который называют черносотенным движением, удалось подавить. Сейчас нацисты пытаются взять реванш. Не исключено, что страна, в составе коалиции сил раздавившая гитлеровский нацизм, сама станет нацистским государством, угрожающим миру и безопасности всех народов. По крайней мере, органы государственной власти, силовые ведомства, на мой взгляд, излишне попустительствуют развитию нацистских движений и нацистского мировоззрения в стране. Чего стоит только то, что приговор по Квачкову вступил в законную силу, и члены организации Ополчение Минина и Пожарского, признанного приговором суда вступившего в законную силу экстремистской организацией, до сих пор на свободе и их никто из правоохранителей не трогает.
" Сейчас нацисты пытаются взять реванш."
-------
Наши "нацисты" самые пушистые в мире.
Если ребята с аулов Кавказа вооружены поголовно и готовы применять оружие по любому поводу и без предупреждения,
то НАШИ пацаны и кстати УГОЛОВНИКИ тоже , ещё с советских времён называют кавказских ребят "беспредельщиками". Наши не хотят БЕСПРЕДЕЛА, подсознательно понимают, что предела в этой войне не будет.
Акции, марши наших "нацистов" это обращение к своей власти. Есть и крайне примитивные личности, разворачивающие нацистскую символику на стадионах. Эти могут лишь стать расходным материалом для зрелых Наци, которых я пока не вижу.
---------
Русский расизм это россказни сопливых журналистов. Фанатов ЦСКА оштрафовали за плохое отношение к "чёрным " футболистам английского клуба. Но в ЦСКА играют своих "чёрных" пол клуба. Где логика в обвинении Наших в расизме?
--------
Да , наша рабоче-крестьянская молодёжь дичает. Это вина образовательной системы.
Воспитательная система это система Примера старшего поколения , но старшие потерялись в новых системах рынка , глобализации, а говоря по русски, в системах одурачивания простонародья. Залоговые аукционы тому доказательство.
Где логика в обвинении Наших в расизме?
------------------------------------------------------------------
А Вы,Глеб, посмотрите документальные материалы "Русского марша": лозунги, плакаты, что кричат эти массы ( так и хочется добавить "каловые"). http://zyalt.livejournal.com/921105.html
Что пишется их сторонниками у нас на 7х7 коми: Марина Вербицкая 21:10, 4 ноября "А. Фурсов о будущем России. Цитирую: "... Будущее России это триада: нация, империя, социализм! Противоречие между национальным государством и импероподобным образовнанием я не вижу. Национальное государство это ядро, т.е., не национальное гос-во, а нация, державообразующая нация, причём это должно быть зафиксировано в Конституции..." В этом случае ТИТУЛЬНАЯ нация будет соответственно-русская, религия соответственно православная и ЗАКОНЫ... Далее государство делится как в США на штаты, в нашем случае на губернии или экономические зоны и никаких тебе ПРЕЗИДЕНТОВ коме одного, как и положено в государстве."
Нация плюс социализм - это национал-социализм, т.е. нацизм, имперский нацизм вкупе со сталинистами и РПЦ. Они там все вместе и были: вперемешку кресты, иконы, нацистская символика и речёвки, имперские флаги, портреты Николая Второго и Сталина! http://vk.com/rusmarsh2013
http://www.youtube.com/watch?v=4ppuB5osUGw
http://www.youtube.com/watch?v=NYqEphoo_qA
Извините, Глеб, Вы написали "Наших". Они - Ваши? Вы с ними солидарны?
" Нация плюс социализм - это национал-социализм, т.е. нацизм, имперский нацизм вкупе со сталинистами и РПЦ. Они там все вместе и были: вперемешку кресты, иконы, нацистская символика и речёвки, имперские флаги, портреты Николая "
-----------
Марк , всё Это присутствует и в благополучной ФРГ.
============
"Глеб, Вы написали "Наших". Они - Ваши? Вы с ними солидарны? "
--------
Марк, а чьи Они как не "наши"? И тем более господ либералов - творцов данных проблем - вроде Сванидзе.
Кстати, Господин на днях "умыл руки", сказав что тот кто найдёт способ решить российские проблемы , достоин Нобелевской премии.
=========
Марк., а вы не помните кто публично заявил: "Москва уже наша."