Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Такой трактовки столетиями обидного слова я ещё никогда не слышал.

Такой трактовки столетиями обидного слова я ещё никогда не слышал.

Марк Каганцов
Марк Каганцов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вадим Малев

Было это осенью, теперь уже далёкого, 1993 года...
Меня, оператора одного из израильских телеканалов, вместе с журналистом Моше Ципером отправили в Украину – город Умань. Сюда каждый год приезжали и приезжают тысячи хасидов - верующих иудеев, чтоб на могиле праведника Рабби Нахмана помолиться и отпраздновать наступление Еврейского Нового Года.

   В нашу задачу входило снять обширный телерепортаж об этом событии... За свою историю Умань, которая находится в месте гдесливаются две реки Каменка и Уманка, много раз переходила от одной власти к другой. Она была захвачена монголо-татарами, переходила к Литовскому государству, пережила польскую колонизацию. 

   Но в эти осеннии дни складывалось впечатление, что здесь живут только евреи переодетые в свои чёрные штаны, из под которых выглядывали белоснежно белые носки. Такие же чёрные пиджаки поверх белых, праздничных рубашек и широкополые чёрные шляпы.  И всё это придавало Умани какой-то особенный колорит, превращая город в еврейское местечко прошлого столетия...
   Рыночные торговцы переводят все цены в доллары, резко подскакивает плата за аренду комнат и квартир, а милиция и пожарные переходят в «повышенную боевую готовность» - ну, мало ли что ?!  Даже на всяких заведениях, где можно перекусить, появляются надписи  «У НАС – КОШЕРНО».  Я старался как можно полнее и детальнее отобразить всё происходящее вокруг... Моше каждый раз спрашивал у меня о чём говорят местные жители – ведь из нас двоих только я говорил на русском языке, а он только на иврите или английском...
          Мы подошли к забору одного из дворов где стояла пожилая женщина, опираясь на входную калитку. Моше сказал мне чтоб я снимал и задал ей вопрос – знает ли она что это за люди, которые ходят в чёрном по всему городу ? Я перевёл вопрос и она ответила : «Так це ж жиди !» Я вопросительно взглянул на неё, а она продолжила :
«А називають их так щоб ЖИли Довго !  Святий народ.  Дай Боже им здоров'я.   Вони и за нас молются...»   В этот момент я очень пожалел, что Моше не понимает по-русски, не говоря уже об украинском языке. Такой трактовки столетиями обидного «ЖИД» я ещё никогда не слышал ! Так могла говорить женщина, только по настоящему верующая в  Бога и , которую эта вера , хранила и благословила на мудрость и любовь к таким же людям как и она сама ! 

       Когда мы вернулись в Израиль и сели монтировать отснятый матерьял , Моше написав закадровый текст сделал так, что именно эта украинская женщина стала главной героиней сюжета...
     Прошли годы... Я до сих пор рассказываю эту историю моим молодым коллегам, которые только начинают свой путь на телевидении.       И приговариваю, что «слово» всегда звучит так, какой смысл ты в него вкладывешь – любовь или ненависть ...

https://e.mail.ru/messages/inbox/#/message/13797543900000000627/

 
 
 
 

Нахман из Брацлава

Рабби На́хман из Брацлава (в обиходной речи — Ребе Нахман) (4 апреля 1772, Меджибуж — 16 октября 1810, Умань) — основатель брацлавского (бресловского) хасидизма.

Надгробие Рабби Нахмана в Умани

Правнук основателя хасидизма Исраэля Баал ШемТова. Родители: р. Симха сын р. Нахмана из Городенки (одного из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) и ребецн Фейга, внучка Баал Шем Това.

Рабби Нахман вырос в доме самого Баал Шем Това, который унаследовали его родители. Детство р. Нахмана прошло в атмосфере, насыщенной хасидскими преданиями. Незадолго до бар-мицвы (13 лет) он составил сборник афоризмов на темы различных проявлений еврейской духовной жизни «Книга нравственных качеств». После своей женитьбы в 13 лет р. Нахман поселился в Осятене (Осоте), Киевской губернии у тестя. Р. Нахман много времени проводил в молитвах и уединённой медитации в соседнем лесу, постоянно постился и углубленно изучал Каббалу. После смерти тестя переехал в Медведовку, где начал оформляться особый стиль будущего брацлавского хасидизма.

В 1798 раби Нахман совершил поездку в Эрец-Исраэль, побывал в Цфате и в Тверии, но не смог добраться до Иерусалима из-за нашествия Наполеона.

С 1800 года Нахман проживал в Медведовке, затем переехал в Златополь.[1] Здесь от туберкулеза умерла его жена[2] и была похоронена на местном еврейском кладбище.

После возвращения возобновилась ожесточенная борьба отдельных лидеров хасидизма с р. Нахманом. Р. Нахману пришлось несколько раз сменить место жительства. Окончательно р. Нахман поселился в Брацлаве (в традиционной еврейской транскрипции — Брослев), ставшем центром его «двора». Здесь р. Нахман познакомился с р. Носоном (Натаном) Штернгарцем, ставшим его ближайшим последователем и посвятившим свою жизнь сохранению наследия и распространению учения р. Нахмана.

В 1810 г. рабби Нахман, предчувствуя близкую смерть, решил поселиться в Умани, где за несколько лет до его рождения произошла Уманская резня. «Души умерших там за веру, — говорил он, — ждут меня». Там он скончался 16 октября от чахотки и был похоронен на еврейском кладбище рядом с погибшими от резни во время восстания гайдамаков — Колиивщины.

Учение

В центре учения рабби Нахмана стоит отношение цадика к своим приверженцам. Цадик — это душа, а хасиды — тело. Они взаимно дополняют друг друга. Хасид «должен прилепиться к цадику», жадно прислушиваться ко всем его словам и, отбросив всякие мудрствования, отречься от всех собственных суждений и мыслить только умом цадика. «Это — основа благочестия». Однако, хасид должен при этом оставаться свободным. В самом цадике, как, впрочем, и в Торе и Каббале, заключаются две силы, смертоносная и животворящая, и от свободного выбора хасида зависит, какой силе он подчиняется. Но цадик тоже нуждается в хасидах, ибо озарение цадика, то есть его постижение Божественного, совершается только через народ. Настаивал на необходимости непрестанного нравственного самоочищения и утверждал, что уныние — худший враг веры. Ввел в хасидизм новый элемент: народные сказки. До ребе Нахмана хасиды рассказывали друг другу лишь истории о прославленных цадиках. Сказки и притчи Нахмана представляют собой аллегорические сказания о принцессах и героях. В отличие от других ребе, Нахман не назначил себе преемника. Вплоть до наших дней хасиды черпают вдохновение в учении ребе Нахмана, которое систематизировал и опубликовал его ближайший ученик, ребе Натан Штернгарц.

Могила рабби Нахмана

Могила рабби Нахмана в Умани сразу стала местом паломничества браславских хасидов, особенно во время главных еврейских праздников, в частности на Рош Ха-Шана. Эта традиция сохранялась до середины 1920-х гг., и возродилась в конце 1980-х.

После обретения Украиной независимости в 1991 г. по указу президента Леонида Кравчука место захоронения рабби Нахмана получило официальный статус Историко-культурного центра браславских хасидов и браславские хасиды выкупили землю, на которой расположена могила.

В январе 1993 г. находясь с визитом в Израиле, Леонид Кравчук дал согласие на перенос останков рабби Нахамана в Иерусалим. Но против этого выступили лидеры браславского движения, поскольку данная инициатива противоречила завещанию рабби Нахмана. В 1996 г. два молодых израильских хасида попытались похитить его останки и вывезти их для перезахоронения в Иерусалим. Эта попытка была пресечена украинскими правоохранительными органами и вызвала волну негодования среди представителей браславского хасидизма.

Возле могилы рабби Нахмана началось строительство одной из крупнейших синагог Европы, рассчитанной на 6000 паломников. Но в связи с тем, что украинская компания-подрядчик не получила оплату за выполненные работы по строительству синагоги, она добилась судебного решения об обращении взыскания на недостроенную синагогу и её продажу с аукциона. Это вызвало волну протестов со стороны браславских хасидов, а также еврейской общины Украины, западных еврейских и правозащитных организаций. В конце концов, спор был разрешен в сентябре 2008 г. благодаря вмешательству казахстанского миллиардера и президента Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) Александра Машкевича.

Паломники у могилы рабби Нахмана

В начале 1990-х гг. численность паломников, посещавших могилу рабби Нахмана в Умани, составляла 12-15 тысяч человек в год. Начиная со второй половины 2000-х годов, вследствие роста популярности браславского учения в Израиле, ежегодно 20-25 тысяч паломников посещают могилу в праздник Рош ха-Шана.[3][4]

Избранные цитаты

Ты находишься там, где твои мысли. Так позаботься о том, чтоб твои мысли находились там, где ты хочешь быть.

Всё в мире — всё, что существует, и всё, что происходит — это испытание, предназначение которого — дать тебе свободу выбора. Выбирай с умом.

Знай! Весь мир - это очень-очень узкий мост... И главное, совершенно не бояться!


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%B8%D0%B7_%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0

У́МАНЬ, город на Украине, районный центр Черкасской области. Основан в начале 17 в.

Евреи начали селиться в Умани в 17 в. или первой половине 18 в. В 1749 г. на город напали гайдамаки; они сожгли часть Умани и убили многих горожан — поляков и евреев. В 1761 г. владелец Умани граф Ф. Потоцкий отстроил город и учредил в нем ярмарку; в это время здесь проживало около 450 евреев.

В июне 1768 г., во время последнего восстания гайдамаков (так называемой Колиивщины), в хорошо укрепленной Умани нашли убежище тысячи евреев и поляков из соседних городов. Когда повстанцы во главе с Максимом Железняком двинулись на Умань, комендант крепости Младанович послал против них казаков под командованием сотника Ивана Гонты, однако тот, несмотря на богатые подарки, полученные от еврейской общины, перешел на сторону гайдамаков и вместе с ними осадил Умань, перебив всех евреев и поляков, не успевших в ней укрыться. Вскоре отряды Железняка и Гонты ворвались в Умань (по некоторым сведениям, их впустил Младанович, положившись на обещание Гонты пощадить поляков). Около трех тысяч евреев укрепились в синагоге и под руководством Лейбы Шаргородского и Моше Менакера отразили натиск гайдамаков, пытавшихся взять ее штурмом. Повстанцы разрушили здание пушечным огнем, и все его защитники погибли; всего в ходе резни в Умани, продолжавшейся три дня, было убито около 20 тыс. евреев и поляков, в том числе и Младанович (когда он перед смертью напомнил Гонте о его обещании, тот возразил: «Но ведь и ты изменил данному евреям слову не выдавать их мне»). В память об уманской резне жившие в городе евреи до начала 20 в. соблюдали 5 таммуза пост и произносили в этот день в синагогах особую кину.

В конце 18 в. — начале 20 в. численность еврейского населения Умани (вошедшей в 1793 г. в состав России) быстро росла: в 1801 г. здесь проживали 1895 евреев (в том числе шесть купцов), в 1847 г. — 4333, в 1897 г. — 17945 (57,9% всего населения), в 1914 г. — 28267 (56,2%). В Умани провел последние два года жизни Нахман из Брацлава; его могила на местном еврейском кладбище стала объектом паломничества брацлавских хасидов (см. Хасидизм). В городе жил Натан Штернхарц (1780–1845), фактически руководивший хасидами после смерти рабби Нахмана. С 1820-х гг. Умань — один из первых на Украине центров Хаскалы: в 1822 г. Хирш-Бер (Герман Бернард) Гурвич (1775–1860), сын уманского лесоторговца и маскила Хаима Гурвича (1750–1822, в 1817 г. издал вольное изложение на идиш книги Й. Кампе «Открытие Америки», завоевавшее широкую популярность среди восточноевропейских евреев), организовал здесь первую в Российской империи общеобразовательную еврейскую школу, «основанную на принципах [М.] Мендельсона». Из-за сопротивления религиозных ортодоксов (см. Ортодоксальный иудаизм) это учебное заведение просуществовало лишь несколько лет; попытка вновь открыть его, предпринятая в 1835 г. Бернардом Абрахамсоном (1798–1874), не имела успеха. В начале 20 в. в Умани действовали три частные еврейские училища для мальчиков и талмуд-тора.

Весной и летом 1919 г. в Умани произошло несколько еврейских погромов; жертвами одного из них стали 170 человек. В 1920-х и особенно в 1930-х гг. многие уманские евреи переселялись в Киев и другие крупные центры: к 1926 г. численность еврейского населения города сократилась до 22179 человек (49,5% всего населения), к 1939 г. — до 13233 (29,8%). 17 сентября 1941 г. около 17 тыс. евреев Умани и окрестностей были уничтожены нацистами и их пособниками. В 1959 г. в городе проживало около 2200 евреев (5% всего населения), в конце 1960-х гг., по приблизительной оценке, — около тысячи. В конце 1950-х гг. власти закрыли последнюю синагогу. Территория еврейского кладбища была застроена жилыми домами; тем не менее, хасиды продолжали посещать то место, где находилась могила рабби Нахмана. Либерализация коммунистического режима в конце 1980-х гг. и в особенности его падение в 1991 г. способствовали значительному увеличению числа паломников; они вновь построили в Умани синагогу и открыли бет-мидраш.

http://www.eleven.co.il/article/14213

У́манская резня́ (польск. Rzeź humańska) 10 июня (21 июня1768 года — кульминационный момент гайдамацкого восстания 1768 года, получившего название «Колиивщина». Сопровождалось массовым убийством, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч жителей города Умань и беженцев из его окрестностей (в том числе, евреев, поляков, украинцев-униатов).

Оборона и штурм города

В ходе гайдамацкого восстания 1768 года (см. Колиивщина) в городе Умань укрылось свыше десяти тысяч поляков и евреев.

Во время этих событий в Умани находились:

  • 300 драгунов и 300 человек артилеристов и вспомогательных отрядов под командой Ленарта;
  • около 1000 надворных казаков под командованием польских полковников Обуха, Магнушевского, Лаща и казацких сотников Ивана Гонты, Дашко и Яремы,
  • 800 вооруженных конфедератов;
  • 200 бойцов «зеленой милиции», организованных из-за опасности нападения из крестьян;
  • когда отряды повстанцев начали приближаться к Умани, комиссар Бендзинський, привёл в Умань ешё 500 своих надворных казаков под командой сотника Уласенко.

Узнав о приближении к городу гайдамаков, перешедший на сторону конфедератов польский губернатор Умани Рафал Младанович выслал против них находившийся в городе казачий отряд надворных казаков Феликса Потоцкого под командованием Ивана Гонты (сам Потоцкий был противником конфедератов, поэтому его в городе не было).

Но высланный навстречу гайдамакам Гонта перешел на их сторону (возможно, причиной тому послужила, в том числе, позиция его «сюзерена» Потоцкого), и 18 июня 1768 года силы гайдамаков, усиленные отрядом Гонты, подошли к Умани и осадили её.

Грекокатолики, поляки и евреи стреляли с городских стен в осаждавших из пушек и ружей, но отстоять город им не удалось, так как в кульминационный момент неопытные в военном деле осаждённые одновременно выстрелили из всех ружей и пушек. Штурм под покровом окутавшего крепость дыма был настолько стремителен, что никто из нападавших не был убит. Но в городе гайдамаки искали учеников украинской школы (униатского училища) и истребляли их. [1].

Массовые убийства

Существует несколько версий последовавших затем событий.

Как отмечает историк С. М. Дубнов[2], когда гайдамаки ворвались в город, то они

« прежде всего бросились на евреев, метавшихся в ужасе по улицам: их зверски убивали, топтали копытами лошадей, сбрасывали с крыш высоких зданий; детей поднимали на концы пик, женщин мучили. Масса евреев, числом до трех тысяч человек, заперлась в большой синагоге. Гайдамаки приставили к дверям синагоги пушку, двери были взорваны, разбойники проникли в синагогу и превратили ее в бойню. Покончив с евреями, гайдамаки принялись за поляков; многих они перерезали в костеле; губернатор и все прочие паны были убиты. Улицы города были усеяны трупами или изувеченными, недобитыми людьми. Около двадцати тысяч поляков и евреев погибло во время этой "уманской резни". »

Однако, по свидетельству очевидцев, после взятия Умани гайдамаки вначале не были настроены кровожадно и были довольно благодушными, всего лишь разоружая осаждённых и никакого насилия в отношении украинцев и других нерусских не было.[3]

Как показал на допросе Зализняк: «Поляков, жидов, а при том и тех, кои и во услужении конфедератов были веры греческой, поколото немалое число, а сколко, заподленно знать не могу, однако думаю не менее, как всех мужеска и женска, даже до сущих младенцев, тысячи две человек … и при том пограблено денег тысячи сто рублев…» [4]

Но тут, в какой-то момент к захватившим Умань гайдамакам неожиданно вышла делегация украинской школы, которая в своей речи назвала благодушно настроенных повстанцев «вольными украинцами», «братьями» и обещала им, что их дети и их потомки будут учиться только в украинской школе. Сказанное было воспринято русскими повстанцами весьма негативно. Следует иметь в виду, что сам факт существования украинских школ, открывавшихся польской администрацией в ходе планомерного уничтожения прежних русских школ, рассматривался населением не как возможность «социального лифта» в существующей государственной системе, а как попытка воспитания, как назвал их несколько столетий спустя писатель Чингиз Айтматов, «манкуртов» — «Иванов, родства не помнящих», своеобразных польских янычаров. Почувствовав настроение гайдамаков, Гонта якобы приказал делегации прекратить такие речи, но те продолжили. В итоге, повстанцы набросились на вышедших к ним преподавателей и учеников, что положило начало беспорядочной резне. Дальше описания зверств совпадают.

По свидетельству очевидцев (в отличие от описания в поэме Шевченко «Гайдамаки» (укр.)русск.), Гонта делал все возможное, чтобы остановить бойню, ему удалось спасти много невинных людей, особенно малолетних детей (в том числе, своего крестника, сына губернатора Младановича)[3], которые ценились в то время и которых разобрали и воспитали в крестьянских семьях. Также необходимо принять во внимание, что помимо поляков и евреев восставшие уничтожали и греко-католиков (униатов), а также «множество находившихся в услужении людей греческой веры» (из показаний Гонты), кроме того, ранее резня происходила в окрестных сёлах и местечках.

В конечном итоге, подобная жестокость негативно сказалась и на самих участниках резни, вызвав у них моральные страдания, а попавшие в их распоряжение деньги привели к массовым запоям и разложению. Поэтому Т. Г. Шевченко со слов деда и односельчан сильно раздул продолжительность восстания (до полугода). В длительность восстания историки часто включают время тайных перемещений из окрестностей Матрониного монастыря сподвижников Железняка во все охваченные мятежом Барской конфедерации местности Украины), хотя оно продолжалось 10−14 дней. После известий о выступлении в поход запорожцев, среди которых было много старообрядцев, боялись, что они отомстят за убитых, поэтому отряды немедленно разошлись по домам.

В то же время другие гайдамацкие отряды убивали поляков и евреев в Подолии и на Волыни — в Фастове, Животове, Тульчине и других местах.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F

Уманская резня

 

 В истории есть вопросы, на которые трудно отвечать даже по истечении многих столетий. Ну, например, кто виноват в том, что распяли Иисуса Христа? Или в том, что монголы разгромили Киевскую Русь? А о чем думал Богдан Хмельницкий, когда подписывал договор с «москалями»? Вопросы эти трудны тем, что наглядно демонстрируют отсутствие так называемой «объективной» истины и каждый, кто пытается отвечать на них, оказывается на острие непрекращающихся дискуссий. На этот раз речь пойдет об одной из кровавых страниц в истории трех христианских церквей: католической, православной, униатской.

Гайдаматчина

Во второй половине 18 века Украина оставалась разделенной на две части и обе пребывали не в лучшей ситуации. Левобережье уже стонало под властью царской России. Единственной вольной территорией оставалась Запорожская Сечь, но и здесь чувствовались глубокие внутренние противоречия. Сечевая верхушка, с одной стороны официально

Стихийное народное движение получило название - Гайдаматчина
Стихийное народное движение получило название - Гайдаматчина
поддерживала политес с Петербургом, а с другой стороны, не запрещала своим ватагам присоединяться к стихийным народным движениям. И отряды «разбойников»-гайдамаков свободно курсировали на Лево и Правобережье Днепра.

Не проще складывалась ситуация в «польской» Украине. Саму Польшу прибирали к рукам Россия и Австро-Венгрия. Для борьбы за независимость национально настроенная польская шляхта создала свою конфедерацию. В ответ на территорию Польши были введены русские войска. Местное украинское население возлагало на россиян определенные надежды и среди гайдамаков распространился слух о некой «золотой грамоте» от русского правительства. Чтобы понять эти

Местное украинское население возлагало на россиян определенные надежды (фото г. Умань)
Местное украинское население возлагало на россиян определенные надежды (фото г. Умань)
надежды, надо обратиться к вопросам веры.

Если бы конфедераты стояли за исконно польские земли, украинцы отнеслись бы к ним более лояльно. Но среди своих основных задач польские националисты видели окатоличивание православного населения. Орудием окатоличивания была избрана униатская церковь. С 1764 года на украинских землях фактически уничтожили свободу вероисповедания, униатскую церковь объявили единственно законной, а всех непокорных – «схизматами» (еретиками), подлежащими суровому суду. Сохранились описания некоторых методов расправы над «неверными». В городе Млиеве православная громада не хотела пускать священника-униата и один из православных по имени Данила Кушнир, согласно общему решению, спрятал у себя церковную дароносицу. Данилу обвинили в еретизме. За это его обмотали тряпьем, обмазали смолой и подожгли. Палач, пораженный стойкостью старика, проводил его в последний путь со словами: «Не бойся, старик, Бог с тобой!»

И тогда союзниками православной церкви оказались гайдамаки
И тогда союзниками православной церкви оказались гайдамаки
Затем Кушниру отрубили голову и прибили к длинной жерди.

Православные священники пытались вмешиваться в суды над членами своих парафий, обращались к польским властям и русским представителям, но все тщетно. И тогда союзниками православной церкви оказались гайдамаки.

Колиивщина

На любую жестокость со стороны поляков, гайдамаки отвечали двойной жестокостью. Доставалось также и еврейскому населению, представители которого служили польской администрацией на местах. Некоторые действия гайдамаков невозможно описывать и сейчас, можно запросто схлопотать обвинение в

Старые улицы Умани молчат о тех далеких кровавых событиях
Старые улицы Умани молчат о тех далеких кровавых событиях
национальной розни. Среди событий народного движения под знаменами православия, получившего название Колиивщины, наиболее поражает и ужасает Уманская резня.
Мотронинский монастырь на рисунке Т. Шевченко (1845 г.)
Мотронинский монастырь на рисунке Т. Шевченко (1845 г.)
Здесь все «культовое»: жертвы и палачи, судьи и каратели.  

А началось с того, что на Уманщине гайдамацкие отряды объединились под руководством бывшего запорожца, человека, не лишенного религиозного фанатизма, - Максима Железняка. Несколько лет Железняк жил в православных монастырях, в том числе знаменитом Мотронинском монастыре неподалеку от Чигирина.

Мотронинский монастырь (современный вид)
Мотронинский монастырь (современный вид)
.

Имея идейную поддержку и военную выучку, Железняк направил свой главный удар на Уманскую крепость. Кроме того, неожиданно для поляков на сторону восставших перешел уманский сотник Иван Гонта. Украинец по происхождению, он состоял на польской службе и чувствовал себя «чужим среди своих и чужим среди чужих». Моральные колебания кончились при подходе Железняка к Умани. Гонта оставил поляков, которые всячески третировали его за украинское происхождение и удивительно, что польские историки до сих пор спорят о мотивации поступков Гонты.

Ослабленный «предательством» Ивана Гонты, Уманский гарнизон состоял большей частью из бежавших в город окрестных евреев. Они мужественно защищались, пока не кончились боеприпасы, а затем сдались на милость победителей. Однако, как это ни дико звучит, но именно в вопросах веры милость оказалась невозможна. Только в течение одного дня в Умани было вырезано до 18 тысяч евреев и поляков. Пощадили только тех, кто добровольно принял православие.

Только в течение одного дня в Умани было вырезано до 18 тысяч евреев и поляков
Только в течение одного дня в Умани было вырезано до 18 тысяч евреев и поляков

Кровавая расправа

Ворвавшийся в овечий загон волк часто режет овец не от голода, а распаляясь видом и вкусом крови. Так поступали гайдамаки, так им ответили поляки, но любопытно, что свою роль отыграли и россияне. Подавляя выступление польских конфедератов, русские откликнулись и на призыв официального варшавского правительства оказать помощь в борьбе с гайдамаками. Считая русских православными союзниками, гайдамаки поддались на заранее спланированную провокацию. Полковник донских казаков Гурьев пригласил Железняка и Гонту якобы для создания союза против конфедератов. Напоив простосердечную голоту, Гурьев приказал связать руководителей Уманской резни.

Иван Гонта (рисунок 19 века)
Иван Гонта (рисунок 19 века)
Ивана Гонту, как предателя и нарушителя воинской присяги, выдали польским властям. Украинского сотника приговорили к лютой средневековой казни, в течение 14 дней. 10 дней палач должен был вырезать кусок кожи («ремень») со спины осужденного, на 11-й – отрубить обе ноги, на 12-й – обе руки, на 13-й вырвать из груди сердце, на 14-й – отрубить голову. Правда, экзекуция продолжалась всего три дня, и Гонте, показавшему пример нечеловеческого мужества, милостиво отрубили голову.

Максима Железняка и еще 73 запорожца из числа гайдамаков, судили в Киеве, как российских подданных. Все они были

По дороге сподвижники устроили им побег
По дороге сподвижники устроили им побег
отправлены в Сибирь. По дороге сподвижники устроили им побег (у г. Ахтырка на Харьковщине), но ослушников поймали и остаток дней они провели на каторге.

Так завершилась Уманская эпопея, ее последствия могут болезненно восприниматься и сейчас, спустя более, чем 200 лет. И, по-прежнему иерархи христианских церквей не так часто следуют простой и короткой молитве: «Господи, сохрани нас в мире».

А. Марин (Корнев)

После войны Хмельницкого, гайдамацкое движение было самым популярным событием, оставшимся в народной памяти
После войны Хмельницкого, гайдамацкое движение было самым популярным событием, оставшимся в народной памяти

http://h.ua/story/56663/

Уманская резня.Сентябрь 1941 г.

Ниже приведен фрагмент показаний  оберлейтенанта вермахта Эрвина Бингеля, который стал свидетелем резни еврейского населения г.Умань в сентябре 1941 г.  Несколько дней подряд украинская полиция под командой офицеров СС совершали в Умани массовые убийства в самой зверской форме.  Текст приведен с сайта израильского музея Холокоста, перевод с английского – мой. Там же на этом сайте есть занятные показания  свидетельницы М.Файнгольд о том, как местное украинское население массово мародерствовало, растаскивая вещи убитых себе по домам, и хвастая друг перед другом, кому сколько барахла удалось урвать (хозяйственные ребята, однако).

Итак, показания пленного №2406004, оберлейтенанта Эрвина Бингеля. 17.08.1945 года.

 «Утром в 10.15 послышалась беспорядочная стрельба и жуткие человеческие крики. Поначалу я не понял, что происходит, но подойдя к окну  -  увидел широкий вид на городской парк и все последующие события там происходили на моих глазах и на глазах моих людей, которые собрались в комнате. Украинская полиция на лошадях вооруженная пистолетам, ружьями и шашками бешено носилась по городскому парку. Насколько мы могли понять, они гнали перед собой людей – мужчин, женщин, детей. Затем по этой массе людей открывался ураганный огонь. Оставшихся в живых рубили шашками.  Подобно каким-то нелюдям, орда украинцев, спущенная с цепи офицерами СС, остервенело топтала человеческие тела, зверски убивая невинных детей, матерей, стариков, чья вина была только в том, что они не погибли во время основной акции массовых убийств, и теперь вот их расстреливали и добивали как на охоте на диких животных».
источники:
Э.Бингель, свидетельские показания от  17.8.1945. Стр.310
http://www1.yadvashem.org/untoldstories/documents/studies/Erwin_Bingel.pdf
Свидельства м.Файнгольд
http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/bystanders.asp#3.1

 
 
Материалы по теме
Мнение
23 августа
Кирилл Суворов
Кирилл Суворов
Военная форма РФ с инновациями
Мнение
10 июня
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Крайне странная история с Грефом в аэропорту Горно-Алтайска
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Белый
22 сен 2013 03:17

Интересный, прекрасный пост. Радует, что на свете
живут мудрые и добрые люди. Спасибо, Марк Яковлевич, огромное.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме