Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Ордынский синдром РПЦ

Ордынский синдром РПЦ

Читатель
Читатель
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN



Экскурс в историю церковного коллаборационизма



                                                      

«Вспомните о традиционных нравственных ценностях церкви!» Эту полную достоинства реплику услышал я в одной из дискуссий о судьбе Pussy Riot. Но как историка больше всего заинтересовало меня в той дискуссии одно — о какой церкви речь? Если о сегодняшней РПЦ, то тут, должно быть, какое-то недоразумение. Ибо за РПЦ, начиная с середины XIII века, никаких нравственных ценностей не водилось. Нет у нее такой традиции. И доказать это для всякого, кто знает ее историю, не очень сложно.

Дата, конечно, знакомая со школьной скамьи: в середине XIII века Русь завоевала Орда. Чего, однако, нам в школе не объяснили, так это, что с момента завоевания оказалась вдруг РПЦ фавориткой этой самой Орды. И потому не знаем мы, как правило, за что, собственно, монгольский царь (именно так, за здравие царя земли русской, ордынского хана, молились тогда в православных церквях) одарил РПЦ такими щедрыми привилегиями и иммунитетами, каких не знала, пожалуй, ни одна другая церковь в Европе.

Вот указ царя своему воинству: «Не надобе им от церкви ни дань, ни поплужное, ни ям, ни подводы, ни война, ни корм, во всех пошлинах не надобе им, ни которая царева пошлина». В переводе на современный русский означает это, что полностью была освобождена РПЦ от каких бы то ни было налогов, повинностей и вообще тягот, которыми обложено было все остальное население покоренной страны.

И, что не менее важно, вручалось РПЦ верховное право управления и суда в ее владениях (а владения эти были огромны: под покровительством завоевателей монастыри захватили больше трети всех пахотных земель в стране). Другой царский указ сообщает: «А знает в правду и право судит и управляет люди своя, в чем ни буди: и в разбое, и в татьбе, и во всяких делех ведает сам митрополит, один или кому прикажет».

Поистине стояла та церковь посреди разоренной страны как сказочная храмина, как твердыня благополучия. И преуспевания. Но…

Но завоеватели отнюдь не были филантропами. Они платили РПЦ – за коллаборационизм. За то, что она положила к их ногам духовный меч православия. За то, что звучала с амвонов проповедь покорности монгольскому царю и его славному воинству. За то, что отторгала она от церкви восставший от отчаяния народ, который топило в крови это свирепое воинство.

Само собой, едва зашаталась на Руси власть Орды, зазвучали с амвонов совсем другие проповеди: проклинали «поганых», поработивших страну. Не моргнув глазом, РПЦ предала свою вчерашнюю покровительницу. Новой предстояло стать победительнице — Москве. Ожидалось, естественно, что она подтвердит все ордынские «ярлыки» и станет защищать корпоративную собственность РПЦ столь же ревностно, как защищала их Орда.

В частности, беспокоило тогда РПЦ, что крестьяне массами бегут с церковных земель на боярские (где, как правило, не было барщины). Чего стоила земля без обрабатывавших ее крестьян? Следовало запретить им переходы, закрепить их. В конце концов, привыкла церковь за столетия ига, что на первом плане стоят ее частнособственнические интересы. А также к тому, что власть (то есть Орда) их по первому требованию удовлетворяет. Но тут вдруг нашла коса на камень.
Иосифляне и нестяжатели

Не могли нравиться Ивану III, первостроителю Московского государства, претензии постмонгольской РПЦ. С его точки зрения, церкви подобало быть пастырем народным, а не землевладельцем, не ростовщиком, не предпринимателем. И тем более не государством в государстве. Даже очень лояльно относящийся к РПЦ историк А.Н. Сахаров, который усматривает главную ее заслугу в «борьбе с католической агрессией Запада», и тот вынужден признать, что «церковь с ее религиозным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала порою соперничать с великокняжеской властью».

И государь решил привести РПЦ в чувство. Первым делом в Судебник 1497 года был включен закон о Юрьевом дне (две недели в ноябре), когда крестьяне могли беспрепятственно покидать монастырские земли. Отныне о закреплении их не могло быть и речи. Понятно, что с этой минуты РПЦ возненавидела бояр, Юрьев день и... государя.

Власть, к которой нельзя было прислониться, которая не только не одаривала ее все новыми привилегиями, подобно ордынскому царю, не нужна была иосифлянам (как именовала себя РПЦ в XV–XVIвв., по имени главного своего идеолога Иосифа Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря).

Но Юрьевым днем дело не ограничилось. Иван IIIпризвал на помощь единомышленников, почитаемых заволжских старцев, отколовшихся от монастырского иосифлянства и считавших церковное стяжание, не говоря уже о закрепощении крестьян, смертельном грехом и ересью. Очень скоро превратились эти нестяжатели в мощное церковное движение, выдвинув выдающихся лидеров Нила Сорского и Вассиана Патрикеева.

Вот что отвечали они Иосифу: «Испытайте и уразумейте, кто от века из воссиявших в святости и соорудивших монастыри заботился приобретать села? Кто молил князей о льготе для себя или об обиде для крестьян? Кто мучил бичом тела человеческие или облачал их оковами?» Как видим, взывали нестяжатели к простоте доордынских церковных нравов. Для них иосифлянское стяжание было карой Божией за измену древнему преданию, за поругание «нашей руссийской старины».

Одно за другим — между началом 1480-х и серединой 1560-х — выйдут на арену истории четыре поколения нестяжателей. Борьба шла с переменным успехом. Бывали у них и «свои» епископы и даже «свои» митрополиты. Но иосифляне, наследниками которых считает себя сегодняшняя РПЦ, были богаче, хитрее и, как мы скоро увидим, аморальнее. В конечном счете они победили.

Главный их политический враг — русская вотчинная аристократия, боярство — был разгромлен, нестяжательство объявлено ересью и уничтожено, Юрьев день отменен, и русское крестьянство наглухо закрепощено — на три долгих столетия. Но добились всего этого иосифляне лишь в конечном счете.

Еще в середине XVIвека исход этой эпической борьбы, решившей практически всю дальнейшую судьбу России, был неясен. В монастырях царил «великий разброд». Жадность съедала дисциплину, коррупция — духовные цели, распутство — человеческую порядочность. И ясно это было всем. Даже молодому царю Ивану IV.

В известных царских вопросах церковному Собору 1551 года недоверие монастырской РПЦ выражено было совершенно недвусмысленно. Судите сами. Вот о чем спрашивал ее царь:

«В монастыри поступают не ради спасения души, а чтоб всегда бражничать. Архимандриты и игумены докупаются своих мест, не знают ни службы Божией, ни братства, прикупают себе села и угодья у меня выпрашивают. Где те прибыли и кто ими корыстуется? Над ком весь этот грех взыщется? И откуда мирским душам получать пользу и отвращение от всякого зла? Если в монастырях все делается не по Богу, то какого добра ждать от нас, мирской чади? И через кого просить нам милости у Бога?»

Согласитесь, вопросы были нестяжательские.
Пиррова победа иосифлян

Для иосифлян то был страшный, тревожный сигнал. Все осложнялось тем, что новый Судебник 1550 года не только подтвердил закон о Юрьевом дне, но и в последней своей (58-й) статье законодательно запретил царю принимать новые законы без «совета и согласия» бояр. В этой ситуации ничто, кроме государственного переворота, аннулирующего все законы Московского государства, спасти положение не могло. И иосифляне мобилизовали все свои ресурсы для организации такого переворота. А ресурсов у них было немало.

Прежде всего им повезло: митрополит в ту пору был у них «свой». Макарий был также воспитателем молодого царя и хорошо знал его слабости. Иван IVнисколько не походил на своего великого деда, первостроителя. Был он легко внушаемым, патологически жестоким и отчаянно честолюбивым юношей. На этом и решено было сыграть. План переворота состоял из трех пунктов. Во-первых, царю было внушено, что он наследник по прямой линии самого «Августа кесаря» и нет ему равных в Европе, кроме «цезаря» Священной Римской империи.

Во-вторых, поскольку вся коронованная европейская мелкота — польская, шведская или датская — отказывалась признать Ивана IV царем, ее следовало проучить, завоевав, вопреки ей, земли распадавшегося Ливонского ордена (Прибалтику), против чего категорически выступало правительство.

В-третьих, предложен был царю соблазнительный пример турецкого султана Мехмета, который не только не послушался своего правительства, но и «велел их живыми одрати да рек так: есть ли они обрастут телом опять, ино им вина отдастся. И кожи их велел бумаги набити и написати велел на кожах их — без таковыя грозы правду в царстве не мочно ввести. Как конь под царем без узды, так царство без грозы».

Трудно себе представить, что самые дальновидные из иосифлянских иерархов не понимали риски предстоящего переворота. Очевидно ведь было, что создавали они монстра — власть, не признающую никаких законов и ограничений, способную «живыми одрати» всякого, кто ей перечит, произвольную, самодержавную власть. Но так глубоко вошла уже в плоть и кровь большинства иерархии унаследованная от времен ига жажда прильнуть к груди «своей» власти, если хотите, «ордынский синдром», что предпочли рискнуть.

Так или иначе, план удался. И едва грянул государственный переворот (известный под именем опричнины), как разразилась турецкая «гроза» над Русской землей, Иван IV превратился в Ивана Грозного — и полетели головы, в том числе и иосифлянские.

С той поры и любит РПЦ представлять себя жертвой. И митрополита Филиппа задушил опричник Малюта Скуратов. И ленинские репрессии припомнят, и хрущевские. Но ни полслова о том, что сами же и создали «царя Бешеного, который 24 года купался в крови подданных», говоря словами Михаила Лунина, одного из самых светлых умов декабризма.И о том не расскажут, как поспособствовали они большевикам, пальцем о палец не ударив, чтобы помочь Временному правительству — несмотря даже на то, что именно оно вернуло им Патриархию.

Как бы то ни было, коварная попытка иосифлян спасти свои привилегии с помощью государственного переворота кончилась для них в XVIвеке и впрямь плохо. Трижды заставил их Грозный заплатить беспримерным страхом и унижением. В первый раз принудил он их всем Собором участвовать в омерзительной комедии суда над их собственным митрополитом. Вторично, когда до нитки ограбил их псковские и новгородские монастыри. И в третий раз, когда поставленный им на время вместо себя шутовской «царь» татарин Симеон отобрал у монастырей все льготные грамоты, выданные им Ордой, и потребовал разорительную мзду за их возвращение. Такова была страшная царская шутка.

Куда страшнее, однако, заплатило за их «ордынский синдром» крестьянство. Конечно, как помним мы из времен ига, судьба собственного народа была последним, что интересовало РПЦ. В особенности, если на кону стояли ее земные богатства. Но то, что защищая эти богатства, они во второй раз причинили неимоверные страдания своему народу (Николай Карамзин был первым, кто приравнял царствование Грозного к монгольскому нашествию), не должно быть забыто.

Нет печальнее чтения, нежели вполне канцелярское описание бедствий народных в официальных актах времен опричнины, продолжавших механически, как пустые жернова, крутиться и крутиться, описывая то, чего уже нет на свете. «В деревне в Кюлекше, — читаем в одном из таких актов, — лук Игнатки Лукьянова запустел от опричнины — опричники живот пограбили, а скотину засекли, а сам умер, дети безвестно сбежали. Лук Еремейки Афанасова запустел от опричнины — опричники живот пограбили, а самого убили, а детей у него нет. Лук Мелентейки запустел от опричнины — опричники живот пограбили, скотину засекли, сам безвестно сбежал...»

И тянутся и тянутся бесконечные, как русские просторы, бумажные версты этой хроники человеческого несчастья. Снова лук (участок) запустел, снова живот (имущество) пограбили, снова сам сгинул безвестно. И не бояре ведь все эти Игнатки, Еремейки да Мелентейки, не враги государевы, просто мужики, у которых был «живот», который можно было пограбить, были жены и дочери, которых можно насиловать, «лук» был, который можно отнять...
Нераскаявшаяся

Здесь кончается моя компетенция как историка РПЦ. Отныне единственное мое преимущество перед читателем — историческая ретроспектива. Увы, свидетельствует она неоспоримо — на протяжении трех с половиной столетий заботилась иерархия РПЦ исключительно о своих земных богатствах. Ради них готова она была не только преданно сотрудничать с иноземным завоевателем, но и вдохновить, если верить Карамзину, «второе монгольское нашествие». Какие уж там нравственные ценности! Когда напомнили ей о них нестяжатели, она объявила их еретиками, жидовствующими — и уничтожила. Так откуда у нее в таком случае «традиция нравственных ценностей»?

Теоретически она могла, конечно, обрести ее в последующие века. Могла, если бы искренне покаялась в тех тяжких страшных грехах, о которых мы говорили. Но слышали ли вы из уст иерархов РПЦ хоть слово покаяния? Напротив, они наняли целую армию пишущей обслуги, призванную оправдать все ее грехи. И главное, продолжала грешить — в том же духе, в каком начала в XIIIвеке. Тот же «ордынский синдром» и в 1943-м, когда прильнула она к груди Сталина, как некогда к груди монгольского царя, и преданно сотрудничала с его спецслужбами. И в 2012-м, когда пытается она подкрепить своими средневековыми канонами идейную пустоту чекистской власти.

* * *

Я знаю, что и сегодняшним иосифлянам не удалось убить традицию доордынского православия и нестяжательства. Ее бережно хранят в сердцах тысячи священников и мирян. Да, их приходы бедны. Да, голоса их едва слышны за шумом официальной пропаганды. Но они есть, эти приходы. И само присутствие этой альтернативы — залог того, что у нравственных ценностей православия есть будущее. Ибо начинаются эти ценности с преодоления «ордынского синдрома», с независимости.

Источник

Материалы по теме
Мнение
2 октября
Артём Важенков
Артём Важенков
Мир вступает в рассвет диктатур
Мнение
30 мая
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
«Помогите, мой родственник пропал в Турции». Куда пропадают люди и что мы делаем, чтобы их найти?
Комментарии (11)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
автору
19 авг 2012 06:48

- очень уж хотелось подогнать кое-какой известный материал (или: кое-как известный?) к такому "сочному"
заглавию? Да, автор?

Даже беглый просмотр отмечает вымученность доказательной базы - смешно говорить о 12-13, раннем 14 веках с современной позиции!

Это недопустимо!

Церковь ни-ког-да ! не оставляла народ на произвол врага- когда уж совсем бывали придавлены , то тактика выжидания(терпения)! - а не "продажности" как у Вас - а что, надо всегда на рожон лезть толкать? чтобы еще больше погубить народу, в плен отправить?

Вам такое имя как Пересвет - знакомо?
А Алеша-Попович?

Просто так народная память 500 - 600 лет помнит и хранит?

Это - навскидку, без лазания по энциклопедиям ночью...
Теперь - о "мирном" сосуществовании церкви и врага...

Так ведь и враги в то время верили! - кто в духов ( злых и добрых, кто в своих богов) - время-то было всеобщей веры, сударик!

Вот они и верили, что если этим наместникам Бога на земле плохо сделать - то им-то тоже не поздоровится!

И потом - князя убить, дружину убить - а с покоренными -то как координировать?
Пахать-сеять - надо корм и дань откуда-то получать, а церковь - единственный институт в то время была, уважаемая /-вшаяся всеми!
( пусей тогда не было!)

И, наконец, главная "липа" - если правильно помню, то и в других странах умные враги ( а татары-монголы были такими!) - не особо трогали-разрушали храмы.

Может, сначала, в древности, а позже уже нет - вот, кажется, в Испании - юг Испании, борьба с маврами, покорение КОрдовы - ведь эта знаменитая мечеть ( 120 танцующих колонн) = она же из древней христианской церкви была построена-переделана, и там, тоже какое-то было найдено мирное сосуществование - на время, потом, конечно, мавров победили непросто и не быстро, Изабелла с Фердинандом ( поправьте, специалисты), и уже снова из мечети в католический собор превратили эту мечеть, многое не тронув.

Слабовато, меня не убедили.
Тема огромная, тяжелая, требует многих знаний и скрупулезности.
Нельзя опрощать и оглуплять.

Конец - хороший, значит, не все потеряно в душе.

Автору 2.
19 авг 2012 13:32

Христианская религия, много зла принесла людям. Эта религия заменила мракобесием стремление народа к знаниям и освоению новых учений, внедрению в жизнь изобретений передовых умов тех времен. НО то что автор пишет про Монголов и про Орду, это полный бред...была простая междуусобщина. Ордой называлась на Руси объединная дружина или что в современном языке - Армия. Сказ о Монголах нам придумали Великие немецкие теоретика Миллер, Шлецер...их теория устройства мира непередают реальные события, поскольку немцам трудно понять образность Русского языка. В мирное время управленцами выступали Князи, а те князья, которые избирались правиь в военное время назывались ХАНами. Одного из последних ХАНов мы помним - Александр Невский. Но люди помнят и чингисхана, только вот имя благодаря официальным источникам стерлось с памяти людей. Чингизхан, это аналог генеральского чина в Армии. Ханы как и многие Русичи были толерантны к иноверцам, поскольку были воспитаны на ведической культуре, "где каждому позволено веровать по душе". Но они не поддерживали Христианские церкви, вспомните как Илья Муромец неся службу у княза Владимира, кресты на церквах растреливал калеными стрелами, да маковки золоченые ломал, да народу раздавал

народ
19 авг 2012 13:36

Рассердился Илья да поразгневался,
Выходил он на широкий двор,
Тугой лук разрывчатый натягивал,
Калены стрелы да он налаживал;
Он начал по городу похаживать,
Он начал по Киеву похаживать,
На Божьи церкви да он постреливать.
А с церквей-то он кресты повыломал…
Золоты он маковки повыстрелил
С колоколов языки-то он повыдергал.
Заходил Илья в дома питейные
Говорил Илья да таковы слова:
"Выходите-ка, голь кабацкие,
А на ту площадь на стрелецкую,
Подбирайте-ка маковки да золоченые,
Подбирайте-ка вы кресты серебряны,
А несите-ка в дома питейные"

ордынский синдром ХХв.
19 авг 2012 21:56

22 апреля 1941-го года в Карею, столицу Афона, прибыла группа из четырёх офицеров вермахта. После их встречи со Святым Кинотом, монахами было составлено послание к Адольфу Гитлеру, так как существовала явная угроза вторжения болгарских войск на Афон. Фюрер среагировал положительно и первым делом запретил вход болгарским войскам на Афон.

Ваше Превосходительство!

Отмеченные глубокоуважением представители двадцати Святых Царских Патриаршеских и Крестоносных монастырей Святой Горы Афон имеют исключительную честь обратиться к Вашему Превосходительству и горячо просят вас взять на себя лично покровительство и попечение этих святых мест, представители и игумены которых являются наследниками создателей и благотворителей Византийской Империи. Этот автономный государственный строй заверен золотыми буллами основателей и благотворителей Святых Монастырей – Византийского Императора Василия Македоноса (88-й год), Иоанна Цимиски (972-й год), Константина Мономаха (1946-й год), Стефана Душана (1346-й год) и другими фирманами, принятыми от венгеро-влахских князей и султанов, документы эти прилагаются в 2-х экземплярах и содержат Уставную Хартию 1926 года.

Установленные привилегии и самоуправляемый режим этого святого места являлись предметом обсуждения и утверждения различных международных соглашений и закреплены в 62-й главе Берлинской Конвенции 1878-го года, согласно которой монахи Святой Горы Афон, независимо от их происхождения, сохранят своё имущество и в силу своих прав все без исключения будут пользоваться данными привилегиями.

Горячо просим и умоляем Ваше Превосходительство взять на себя это высшее покровительство и попечение. Царя Царей, Господа Всевышнего от всей души и от всего сердца умоляем щедро наделить Ваше Превосходительство здоровьем и долголетием во благо славной германской нации.

Отмеченные глубокоуважением (далее подписи)

Немцы отнесли Святой Афон под юрисдикцию областной комендатуры Лангада под личную ответственность капитана Гриссе, который очень интересовался Афоном и всячески помогал монахам, такой же тактике следовал и майор Штенгер вплоть до июня 1944-го года. С этого времени ответственность за Святой Афон перенесли в Военное Управление Греции в Афину и ответственным был назначен Яхер.

Документ был отправлен 13/26 апреля 1941 года, а на следующий день немецкие части взяли Афины.


И ЧЁРТА ЛЫСОГО БЛАГОСЛОВЯТ И САТАНЕ ПОКЛОНЯТСЯ.
Традиции,пАнимаешь, византийские - жопу свою сберечь.

Ал-др Дёмин
19 авг 2012 23:42

Не буду и не готов спорить по поводу сакраментального,но Русская ортодоксальная церковь,как она величается повсюду,всегда была иудовой юдолью для своих прихожан.Никогда она не сподвижничала,никогда не сопереживала,никогда не превозмогала с народом невзгоды,и не превозносила народ.Она превозносила только власть-власть любую:деспотическую,тираническую,человеконенавистническую и абсолютно политически недееспособную ( конец 16 - начало 17 в.в.).Безудержным авторам здешней писанины хотелось бы напомнить историию становления власти так называемых московских князей или ханов.В том -то всё и предательство,что московские князья -иуды не препятствовали монгольским степнякам в опустошении и растоптании земли Русской.Они использовали монголов в борьбе со своими соотечественниками в верховенстве за великокняжеский престол и тем самым способствовали ослаблению Руси.Теперь сакраментальный вопрос :православный анклав греческой церкви в юдоли Русской хоть как-то сопротивлялся этому? Ответ:нет,нет и нет.А греческий,потому что тогда вера называлась греческой православной и русской она началась с предательства,лицемерия и фарисейства русских холуйствующих власти монахов - что и сейчас продолжается.
По сути - мы все монголы-кто больше ,кто меньше.
Выдавливание из себя раба-это и есть по сути выдавливание из себя монголо-татара.

Засекреченный
20 авг 2012 01:48

Анонимные комментаторы на семерке - обычное явление, но анонимный автор поста - это нечто новое. На самом деле - это "американский историк" Александр Янов. Не буду разбирать ту ахинею, которую он тут нагородил. Довольно одно момента:

"И государь решил привести РПЦ в чувство. Первым делом в Судебник 1497 года был включен закон о Юрьевом дне (две недели в ноябре), когда крестьяне могли беспрепятственно покидать монастырские земли. Отныне о закреплении их не могло быть и речи. Понятно, что с этой минуты РПЦ возненавидела бояр"

На самом деле все было с точностью до наоборот. Именно 1497 годом датируется появление крепостного права, пусть и в рудиментарном виде. До этого крестьянин был свободен, и мог покинуть своего землевладельца в любой момент. Судебник ограничил период, когда крестьянин мог это сделать, кратким периодом, наступавшим после Юрьева дня.

То есть появление закона о Юрьевом дне не раскрепостило, а закрепостило крестьян, пусть и частично. Это знает любой школьник в России, но американский историк, он очень американский.

Поэтому совершенно анекдотична его фраза: "Здесь кончается моя компетенция как историка РПЦ". Нечему кончаться, так как ничего и не начиналось.

Зная о своей некомпетентности, Янов обычно ограничивается идиотскими выводами. Чтобы опровергать их нужно время и силы, ну как если бы кто сказал, что некто N украл шубу. И ходи потом собирай справки, что он этого не делал.

Но и на старуху бывает проруха. Иногда Янов пытается огорошить читателя не выводом, не общими фразами, а неким "фактом", и его тут же хватают за руку. Вот и на этот раз он потерял бдительность.

В.А.
20 авг 2012 06:27

Не может этого быть! Янов - это же известное имя - или это другой какой-то?

А тут просто что-то ученическое. Я читаю , и думаю про себя: как троечник пишет, содрал и сляпал все вместе - авось, пронесет и зачет поставят!

Вот я уже в другом посте порекомендовала всем желающим что-то понять о русской церкви, о монастырях - о праведниках - посмотреть для этого замечательный фильм об Отце Алипии - настоятеле Псково-Печерской обители.

Фильм называется "Советский Архимандрит",
снят в 2003, по сценарию еще одного замечательного русского человека - художника-реставратора, хранителя и знатока псковской старины Саввы Ямщикова!

В фильме Вы встретитесь с этими двумя очень красивыми людьми - не только внешне, но и душой

- что еще раз подтверждает, что действительно - у красивого внутренне человека и внешность подарена соответственно ! На Планете РТв, что ли -

, а еще откройте сайт о нем: огромный материал с фотографиями - www.voronov.com.ru.

Сделайте подарок себе, прикоснитесь к прекрасному - очиститесь душой, и тогда, возможно, и отлетят некоторые плохие мысли...

Бывший Земляк "Б.З"
20 авг 2012 09:09

зачем смотреть кино?
можно прочитать житие святых отцов Церкви.
НО! их (святых) : 1 на 1000 ,а может пропорция еще глобальнее.

Янов сделал попытку исследовать не сомн святых Церкви,а политику и духовный уровень иерархов Церкви.
На Руси повторилось тоже самое - что и в Византии.

В.А.
21 авг 2012 03:43

Сил моих больше нет -ну что же это такое: как будто в
кабинете Партпроса, честное слово!

В дремучие 60-е !

Потому что уже в 70-е как-то с чувством юмора стало получше, по крайней мере. в Ленинграде, мой опыт напоминает.

Что же все штампами, штампами - мы же не в ПТУ!

Какую попытку сделал этот Янов, что исследовать?

Эта тема - отношения церкви с врагами , в разные периоды исторические - тема не одной МОНОГРАФИИ!
Что Вы всех за не знаю кого держите?

Илья Муромец
22 авг 2012 00:13

Рассердился Илья да поразгневался,
Выходил он на широкий двор,
Тугой лук разрывчатый натягивал,
Калены стрелы да он налаживал;
Он начал по городу похаживать,
Он начал по Киеву похаживать,
На Божьи церкви да он постреливать.
А с церквей-то он кресты повыломал…
Золоты он маковки повыстрелил
С колоколов языки-то он повыдергал.
Заходил Илья в дома питейные
Говорил Илья да таковы слова:
"Выходите-ка, голь кабацкие,
А на ту площадь на стрелецкую,
Подбирайте-ка маковки да золоченые,
Подбирайте-ка вы кресты серебряны,
А несите-ка в дома питейные"

Рассердился Илья
22 авг 2012 02:01

Был, возможно, в жизни Ильи Муромца и такой эпизод. Вот только закончил он жизнь монахом, да еще таким, что его причислили к лику святых: http://www.pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htm

Русский человек умеет грешить, но каяться еще лучше. У вас же, наверняка, и грехи жалкие:), и с покаянием напряженно. Не Илья вы и не Муромец. Так. Шушера.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме