Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. "Фантастической реальности" - 20 лет

"Фантастической реальности" - 20 лет

Лариса Иванова
Лариса Иванова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В этом году исполняется 20 лет городскому народному театру "ФАНТАСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ". Он был создан 5 декабря 1990 года при двух организациях- учредителях: отделом культуры г.Сыктывкара и республиканским центром народного творчества.

Начало было многообещающим. На сцене областного совета профсоюзов по ул. Бабушкина, 4 мы показали спектакль по повести Н.В.Гоголя "Шинель". Потом этот спектакль был признан одним из лучших на тогда ещё всесоюзном фестивале народного творчества в Северодвинске. Стержнем и человеком, который, собственно, и сочинил наш театр, был Юрий Васильевич Клепиков. Но в 1991 году ему предложили учиться в ГИТИСе (сейчас он ведущий режиссёр театра Армена Борисовича Джигарханяна), и наша "ФАНТАСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ", не успев начаться, вдруг оказалась обезглавленной.

Поверить в то, что вот так, неожиданно, всё закончится, было выше сил, и в августе 1991 года, на свой страх и риск, я (тогда студентка первого курса Пермского Государственного Института Культуры и Искусства) возглавила театр. Конечно, в меня никто не верил, поэтому в 1993 году ГЦНТ вышел из учредителей, и нас попросили освободить помещение. На наше место въехала Светлана Гениевна Горчакова и воплотила там свою мечту. Она создала совершенно уникальный коллектив: со своими неповторимыми голосами, очень зрелищными, невероятно красивыми спектаклями...

А наши скромные пожитки покидали на грузовик и отправили в подвал по адресу Чернова, 20. Там располагался народный театр "ЭСКИЗ" (тоже оставшийся в подвешенном состоянии из-за отсутствия руководителя). Подвал с зелёными стенами, рыжими полами, высотой потолков меньше двух метров, крысами, гнилыми трубами, столовой наверху с вечным топотом свадеб по субботам привёл нас в полное отчаянье. Но, как говорится, "Театр умер - да здравствует, театр!" Постепенно пришло понимание и видение того, что надо делать.

После большой, настоящей театральной сцены, где мы учились правильно прибивать половик, вешать одежду сцены, где я знала, как называется каждый фонарь, где был световой пульт с четырьмя режимами, зал на четыреста с лишним мест, где родился наш первый, серьёзный спектакль "ОРКЕСТР" по пьесе Жана Ануя, в подвале на Чернова пришлось не просто начинать с нуля, а постепенно, погрузившись в лабораторный поиск, нащупывать свой стиль, выучить новый, незнакомый язык камерного, почти комнатного театра.

Не буду углубляться в подробности и рассказывать о том, как мы осваивали вверенные нам пространства...Все помнят, что было в 1993-1994 годы. Зарплату не платили, денег на постановку не давали. Тем не менее, каждый год у нас была премьера. В 1994 году премьеру "МОЦАРТ и САЛЬЕРИ" А.С. Пушкина мы отыграли на фестивале любительских театров в Ухте, получили хорошую критику, диплом "за лучшую режиссуру" (в состав жюри входили Пётр Попов, тогда профессор РАТИ, и известный театральный режиссёр Вадим Шрайбер). В Сыктывкаре спектакль мы смогли показать один раз (!) на сцене колледжа культуры… Потом были "СТУЛЬЯ" Эжена Ионеско, и опять премьера на ухтинской сцене, после - подробное обсуждение и полный разгром…

Вернулись мы в свой подвальчик и продолжили поиск. В 1996 наши "СТУЛЬЯ" уже были в афише фестиваля профессиональных театров "АРСЯ КОМИ РЫТЪЯС", а в 1998 году первые зрители пришли к нам на Чернова,20. Мы открылись спектаклем "ПИКОВАЯ ДАМА" по повести А.С.Пушкина. Признаюсь, что с этой работы для меня не просто откроется великая тайна театра, но и осознание того, какой это мощнейший инструмент воздействия!

Не смогу забыть, как в 2004 году, после победы на всероссийской театральной олимпиаде, нас пригласили с гастрольным туром в Латвию. Мы приехали в небольшой городок Балви, ещё с советских времён, там проживало много русских семей. Добрались под вечер, на монтировку оставалось очень мало времени, начало спектакля задерживалось почти на час! Я, подготовив в уме несколько оправдательных предложений, вышла в фойе, чтобы принести извинения за задержку, и увидела двести с лишним человек, которые стоят в абсолютной тишине и ждут, когда их пригласят в зал… На мгновенье мне показалось, что я теряю нить реальности... Что это? Где мы уже так стояли? В бесконечных очередях? В ГУЛАГах? В одно сердцебиение они стали родными! Играли Даниила Хармса, "ЕЛИЗАВЕТУ БАМ". Так, как в тот вечер мы, пожалуй, никогда не играли. Весь трагический подтекст этой пьесы выпрыгнул на первый план, сам воздух был наполнен болью людей, лишённых родины, языка, привычной и понятной им жизни... В финале спектакля, когда героиню уводят энкэвэдэшники, все встали…Многие плакали. Я сама, стоя за кулисами, не могла сдержать слёз. Как одна и та же история, может звучать так по - разному? О чём мы на самом деле говорили в тот вечер? Наши латышские друзья, когда мы ехали обратно, недоумевали: ведь накануне мы играли этот спектакль в Екабпилсе, и там люди от смеха со стульев падали.

Но вернусь в 1998-ой. Мы с упоением играли "ПИКОВУЮ ДАМУ" и несколько сказок для детей, которые, к слову сказать, сочиняла наша актриса Ирина Кечаева (музыку писали наши сыктывкарские композиторы). Зрители, волею судьбы, посетившие наш театр в то время, до сих пор при встречах говорят слова благодарности. Бальзам на душу! Вот, думаешь, и на наших сказках выросли их дети...

Мы были настоящим театром до декабря 2000 года. А потом появились пожарные, предъявили нам постановление, в котором говорилось, что зрелищные заведения не имеют права располагаться в подвальных помещениях. Нас закрыли. С этого дня для нас наступила другая реальность...Сначала мы обращались к чиновникам самого разного уровня, говорили, убеждали, доказывали. На одном письме был флажок от Ивана Егоровича Кулакова, где он просил разобраться в сложившейся ситуации, но закончилось все малоприятным разговором, в котором нам популярно объяснили, что подвал нужен столовой под овощехранилище.

Происходило всё это в канун Нового года, мы готовили театрализованное представление на Стефановской площади, и опечатанные двери театра открыли для репетиций. Благодаря этому обстоятельству, мы смогли завершить начатую работу над спектаклем по пьесе Эжена Ионеско "МАКБЕТ".

С этим спектаклем, тоже связана интересная история. Если помните, в пьесе Шекспира идёт жестокая борьба за власть. Ионеско доводит трагедию до полного абсурда: его персонажи лишены человечности, это слепые марионетки, попадающие в ловушки, расставленные ведьмами. Играли спектакль в помещении бывшего ночного клуба "ДАЙМОН", что в парке им.С.М.Кирова. На представление был приглашён новый Глава - он пришёл и честно отсидел первое действие. На сцене разгорались нешуточные страсти, одного тирана, путём заговора и убийства, сменял другой тиран, а я в это время за кулисами беседовала с Главой в окружении его свиты. Что театр - это зеркало, отражающее жизнь, я знала ещё с института, но чтобы до такой степени...

Надо отдать должное Владимиру Александровичу — он, пусть и не предложил никаких вариантов, но пообещал, что нас не выставят на улицу, пока не найдётся нового помещения. В подвешенном состоянии мы пребывали до конца февраля 2004 года.

Потом, благодаря Сергею Михайловичу Катунину (единственному, к слову сказать, градоначальнику, который пытался решить нашу проблему), мы переехали в отдельно стоящий домик по ул. Коммунистической 67а. Бывший хоккейный клуб напоминал открытое всем ветрам птичье гнездо, но это было место, где мы смогли снова встречаться со зрителем, регулярно показывать спектакли. Там мы восстановили спектакль по Д.Хармсу "ЕЛИЗАВЕТА БАМ", отыграли премьеру по пьесе Сары Кейн "ПСИХОЗ 4:48". Оттуда ездили на гастроли в Кострому, Москву и Латвию. В 2006 году после серьёзного профессионального отбора попали в афишу московского международного театрального фестиваля "НОВАЯ ДРАМА".

А потом оказалось, что земля под птичьим гнездом - продана. Время шло, мои отношения с начальницей управления культуры окончательно испортились (видимо, потому, что не научилась я сгибаться подобострастно). Управление культуры отказывалось заключать договоры на подачу электроэнергии, воды, тепла. В общем, надеялись на то, что мы разбежимся. Я, будучи директором Центра досуга и кино "ОКТЯБРЬ", сама ходила по всем инстанциям, и, в конце концов, нам давали тепло, воду, свет... В один прекрасный зимний вечер позвонила дама из управления и срывающимся голосом сказала, что через два дня приедут экскаваторы и всё снесут - бегите,спасайте своё барахло...

Экскаваторы приехали, но только через два года. А нам тогда пришлось срочно перевозить вещи из отключенного от тепла и света домика, в помещение бывшего спортивного клуба "ВИКТОРИЯ" по ул. Ленина 89. Зловонные гейзеры канализации и горячей воды из прогнивших труб встретили нас. Там не то что репетировать - находиться более пяти минут было невозможно. Честно скажу, тогда я сдалась...
Но надо знать этих людей - людей из "ФАНТАСТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ"! Поэтому, вопреки реальности, мы репетируем новый спектакль. 5 декабря, в день нашего рождения, мы намерены провести открытую репетицию. Посмотрим, что из этого выйдет...

Материалы по теме
Мнение
11 сентября
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Выборы в диктатуре: что показало сентябрьское голосование
Мнение
15 июля
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
«Важно, чтобы коренные народы имели возможность чувствовать себя свободно вместе». Стартовал фестиваль Riddu Riddu
Комментарии (14)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Мария Кузьбожева
16 ноя 2010 23:40

По какому адресу можно будет увидеть? Кроме репетиции что-то ещё будет по случаю юбилея?

Лариса
17 ноя 2010 00:51

показывать будем в МАУК ЦДК"ОКТЯБРЬ" 5 декабря с 18часов,центральный вход.

17 ноя 2010 00:01

Театру необходимо качественное оборудование (звук, свет, и.т.д.) В идеале отдельное, новое, построенное по эскизу FR и PF строение.

Сулимов
17 ноя 2010 11:09

Вместо мучительной борьбы с самими собой, безумием бытия, надвигающимся апокалипсисом и страшными пиндосами думающему (и пишущему) сообществу надо поддержать театр. Надо сделать само его существование в Сыктывкаре событием. Надо организовать театральный фонд. Мы плодим дикость, призывая к закрытию вузов или переходу на двухлетнее образование, но практически не способны сделать что-нибудь действительно полезное. Все хорошие театры в России возникали и развивались при общественном участии. Предлагаю создать "группу поддержки" театра "Фантастическая реальность", как бы это ни называлось: общественный совет, фонд и т.п. Предлагаю это сделать после репетиции 5 декабря. Предлагаю состоятельным гражданам подумать о своем участии. Только так мы победим свою застоявшуюся умственную апатию. А то пишут невесть что - внутренняя эмиграция. Чушь собачья.

Зильберг
17 ноя 2010 12:27

Поддерживаю. Лариса, присылайте текст объявления - давайте соберем сторонников, когда Вам удобно.

17 ноя 2010 13:41

Вот оно - настоящее подвижничество. Поклон за это.

Елена Шелест
19 ноя 2010 13:00

Помню спектакли Клепикова, пьесу Нины Садур, "Потянуло..."
Помню "Елизавету Бам" и конечно, "Макбета". Боже мой, 20 лет! Да вам только за эту бороьбу уже можно давать Почетную грамоту и знак "За заслуги..."
Двумя руками "за" театр!

Созоновская
19 ноя 2010 16:45

Лена, прости за мою иронию, две твоих руки театру не помогут, если только как музейная редкость театра с припиской "Руки Елены Шелест".
Тебе там, сверху, видно все... Как ты считаешь, чем реально можно помочь театру?
Фраза "дайте лучше денег" - и "дураку" понятна.
Есть какие-то примеры, чтобы их взять за основу и применить у нас в Сыктывкаре, на предмет хорошей жизни народных театров?

Созоновская
19 ноя 2010 22:33

В понимании многих сохранилось убеждение, что народный, значит самодеятельный. А отсюда "пляшем" дальше, самодеятельный, значит самостоятельный, все своими руками и за свой счет.

Мне эта история напомнила ситуацию из детства. Мой отец был режиссером народного цирка, такого же народного и городского, как театр "Фантастическая реальность". Наш дом был подобно мастерской, а я в нем наравне с родителями подмастерье. Отец своими руками делал цирковые реквизиты, мы с мамой шили костюмы, кулисы и занавесы на сцену и т.д.
Единственной мотивацией для отца не бросить все это дело - потому что цирк был его жизнью, его образом существования. И второе - это публика, любовь публики. Ради них он был готов крутить сальто-мартале круглосуточно )))
И я прекрасно понимаю, какие "сумасшесшие" люди работают в этом театре, одержимые своим ДЕЛОМ.
20 лет прекрасного творчества!
Мой отец не был в душе бизнесменом, хотя ему приходилось на все изыскивать деньги. Он был предприимчивым человеком. И всегда включал смекалку, которая ему во многом помогала.

А сегодня эта СМЕКАЛКА театру нужна как никогда.
Если потребуется моя помощь, помогу, чем смогу.
Мой "неплохой конек" - это пиар и реклама. Для вас с удовольствием.

АНБ
22 ноя 2010 21:29

Если не будете против - немного прорекламируем:
http://oprkomi.blogspot.com/2010/11/20.html

Читатель
23 ноя 2010 23:32

Подайте ей,христа ради...

Лариса
24 ноя 2010 13:59

подавать не надо.Я,если Вы заметили,ничего не прошу.

АНБ
24 ноя 2010 21:57

Подачек не требуется. Есть творческое объединение, которому есть что показать и ... которое использует интернет для своего продвижения.
Господа "театралы", они круче чем Вы. Вас хватает только на то, что бы в пьяном угаре нагадить на сцене :)
Ну а я - выполняю свои предвыборные обещания:
http://komionline.ru/news/22858
"Все идет по плану" :)

Шелест
24 ноя 2010 21:15

Мне видно столько же , сколько остальным. Во-первых, было бы желание тех, кто распределяет и ставит подпись на оф. бумагах - театр давно бы уже имел много из того, что необходимо. Во-вторых, многое зависит и от руководителя театра. Лариса не из тех, кто будет ходить и просить, а это (иногда) минус. У нас принято давать тому, кто просит.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме