Так называемые «январские события» (Sausio įvykiai) произошли 11-13 января 1991 года. За несколько месяцев до этого, 11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской ССР во главе с Витаутасом Ландсбергисом заявил о восстановлении независимости Литовской Республики. Это был первый случай в СССР и очень смелый шаг. Даже большинство западных стран оказались не готовы признать независимость Литвы. Москва отреагировала экономической блокадой.
7 января 1991 года в Литве начались выступления граждан, недовольных резким повышением цен на продукты питания (это стало следствием либерализации). В СССР стали звучать заявления, что жители Литвы требуют навести в республике порядок. Часть русскоязычного населения действительно выходила на митинги под лозунгами о возвращении в СССР. В Литву начали перебрасывать дополнительные советские войска.
10 января президент СССР Михаил Горбачев потребовал отменить акт о независимости Литвы. В течение следующих двух дней советские военные заняли Дом печати в Вильнюсе, ретрансляционный узел в Неменчине и некоторые общественные здания в столице и других городах. Руководители независимой Литвы призвали жителей выходить на улицу и защищать здания парламента и телевизионного центра.
В ночь с 12 на 13 января советские войска при поддержке группы «Альфа» направились двумя колоннами — одна к парламенту, вторая к телецентру. И там, и там проходили многолюдные митинги сторонников независимости Литвы. Советские войска предприняли попытку штурма телецентра, в результате погибли 14 литовцев и один советский офицер, около 900 человек были ранены. По официальной версии, они погибли от действий советских войск, хотя участники событий с советской стороны потом утверждали, что стреляли холостыми, и обвиняли сторонников независимости в провокации.
Советским войскам удалось взять телецентр под контроль. Однако на штурм парламента, который охраняла многотысячная толпа с оружием и коктейлями Молотова, военные и КГБ не решились. В конечном счете Литва отстояла новообретенную независимость, хотя до самого падения СССР в августе 1991 года Москва не оставляла надежд вернуть республику под свой контроль. При этом 14 января 1991 года в Москве на Манежной площади прошел большой митинг в поддержку независимости Литвы.
В СССР не нашлось ответственных за произошедшее 12-13 января. Горбачев заявил, что он о узнал о штурме телецентра только на следующее утро. Чьему приказу подчинялись военные и КГБ, до сих пор однозначно не установлено. Литовские власти официально предъявили обвинения министру обороны СССР Дмитрию Язову и председателю КГБ Владимиру Крючкову. Были обвинены, а позднее осуждены и некоторые литовцы, поддерживавшие действия советских войск.
Литве удалось добиться того, чтобы бывших советских военнослужащих и чекистов, обвиненных в убийствах 12-13 января, преследовали по всей Европе. Тот же «альфовец» Михаил Головатов, с которого мы начали рассказ, был задержан в Вене в 2011 году, хотя затем австрийцы все же отпустили его. По-настоящему удалось задержать двух россиян — бывших офицеров Юрия Меля и Геннадия Иванова. В 2016 году начался второй большой судебный процесс, который шел три года. В 2019 году 67 обвиняемых признали виновными; Меля приговорили к семи годам лишения свободы, Иванова к четырем, остальных осудили заочно.
Кстати, один из участников событий января 1991 года — журналист Александр Невзоров, который был в рядах атакующих телецентр, а затем снял фильм «Наши», героизировавший вильнюсский ОМОН (тот сохранил верность Москве). С тех пор Невзорова в Литве не любят, сам он говорит, что его считают военным преступником. В середине 2010-х Невзоров раскаивался за свои действия, а совсем недавно назвал их «чудовищной ошибкой».