Представитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия Людмила Сакова из Оренбурга стала Человеком года по версии международного фестиваля MoscowFemFest AWARD 2021. Активистка добилась, чтобы Конституционный суд обязал законодателей изменить нормы уголовного кодекса для защиты жертв домашнего насилия. Об этом MoscowFemFest сообщил в Instagram-аккаунте.
Людмила Сакова выиграла в номинации «Человек года» премии MoscowFemFest имени феминистки Татьяны Никоновой. Как написал Центр защиты пострадавших от домашнего насилия, Сакова систематически подвергалась побоям со стороны своего брата, с которым проживала в одном доме и не имела возможности разъехаться. В 2020 году женщина обратилась в Конституционный суд с адвокатом Эльдаром Шарафутдиновым, чтобы добиться для родственника уголовной ответственности. Мировой и районный суды назначали мужчине лишь административные наказания.
В апреле 2021 года Конституционный суд опубликовал постановление, в котором указал на необходимость изменения норм уголовного кодекса для защиты пострадавших от домашнего насилия. Это произошло после того, как правозащитники и Людмила Сакова подали соответствующие жалобы. В них они попросили признать статью о нанесении побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (116.1 УК РФ), не соответствующей Конституции России.
Кроме «Человека года», организаторы MoscowFemFest вручили награды в номинациях «Просветительский проект года» и «Помогающий проект года». В них выиграли инициативы фонда «Безопасный дом» об освещении проблем торговли людьми и программы помощи пострадавшим от насилия «Марем» и «Тебе поверят».
О проблемах домашнего насилия заявляют жители разных регионов. Например, в Ижевске районный суд оштрафовал местную жительницу Марию Порошину за участие в пикете в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В Брянске феминистки вышли в центр города на одиночные пикеты против семейно-бытового насилия и в поддержку принятия закона о его профилактике.
Житель Чебоксар Николай Овчинников отсудил у России 30 тыс. евро компенсации за отказ полицейских реагировать на домашнее насилие в семье его дочери. Девушка жаловалась на угрозы убийства со стороны своего мужа. Правоохранители отказались возбуждать уголовное дело. Через месяц девушку убили.