Заволжский районный суд Твери по иску прокуратуры обязал региональное МВД улучшить условия содержания в спецприемнике городской полиции. На них прокурорам пожаловался местный активист Артем Важенков*, которого в январе поместили туда на 10 суток по делу об организации несогласованной акции в поддержку Алексея Навального. В своем обращении активист жаловался, в частности, на отсутствие в камерах горячей воды и дверей в туалетах. Об этом «7х7» рассказал Важенков*.
Активист попал в спецприемник МВД Твери в январе 2021 года после того, как суд арестовал его на 10 суток за организацию несогласованной акции 23 января в поддержку Алексея Навального. Суд вменил ему в вину публикацию в Facebook, где Артём Важенков* написал о готовности посетить мероприятие и призвал людей последовать его примеру Перед акцией Важенкова* вызывали в прокуратуру, а в день ее проведения задержали около дома. В мероприятии он не участвовал.
После выхода из спецприемника Важенков* пожаловался на плохие условия содержания. В обращении активист указал, что полицейские в спецприемнике не информировали арестованных об их обязанностях и правах, в камерах отсутствовали бачки с питьевой водой и вентиляция, не проводилась санитарная обработка постельного белья. По просьбе Артёма Важенкова* запрос об условиях содержания в спецприемнике отправил действующий на тот момент депутат Госдумы Антон Морозов.
В марте прокуратура ответила (копия документа есть у «7х7»), что указанные Важенковым* нарушения не подтвердились. При этом в ведомстве сообщили, что обнаружили другие несоответствия закону в условиях содержания арестованных, не уточнив в чем они заключаются. Прокуроры попросили главу тверского МВД устранить их. Но полиция не сделала этого, поэтому в мае прокуратура подала в суд на полицию. Ответчиками по иску стали сразу три уровня ведомства — федеральное, региональное и городское.
В октябре Заволжский районный суд Твери поддержал иск прокуратуры и потребовал, чтобы МВД поставило в трех камерах спецприемника по одному столу и по две скамейки для размещения шести человек. Суд обязал ведомство оборудовать в девяти камерах по одному шкафу для хранения арестованными своих личных вещей и продуктов. Также судья потребовал, чтобы в каждой из девяти камер полиция сделала полку для туалетных принадлежностей и поставила в туалетах двери метровой высоты. В решении говорится, что МВД должно установить в девяти камерах по умывальнику с подводкой горячей водой.
Указанные требования МВД должно выполнить до 31 декабря 2021 года. Решение суда еще не вступило в законную силу.
В беседе с «7х7» Артём Важенков* заявил, что в данный момент условия содержания в тверском спецприемнике не соответствуют нормам и подходят под критерии Европейского суда по правам человека как «пыточные». Важенков напомнил, что после его жалобы в прокуратуру МВД почти сразу исправило часть нарушений, но не все. Поэтому активист считает «великолепным» решение суда.
— Теперь в тверском спецприемнике какать можно будет не у всех на виду. Это великолепная новость. Изначально в спецприемнике отсутствовали элементарные условия, которые должны делать быт арестованных сносным. Решение суда вселяет оптимизм, что даже в условиях нашей авторитарной власти можно вести правозащитную деятельность. Оказывается, что даже на таком невысоком уровне можно сдвинуть дело с мертвой точки и улучшать условия для людей. В спецприемнике сидят люди, а не скот. Да, многие из них сидят за реальные правонарушения. Но это люди, и нужно по-человечески к ним относиться. Надеюсь, решение суда устоит, — сказал Важенков*.
Бывший координатор тверского отделения движения в защиту прав избирателей «Голос»* Артём Важенков* занимается общественной деятельностью около десяти лет. За это время он успел побывать членом Общественной палаты Твери, активистом «Открытой России» (признана нежелательной организацией в РФ) и региональным координатором движения «Последний адрес», которое занимается установкой мемориальных табличек на домах, в которых жили репрессированные. Широкую известность Важенков* получил после задержания в Беларуси, куда он поехал наблюдать за президентскими выборами. В годовщину освобождения из белорусской тюрьмы неизвестные оставили угрозы на дверях активиста.
В 2021 году Важенков* выдвигался на выборы в местное заксобрание от «Яблока». Но избирком отказался регистрировать его на основании информации Минюста о причастности к деятельности экстремистских организаций политика Алексея Навального. Суд признал отказ законным. По словам Важенкова*, доказательством его связи с этими организациями суд посчитал административные дела, заведенные на него из-за участия в митингах в поддержку Навального.
В сентябре Минюст включил Важенкова* в реестр СМИ-иноагентов.