В общественном пространстве «Револьт-центр» открылась выставка о Револьте Пименове — известном ученом, диссиденте и народном депутате РСФСР, которого в советские годы сослали в Республику Коми за распространение самиздата. Мероприятие началось 6 марта с воспоминаний коллег, родных и знакомых математика, а завершилось научно-популярным фестивалем и акустическим концертом.
Выставка раскрывает «три времени» и «девять пространств» из жизни Револьта Пименова. В экспозицию включили архивные документы — фотографии и рукописи, письма и самиздат ученого, которого сослали из Ленинграда в Коми в 1972 году, и где он прожил до своей смерти в 1990 году. Куратором выставки выступила преподаватель Сыктывкарского госуниверситета Анелия Лянцевич, а дизайнером экспозиции занималась ее студентка Алена Стрельченко.
Арт-куратор «Револьт-центра» Светлана Кольчурина рассказала, что идея сделать выставку о Пименове, в честь которого и названо культурное пространство, возникла еще два года назад, когда центр только открылся. Но много времени понадобилось на то, чтобы собрать материалы в архивах, оцифровать их, перевезти документы в Сыктывкар.
Коллега Пименова Яков Юдович, работавший с ним вместе в Коми филиале Академии наук СССР, рассказал, как сосланный ученый некоторое время работал на пилораме под Сыктывкаром, пока президент академии наук Мстислав Келдыш не попросил руководство Коми филиала взять крупного математика к себе.
— Ему дали в управление лабораторию, но начальником он оказался из рук вон плохим, потому что он не мог кому-либо что-то приказывать и заставлять что-то делать. Нашлись люди, которые руководили [вместо него], а его настоящее призвание было — быть научным руководителем чего угодно. Таковым он и был. И как только появились какие-то проблески свободы, он начал читать лекции в университете, куда валом валил народ, причем он мог читать практически на любую тему, — рассказал Юдович.
Он же сообщил собравшимся о страсти Револьта Пименова к шахматам, правда, признался, что шахматистом тот был слабым, но зато «мог играть ночами и никогда не сдавался».
Пришедший на открытие выставки сын Пименова Револьт Пименов-младший сообщил, что рад происходящему, так как теперь все то, что раньше знали только он, родственники и друзья отца, становится известным все более широкому кругу людей. Он сравнил ученого с трамваем из стихотворения Николая Гумилева, который «оставляет огненную дорожку» и в который «люди вскакивали, проезжали какое-то время и уходили». Таким «трамваем», по мнению Пименова-младшего, может стать и названный в честь его отца «Револьт-центр».
Один из создателей центра, предприниматель Леонид Зильберг заявил, что в его понимании Револьт Пименов - самый значительный человек, который когда-либо жил в Сыктывкаре.
— Эту мысль мы постепенно будем доносить до людей. Потому что у нас какие-то памятники непонятные стоят, улицы названы именами посторонних людей, но у нас нет таблички — хотя есть указ о том, чтобы на доме Пименова была мемориальная табличка (указ бывший глава Коми Юрий Спиридонов подписал еще в 2001 году - прим. ред.). Но я надеюсь, что когда-нибудь будет и табличка, и памятник Револьту Пименову, и улица его имени. Знаете, как говорят, «человек и пароход». Так вот, Револьт Пименов в Сыктывкаре будет «человек и центр». Я надеюсь, что его значение будет возрастать, потому что это человек очень большого масштаба.
Выставка, посвященная Пименову, проработает в «Револьт-центре» (улица Первомайская, 149) до 17 мая 2021 года.
Михаил Игнатов. «Заразительный пример». Стр. 166–167
"Я долго не понимал и все удивлялся, почему здравомыслящие и расчетливые в хозяйственных делах крестьяне продолжают изо дня в день, из года в год покорно работать, как лошади, не получая за свой труд ну ровным счетом ничего! Однажды я задал этот вопрос маме, и, не задумываясь, она ответила мне вопросом же:
— Если никто не будет работать в колхозе, что же тогда мы будем воровать, чтобы выжить?
«Выжить! Выжить во что бы то ни стало!» — вот он единственный могучий стимул, который оставался еще у колхозников в те годы и руководил их поведением. Насильственная всеобщая коллективизация воспринималась большинством чудского (= коми, Я.Ю.) населения как что-то вроде морового поветрия в прежние годы, с их карантинами и строгими запретами. Но эпидемии заразных болезней никогда не продолжались более полугода, а потом можно было бежать из опустошенного района хотя бы в Сибирь или на Украину. Теперь же для всего крестьянского населения страны большевики установили вечный чумной карантин, и бежать стало совершенно некуда, да и невозможно, потому как советская власть запретила выдавать паспорта колхозникам. А без паспорта любой и каждый свободный гражданин Совдепии за пределами своей деревни превращается в беглого уголовника и «подлежит быть немедленно подвергнутым строгим мерам социальной защиты». По самым разным причинам больше половины жителей нашего села в те годы изведали на собственной шкуре все эти «строгие меры социальной защиты». Кто за колоски, кто за клок сена, многие за прогулы, а иногда и по более существенным причинам, но чаще всего по причинам совершенно ничтожным и до смешного пустяковым люди получали лагерные сроки на многие годы и на «вечную память», так что зачастую они в село больше не возвращались. Не минула эта участь тотальной «социальной защиты» и меня».
Уважаемый Зöрян-язычник.В наши дни.Напишу Вам про моё отношение к труду.Все мы ходим на работу,и каждый выполняет свою работу по мере сил.Да,любой труд нелёгок,но если любить своё дело,то работа будет в удовольствие.И ещё,всякий труд благороден,если честно трудиться.Всё зависит от себя.
И ты здравствуй.
РАБотают РАБы без оплаты и радости, а лишь вынужденно и насильно находясь в тюрьме народов.
Потому то рабы неэффективны и не созидательны.
Так и прошёл 20-й век в тюрьме народов...)))
А какая жизнь тогда будет по-Вашему?
Будет так, как ПОЖЕЛАЕМ.
Пока что всё ещё хотим доброго царя-начальника,безответственности и безответственности...)))
Но так не бывает в природе. Иллюзии всегда обходятся гораздо дороже... Во всех смыслах.))
"у нас какие-то памятники непонятные стоят, улицы названы именами посторонних людей"
Да, в Сыктывкаре есть памятная доска Спиридонову, памятник Спиридонову, улица Спиридонова, хотя по нему плакал УК РФ. Торлопов и Гайзер сидят, а Спиридонов, у которого грехов намного больше чем у них, при жизни почему-то избежал тюремной участи. И тот же Леонид Зильберг постоянно дифирамбы поёт своему экс-шефу Спиридонову.
Спиридонова многие помнят и уважают, некоторые с ним даже водку пили. А Ленин на Спиридоновской площади зачем? Вот уж кто преступник, грабитель и убийца...
Ага, недаром Спиридонов даже в постсоветские времена официально возлагал цветы к памятнику Ленину.
Язычники часто задабривают злые идолища жертвоприношениями... Так, на всякий случай 😇😆😛
Цветы - это жертвоприношения? Чёто ты уже совсем поляну потерял.
Ничуть. Жертвовать можно хоть барана, хоть цветочек, хоть монетку, хоть конфетку 😆
хоть неверного инспектора... - это даже лучше, двойная польза