Тверской районный суд Москвы оштрафовал на 10 тыс. руб. мать подсудимого по делу «Сети»* Андрея Чернова за одиночный пикет на Кремлевской набережной. Об этом «7х7» сообщили 19 декабря сама Татьяна Чернова и ее защитник Олег Еланчик.
Татьяна Чернова была одной из четырех задержанных 7 декабря за одиночные пикеты в поддержку политзаключенных у стен Кремля. Накануне Тверской суд оштрафовал мать подсудимого по делу «Сети»* Светлану Пчелинцеву на 10 тыс. рублей.
Татьяна Чернова лично присутствовала в Тверском суде со своим защитником. Полиция обвиняла ее в нарушении части 5 статьи 20.2 КоАП («Правила проведения пикета»). Она не признала свою вину и объяснила суду, что во время пикета спрашивала у полицейских, не нарушает ли закон. Она уточняла у них, на каком расстоянии нужно стоять от стен Кремля. Сотрудники полиции не ответили и через некоторое время увезли ее в отделение.
Защитник Черновой, эксперт движения «За права человека» Олег Еланчик, заявлял отвод судьи Ксении Пановой, но та его отклонила. Он сказал «7х7», что решение суда было предсказуемым и они заранее заготовили бланк апелляции — «ждали только суммы штрафа».
— Был бы нормальный суд — дело вернули бы в полицию. Но у нас в 99% случаев Тверской суд на стороне полиции, — сказал Олег Еланчик. — В нашем деле нет никаких доказательств вины моей подзащитной. Да, по закону якобы нельзя стоять у стен Кремля. Но по закону сотрудник полиции должен был сослаться на конкретную норму и предупредить ее. Он этого не сделал.
По словам Олега Еланчика, из закона 1992 года, который называет Кремль резиденцией президента и на который ссылается суд в решении, многое непонятно. В частности, где проходят границы прилегающей территории Кремля, входит ли туда Красная площадь и на каком расстоянии от него нельзя стоять с пикетом.
Татьяна Чернова и ее защитник считают дело политическим преследованием со стороны государства, в условиях которого судья не могла вынести другое решение. Они подали апелляционную жалобу и планируют обжаловать решение Тверского суда в Европейский суд по правам человека. По словам Еланчика, ЕСПЧ — единственный работающий судебный механизм. За последнее время он вместе со своей коллегой адвокатом Ириной Яценко отправил в ЕСПЧ около 90 жалоб. По 15 из них уже началось производство.
В начале ноября 2019 года родственники фигурантов политических дел объединились в движение «Матери против политических репрессий». У движения есть свой сайт, сообщества в Telegram и Facebook, логотип (зеленый росток, пробивающийся сквозь прутья тюремной решетки) и символ солидарности — белый платок в черный горошек.
19 ноября родители отнесли в администрацию президента коллективные письма. В них они потребовали честно и непредвзято расследовать дела с участием их детей. Администрация передала письма в Следственный комитет.
В первом съезде «Матерей» 7 декабря в Москве участвовали около 60 человек из нескольких российских регионов. 9 декабря матери фигурантов двух дел — Анны Павликовой и Даниила Конона — объявили голодовку с требованием справедливого суда над политзаключенными. На следующий день к голодовке присоединилась председатель общественного комитета «Свободу Шестуну» Влада Русина.
Голодающие матери, правозащитники и активисты 19 декабря вышли с пикетами к Центру международной торговли в Москве, где в полдень началась пресс-конференция Владимира Путина. Они потребовали ответов на вопросы о политзаключенных.
Первыми весной 2018 года в сообщество «Родительская Сеть» объединились родители фигурантов дела «Сети»*. Родственники открыто рассказали о пытках их детей. Они провели несколько акций протеста — среди них акция «За ваших и наших детей!», пикеты к двухлетию со дня первых арестов дела «Сети»* и другие.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.
Удивительная наглость власти!
Я Габуния! С.П.а.С.и.Б.О. Справедливость будет!