5 мая митинг в селе Ижма собрал около 170 участников, 6 мая ижемцев поддержали жители Ухты, ижемского поселка Том и усинского села Мутный Материк. Об этом «7x7» сообщил депутат Ижемского района и член Комитета спасения Печоры Николай Братенков.
Около полудня на митинг вышли жители поселка Том. Всего, по словам Николая Братенкова, на протест против загрязнения реки Ижмы ярегской нефтью собралось 35 человек, они приняли две резолюции. Одна из них — общая для этих «антинефтяных» протестных акций, в ней выдвигаются требования к правительству и прокуратуре Коми предпринять жесткие действия по факту экологической катастрофы. Вторая резолюция адресована правительству региона: люди требуют установить мост через реку Аюва, который бы связал поселок с республиканской дорогой.
В Ухте у здания почтамта митинговали около 70 горожан. На плакатах были распечатанные фотографии черного от нефти ледохода на реке Ухте и лозунги «Нашим детям — чистую воду!», «Требуем национализировать остатки нефтяной и газовой промышленности!» и «Лукойл — зона безответственности». Участники акции заявили, что не верят официальной информации о том, что источник такого большого разлива нефти на Яреге не найден, хотя с момента обнаружения аварии прошло более 20 дней. Ухтинцы решили направить резолюцию не только в правительство Коми и в прокуратуру, но и президенту страны как гаранту Конституции России. Они потребовали найти виновников нефтеразлива, привлечь к ответственности и заставить убрать нефть на всем протяжении разлива вплоть до Баренцева моря (а это более 500 км).
В Мутном Материке Усинского района протестная акция чуть было не сорвалась. По словам Братенкова, организаторы пикета получили от начальника ОВД предостережение об ответственности за нарушение закона о митингах, почему-то в предостережении говорилось о том, что о проведении культурно-массовых мероприятий организаторы должны уведомлять власти и полицию за 30 дней. Несмотря на слух в бюджетных учреждениях о том, что пикет отменен, около 50 сельчан пришли к местному Дому культуры.
Поводом для акций протеста в Коми стал нефтеразлив в районе Ярегского месторождения. Об аварии узнали рыбаки: пробурив лунки в реке Ухте, они обнаружили жидкость, похожую на нефть. Через три дня в бассейне Ухты был объявлен режим чрезвычайной ситуации, местный Водоканал перевел город на резервный источник водоснабжения, поскольку в речной воде была многократно превышена предельно допустимая концентрация вредных веществ. Вместе с ледоходом к концу апреля нефть дошла до села Ижма.
Точная причина аварии и объем разлившейся нефти до сих пор не названы, результаты исследования специальная комиссия планирует обнародовать в середине мая. По подсчетам общественников, в окружающую среду попало более 300 тонн нефтесодержащей жидкости. Активисты и представители Комитета спасения Печоры не верят в одну из предварительно выдвинутых версий о том, что в разливе «виноваты» старые заброшенные скважины, и утверждают, что авария произошла на территории промзоны, находящейся в ведении «Лукойл-Коми». Общественники организовали митинги, аргументируя тем, что многолетние «мирные» переговоры с властями и нефтяниками не дают результата.
В Ижме на акцию вышли около 170 человек. Это был единственный митинг из четырех состоявшихся в эти дни, участие в котором принял представитель компании «Лукойл-Коми» — замгендиректора по связям с общественностью Сергей Макаров. Он рассказал о трех существующих версиях случившегося и о том, что вина компании в нефтеразливе еще не доказана.
10 мая митинг планируют провести жители села Усть-Уса.
Что-то не очень многочисленно. Такое ощущение, что вопросы экологии не касаются каждого жителя.
В Ухте народу то было не более 40-50 человек. Где же взяли остальных?