Глава Карелии Александр Худилайнен побывал 2 мая на Валааме, где накануне в результате пожара монастырь остался без гостиниц, а люди лишились квартир, располагавшихся в одном с гостиницами здании. Глава Карелии взял под личный контроль ситуацию с пожаром. Информация об этом размещена на официальном портале республики.
Пресс-служба цитирует слова главы Карелии: «Никто не будет оставлен без помощи».
«Для переселения жильцов из аварийного здания, которое ранее было официально признано непригодным для проживания, в Сортавале построены два многоквартирных дома. Один из них недавно сдан в эксплуатацию. Здание гостиницы, являющееся архитектурным памятником, будет реставрироваться. В связи с произошедшим пожаром в проектную документацию будут внесены необходимые изменения», — говорится в релизе.
По данным Главного управления МЧС России по Карелии, пока основной версией пожара является неосторожное обращение с огнем. Объединенная следственная группа проводит дознание и уточняет обстоятельства происшествия.
В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре приводят такие данные: гостиничная служба монастыря лишилась сразу трех гостиниц, уничтожены помещения гостиниц «Мансарда» и «Зимняя», кельи для расселения трудников монастыря и некоторые квартиры местных жителей. Сообщается, что монастырь оказывает помощь тем паломникам, у которых сгорели деньги и документы.
По словам погорельцев, гостиница «Мансарда» выгорела полностью, «Зимняя» пострадала от воды, которой пожарные проливали все этажи. Часть северного крыла (более поздняя пристройка) от огня не пострадала, там находятся квартиры и общежитие.
— После собрания с нами — ничего нового. Питание нам пока разрешено в трапезной, ночлег — кто как сам устроился (и в палатках тоже), помощь обещали через пару дней по 5 тысяч рублей из бюджета города, — сообщила «7x7» одна из жительниц пострадавшего от пожара здания Елена Михалёва. — Монастырь обещает приложить все усилия, чтобы паломники не расстроились, чтобы не сорвались их планы на сезон и они могли приезжать. Нам места в этой схеме не предусмотрено. Я ночую в офисе природного парка, он занимает несколько комнат в административном здании. Наш директор разрешил, не на улице же оставаться. Общественный порядок не нарушаем, за коммунальные услуги расплатимся, как положено. Паспортистка монастыря тоже с семьей ночует в этом же здании, ей разрешил эконом. В этом же здании, кстати, постоянно живут сотрудники полиции, сотрудники монастырских гостиниц, паломники и волонтеры летом. Но знакомые рассказывали, что г-жа Ткачёва [Елизавета Ткачёва, заместитель по социальным вопросам районной администрации] вчера заявляла, что нам никто не разрешит ночевать в офисном здании. Здание монастырское, подразумевается, что монастырь не позволит? Все сотрудники парка из «Зимней» ночуют здесь, еще двух соседей приютили на ночь, часть соседей снабжаем кипятком, зарядками для телефонов, интернетом. Директора клуба, где первую ночь ночевали некоторые погорельцы, Сергей Крупин [глава Сортавальского муниципального района и Сортавальского городского поселения] после собрания отчитал за то, что она устроила общежитие в клубе: «У вас могут быть большие неприятности с владельцем здания!». Та ответила, что зато совесть спокойна: не смотреть же, как люди ночуют на лавках. С точки зрения администрации, мы все должны выехать в Сортавала в гостиницы. А направить сюда подушки, матрасы для организации ночлега отказываются. Но работа-то у нас здесь! И как разбирать и выносить вещи из квартир? Ездить каждый день из Сортавала на день? Транспорт монастырский, захотят — и вовсе не повезут на остров.
По словам Елены, благоустроенное жилье, которое обещают погорельцам, — как раз то, против принудительного переселения в которое люди сейчас судятся.
— Нас шантажируют, что, если откажемся переезжать, нас поставят в очередь погорельцев на общих основаниях, и лет через -дцать мы получим жилье. Маневренного фонда в городе нет, будете мыкаться по общежитиям, — рассказала Елена.
Погорельцы рассказали корреспонденту «7x7», что на собрании им предложили один раз в сопровождении полиции зайти в свои уцелевшие квартиры, взять необходимые вещи. Дом полностью обесточен. После вмешательства уполномоченного по правам человека Александра Шарапова и прокурора Карелии Карена Габриэляна людям передали, что запрета на посещение квартир нет, но электричества и воды в доме все равно не будет.
Ожидается, что 4–5 мая сотрудники аппарата уполномоченного совместно с прокурорами поедут на остров и будут разбираться со всем, что произошло.
Сообщение о пожаре в трехэтажном историческом здании «Зимняя гостиница», где располагались две гостиницы для паломников и туристов («Зимняя» и «Мансарда»), комнаты общежития «Школа», кельи и квартиры жителей острова, поступило в 8:49 1 мая, в день празднования Пасхи. Людей из здания эвакуировали, жертв и пострадавших нет. В тушении огня, помимо пожарных расчетов, принимал участие вертолет КА-32 с водосливным устройством. По данным МЧС, было произведено 11 сливов воды общим объемом 33 тонны. О полной ликвидации пожара заявили около 23:00.
Последние десять лет здание Зимней гостиницы является предметом спора между монастырем и светским населением. В декабре 2013 года президент России Владимир Путин поручил отреставрировать спорное здание Зимней гостиницы за государственный счет. На реконструкцию Зимней гостиницы в 2015 году из бюджета было выделено 322 млн руб. В здании предполагается создать духовно-просветительский центр. Весной 2015 года появился план мероприятий по реализации поручения президента, подписанный главой республики Александром Худилайненом. Одна из задач в нем была сформулирована так: «Признать помещения Зимней гостиницы непригодными для проживания».
12 мая 2015 года администрация Сортавала приняла постановление, по которому целый ряд квартир в Зимней гостинице был признан непригодным для жилья. 1 октября 2015 года учрежденная собственником здания Зимней гостиницы Валаамским монастырем коммерческая организация ООО «СЭНТ» стала через суд добиваться выселения людей из их квартир. Летом 2015 года жителям отключили электричество и воду. Дом для переселенцев в Сортавале построили «на задворках» — в Фанерном тупике на территории закрытого мясокомбината, без инфраструктуры и транспорта. Здание перестроено из бывшей конторы, коробка простояла около десятка лет в полуразваленном состоянии. К ней сделали пристройку и надстроили третий этаж. Стены старой части покрыты плесенью, по словам погорельцев, рабочие эту плесень даже не зачищали, просто зашили сайдингом снаружи и гипсокартоном изнутри. Балки не обработаны, они ржавеют. Канализации нет. При высоте потолков 3,2 метра отопление только электрическое и по временной схеме (а это значит, что вероятны перебои). Экспертного заключения о непригодности жилья пока нет: есть расхождения между проектной документацией и фактически выполненными работами, а строительная компания не может предоставить документы на согласование изменения проекта.
Люди живут и работают на Валааме и не понимают, почему они должны покинуть остров: в городе по их специальности работы нет. Программы адаптации вынужденных переселенцев тоже нет. «Мы никому не нужны в городе», — говорят погорельцы. Некоторые согласны выехать в другие города или поселки Приладожья, получив компенсацию на приобретение жилья. Но, по словам обитателей Зимней гостиницы, почему-то всех сгоняют в кучу, в один дом. Многие хотят остаться на Валааме, пусть не в здании «Зимней», но и тут позиция монастыря и властей разного уровня жесткая.
Священный огонь инквизиции?