Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Орловская область
  2. Ни нашим ни вашим. Орел утопает в мусоре после того, как власти отрезали частного переработчика от потока отходов

Ни нашим ни вашим. Орел утопает в мусоре после того, как власти отрезали частного переработчика от потока отходов

Коллаж «7х7»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

С 2019 года регионы России проводят “мусорную реформу”. Федерация выделяет деньги на то, чтобы субъекты создавали современные комплексы сортировки, обработки и утилизации отходов. Чиновники обещают сортировать 100% мусора к 2030 году. Тарифы на вывоз мусора для жителей регулярно повышаются.

В реальности люди, которые действительно хотят добиваться впечатляющих результатов в работе с отходами и сокращать объемы свалок, сталкиваются с давлением и угрозами. Так случилось в Орле. Местный предприниматель Юрий Парахин построил мусоросортировочный комплекс и уже в первый год работы мусорной реформы добился того, что 65% отсортированных отходов пошли на переработку. В 2024 году предприятие Парахина на грани закрытия. Почему так случилось и как это отразилось на сфере мусора в Орловской области - в материале “7х7”.

Энтузиасты против “мусорного короля”

"Владимир Владимирович, у нас беда! Областные чиновники хотят закрыть наше предприятие. Нас 150 человек, и Новый год мы встретим на улице!" - начал обращение к президенту Путину сотрудник завода “Экосити” в зеленом светоотражающем жилете поверх рабочей формы. Его зовут Сергей Висящев. За его спиной собрались сорок человек от молодых парней до пожилых женщин.

Сергей еще в детстве подружился с основателем “Экосити” Юрием Парахиным - в 1970-е они вместе ходили в спортивную секцию. Юрий уже тогда увлекался темой переработки мусора, делал компост из отходов. Позже он открыл несколько компаний по обработке твердых отходов и мечтал запустить в Орле полноценную сортировку и переработку мусора. Юрий пригласил старого друга проектировать отопительные системы для будущего завода. Чтобы разобраться, как предприятие будет работать, Висящев и Парахин основали небольшой сортировочный комплекс в Электростали.

“Экосити” в Орле они начали строить в 2012 году. Все оборудование Юрий придумал сам, запатентовал и заказал производство на российских заводах. По его словам, “Экосити” стал первым в РФ сортировочным заводом, который полностью оснащен отечественным оборудованием. Деньги Парахин вложил свои, по некоторым кредитам расплачивается до сих пор. Предприятие запустилось в 2018 году.

– Когда мы только открывали завод, чиновники спрашивали: «Юра, ты чего за пятизвездочный отель построил?» Для своих рабочих он сделал общежитие, хорошие санузлы и душевые, столовую с бесплатным питанием. В цеху тепло, можно работать хоть в футболках, но для всех есть бесплатная спецодежда, - рассказал “7х7” Сергей Висящев. - В районах работы часто нет, и люди едут работать к нам, живут в общежитии. Смены длятся по 15 дней, за это время завод становится как дом родной. Все живут дружно, ужинают вместе, общаются.

 
Как работает “Экосити”. Нажмите, чтобы узнать

Перед строительством Юрий Парахин заключил инвестиционный договор с администрацией Орла. Власти предоставили ему землю рядом с крупной свалкой на улице Итальянской и пообещали, что все городские отходы пойдут на “Экосити”. Предприниматель должен был найти деньги, построить комплекс и контейнерные площадки в городе. Главным условием договора стало обязательство властей, что до 2035 года в Орле не будет других сортировочных и перерабатывающих заводов.

Строительство уже шло, когда в 2014 году новым губернатором Орловской области стал Вадим Потомский. В СМИ его называли "мусорным королем Северо-Запада". В нулевые Потомский владел компанией «Экология» в Ленинградской области и был председателем комиссии Заксобрания по экологии.

Знакомиться с мусорной сферой в Орле Вадим Потомский начал с того, что послал к Юрию Парахину одного из своих сотрудников. По словам Юрия, тот якобы потребовал долю в 75% пакета акций «Экосити». Юрий отказал.

Проблемы начались с пожара на прилегающей к территории завода свалке в марте 2015 года. Юрия пытались обвинить в том, что он не расчистил землю от горючих материалов и не обеспечил площадку средствами тушения. Хотя свалкой в то время управляло ЗАО “ОПЭК”, а Парахин только пытался получить объект в аренду для рекультивации.

Спустя полгода чиновники не продлили Юрию Парахину разрешение на строительство “Экосити”. Ему пришлось идти в суд. Одновременно, по его словам, на предприятии начались проверки, а банки стали отказывать ему в кредитах.

Юрий Парахин

Юрий Парахин. Фото из сообщества «Экосити»

Кому война, а кому тариф

Администрация Орла еще на этапе строительства “Экосити” настояла на высокой мощности предприятия - обработке 200 тыс. тонн мусора в год. Парахин утверждал, что такого количества отходов в областном центре нет — это показатели целого региона.

– Мы свои обязательства выполнили, нашли деньги, завод построили, запустили в эксплуатацию, прошли все круги ада. А мусора нам никогда столько и не привозили, – говорит Юрий.

В первый год “Экосити” обработал не больше 40 тыс. тонн отходов. А с 1 января 2019 года в РФ началась так называемая “мусорная реформа”, по которой в Орловской области появился региональный оператор по обращению с отходами - “УК “Зеленая роща”. “Экосити” вошел в территориальную схему, стал принимать мусор из 12 районов региона. Поток увеличился до 135 тыс. тонн.

– Мы не то что выполнили, мы перевыполнили федеральные показатели мусорной реформы в десять раз, – считает Парахин.

Так, «Экосити» отсортировал и отправил на переработку в 2019 году 67% поступивших отходов. В то время как общий федеральный показатель был — 7%.

С запуска завода Юрий и его команда хотели добиться высокого процента сортировки. Дело было не только в желании избавить регион от свалок - вторсырье можно продавать и на этом зарабатывать. Предприятие выпускало 32 позиции: компост, пластиковые гранулы, кирпичи для строительства, RDF-топливо для производства энергии.

— Мы могли бы принимать больше мусора, нанять еще сотрудников и сортировать не 60%, а 80%, отбирать не 16 видов вторсырья, а 30. И платить людям больше. Недавно мы поставили линию переработки, чтобы из пластиковых флаконов и других отходов делать гранулы. Мы бы открыли еще новый цех – для переработки резины, производства кирпичей из дробленого пенопласта и древесины, - рассказал Сергей Висящев.

Но денег на развитие не хватает. Прибыль «Экосити» зависит от тарифа, который региональные власти устанавливают для каждого участника схемы обращения с отходами. В 2022 году чиновники поставили тариф на сортировку в два раза меньше, чем запрашивал Юрий. Предпринимателю пришлось через прокуратуру добиваться повышения, но фактически ничего не изменилось.

В апреле-мае 2022 года по всему рынку вторичного сырья ударили санкции. На одни виды вторсырья цены упали вдвое, на другие — в четыре раза. Юрий снова просил власть поднять тариф, чтобы предприятие могло работать не в убыток. Его не услышали.

К весне 2023 года ситуация стала критической. Новый тариф не покрывает затраты на работу завода, а власти не отвечают на обращения Юрия.

Кроме этого от «Экосити» требовали переработки того, что не прописано в договоре. Например, на предприятие привезли кладбищенские отходы — памятники и ограды. Парахин предупреждал, что бетон, гранит и чугун нельзя переработать в его станках. Его не слушали. За три дня на «Экосити» вышли из строя все барабаны.

— В облсовете меня назвали шантажистом и провокатором, мол, я специально сломал оборудование — негодяй, подонок, чуть ли не террорист, — говорит предприниматель.

На ремонт станков ушло десять суток:

– Люди падали от усталости, мы понесли дикие убытки. Но сделали все в точности, как я обещал областному прокурору: он требовал немедленно запустить оборудование, и я обязался сделать это. Сказать, что мы совершили подвиг, – это ничего не сказать. А нас обвиняют, что мы, такие сумасшедшие, специально не хотим зарабатывать, а хотим трепать всем нервы, – возмущается Юрий.

Конфликт заметил губернатор Андрей Клычков. И пригрозил: если Парахин продолжит жаловаться, он откроет другой сортировочный завод. Козырем в рукаве Клычкова стал комплекс «Экополис», строительство которого началось еще в эпоху «мусорного короля Северо-Запада» Вадима Потомского.

Конкурент за непослушание

Орловские власти уже в 2015 году забыли, что обязались не открывать заводы-конкуренты «Экосити». Недалеко от предприятия Парахина, рядом со свалкой на Итальянской, нашлось место для комплекса «Экополис». Источники издания "ОрёлТаймс" сообщали, что интересы нового предприятия мог лоббировать экс-губернатор Потомский.

«Экополис» еще в 2020 году получил разрешение на эксплуатацию, но все не работал. По словам его генерального директора Леонида Березина, этому помешали "известные обстоятельства непреодолимой силы: пандемия и субъективный фактор". Возможно, под субъективными факторами кроются судебные тяжбы. Объект строился без разрешения, а Роспотребнадзор нашел 213 нарушений закона.

В августе 2023 года «Экополис» подал документы на включение в территориальную схему обращения с отходами. Власти передали ему большую часть мусорного потока, оставив заводу Парахина только 8 тыс. тонн. Юрий прямо называет произошедшее местью за «шантаж» — то есть предупреждение, что «Экосити» может закрыться из-за нехватки денег.

Еще до прихода на рынок «Экополиса» отходы из самого крупного Заводского района области вместо предприятия Юрия Парахина поехали на маленький сортировочный завод «Экоград» в поселке Нарышкино - это 30 километров от Орла. А «хвосты», то есть мусор, который нельзя переработать, - за 100 км в другом направлении, на полигон в городе Мценске. Завод в Нарышкине принадлежит семье Блохиных-Хроменковых. Дмитрий Хроменков – бывший директор регоператора “Зеленая роща”. Владелец свалки в Мценске – друг губернатора Игорь Парциба.

Руководитель департамента ЖКХ Сергей Латынин в ответе на запрос "7х7" заявил, что отходы перенаправили по вине "Экосити". Якобы завод не выполнил свои обязательства — отсортировал только 15% мусора, а все остальное вывез на свалку.

Увеличение потока отходов вызвало в Мценске мусорные протесты. Жители публиковали посты о пожарах, гниении мусора и сильном запахе. Активисты обращались к властям и президенту, устраивали дежурства для подсчета мусоровозов.

Губернатор Андрей Клычков пообещал, что найдет новое место для отходов. И нашел — в Орле, на принадлежащей комплексу «Экополис» земле в 500 метрах от старой свалки на Итальянской. А чтобы полигон мог работать, администрация сместила на два километра границы памятника природы – балки Непрец, где растут краснокнижные растения.

Согласно проекту, площади нового полигона хватит на 11,5 лет службы. Пока зарегистрировали первый участок площадью 0,7 га. Этого, по словам активистов, хватит всего на два-три месяца.

Бюджетное украшение

С начала декабря 2023 года жители Орла жалуются в соцсетях на заваленные мусором площадки и стихийные свалки. Они не понимают, как город дошел до такого состояния, если появился еще один сортировочный завод и новый полигон.

Мотив властей открыть лояльный мусорный комплекс «Экополис» понятен — его руководство не станет жаловаться и судиться, в отличие от Юрия Парахина. Чиновникам также не нужны рекордные проценты переработки. Достаточно уложиться в целевые показатели национального проекта (в 2024 году он равен 36%).

Директор “Экополиса” Леонид Березин не смог сказать «7х7», какой объем отходов будет сортироваться, а какой – захораниваться. Председатель Общественного экологического совета Орловской области Николай Снурницын уверен, что «Экополис» сможет обрабатывать только 15% мусора, а остальное отправится на свалку. 11 января активисты “Народного контроля” засняли очередь из грузовиков на полигон “Экополиса” (видео есть в распоряжении "7х7”) и предположили, что водители сваливают мусор без сортировки.

Кроме того, новому заводу не хватает сотрудников. Он рассчитан на 250 работников. Центр занятости устраивал ярмарку вакансий, чтобы набрать персонал, но туда, по словам Березина, «пришел контингент, который не хотел устраиваться на работу, а хотел получить отметку о посещении для центра занятости". Он попросил журналиста "7х7" указать в материале, что на заводе открыты вакансии, чтобы "выполнить социальную миссию СМИ". На вопрос, как предприятие работает с активистами, Леонид ответил, что не пытается никого переубедить.

Сотрудник «Экосити» Сергей Висящев с горечью говорит о будущем своего предприятия:

– Когда мы начали строить, здесь была просто гора мусора. Мы все расчистили, поставили завод, работали здесь. Десять лет жизни – просто в мусорку.

Юрий Парахин, переживший попытки обанкротить его завод, угрозы, суды и пожары, добавил:

 – Мы пришли, дураки, хотели для общества сделать хорошее дело. Построили завод вопреки всем. Мне столько раз предлагали “занести” [взятку]. Я обращался с письмами, чтобы прекратить это, всем рассказывал, кто, когда и при каких обстоятельствах предлагал мне воровать деньги [копии писем есть в распоряжении редакции “7х7”]. Суммы – от 500 миллионов и выше.

Тем временем Орел утопает в мусоре, горы которого во дворах горожане называют "бюджетным украшением" города.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИсторииМусорОбществоОрловская область