Утром 22 мая на территорию Белгородской области со стороны Украины зашла группа военных. Ответственность за рейд взяли на себя легион «Свобода России»* и РДК (Российский добровольческий корпус). По официальным данным, пострадало шесть человек: с минно-взрывными ранениями были доставлены в больницу жители поселка Глотово Грайворонского округа, в селе Замостье женщина получила ранение в руку, двое мужчин и женщина в Грайвороне получили осколочные ранения. При эвакуации из Грайворона в автобусе умерла 82-летняя жительница.
Начальник УФСБ России по Белгородской области Александр Кулагин ввел в регионе режим контртеррористической операции. Это значит, что силовики смогут «удалять» граждан с тех или иных мест, отселять их в безопасные районы, отключать связь, законно проникать на земли и в дома граждан и совершать другие действия в рамках операции.
Что означают военные рейды на территорию РФ и насколько региональные власти справляются с ними — «7х7» рассказал военный аналитик ФБК* Ян Матвеев.
Кто и зачем вошел в Белгородскую область
По мнению Яна Матвеева, у легиона «Свобода России» сложился медийный образ: это люди из России, которые воюют на стороне Украины. Не известны их численность, состав подразделения и возможности.
— О РДК известно чуть больше. Это военное подразделение из, как декларируется, граждан России, воюющих на стороне Украины и в сотрудничестве с украинскими военными. По известным данным, в составе РДК наберется несколько десятков военных. Но это примерная оценка, — говорит эксперт.
По его мнению, подобные рейды могут проводиться для отвлечения внимания.
— Вероятно, они будут продолжаться, чтобы заставить российскую армию и силовиков еще сильнее вложиться в оборону приграничных районов. Потратить ресурсы, чтобы их не хватило для отражения удара ВСУ на фронте, — предположил эксперт.
Какая опасность грозит жителям приграничных районов
Следует опасаться не только диверсантов, реальная угроза может исходить от российской армии, считает Матвеев.
— Война уже давно пришла в Белгородскую область, а российская власть никак не может защитить мирных жителей. Не удивлюсь, если в ходе этой диверсии больше мирных людей пострадают от атак российской армии, а не действий диверсантов. Например, публиковали кадры, на которых вертолеты запускают НАРы [неуправляемые авиационные ракеты], которые летят куда попало на большой площади. Ими легко можно было задеть и жилые дома, и мирных людей, — говорит эксперт.
По мнению аналитика, региональные власти плохо контролируют происходящее и не могут скрыть информацию.
— Очень быстро появляются кадры с места событий. Ну и конечно, местные власти очень долго говорили про эвакуацию мирных жителей от границы, но мы видим, что происходит. А 10 миллиардов рублей на строительство бесполезной засечной черты потрачены.
Почему в Белгородской области ввели режим контртеррористической операции
Ян Матвеев говорит, что власти пытаются представить все происходящее не как войну, а как проникновение на территорию РФ враждебных организаций:
— Режим КТО дает определенные возможности, чтобы ФСБ и военные могли уж точно не обращать внимания на формальности, а власти — спокойно заставить местных жителей уехать.
В некоторых регионах России, как в Ярославской области, власти обновляют правила гражданской обороны на случай ЧС и военного положения. Зачем они это делают
— Я думаю, это желание чиновников показать, что они работают и [что они] молодцы. Типа вот смотрите: есть ошибки, а мы заранее готовимся, чтобы их не допускать. Обычная чиновничья ретивость, — предполагает Ян Матвеев.
* В материале упомянуты организации, признанные террористическими, их деятельность запрещена в РФ.