Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. «Выявляем — сохраняем — оживляем». Как градозащитники собираются остановить «историко-архитектурные преступления» в рязанском Сапожке

«Выявляем — сохраняем — оживляем». Как градозащитники собираются остановить «историко-архитектурные преступления» в рязанском Сапожке

Екатерина Вулих, фото автора
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Родительский дом первой леди Монголии Анастасии Цеденбал, дом коневодов, десятки других старинных домов в рабочем поселке Сапожок могут потерять исторический облик или разрушиться, если их вовремя не отреставрировать. Некоторые из исторических построек уже уничтожены. Руководители регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) придумали, как дать вторую жизнь уникальным зданиям, а заодно вовлечь в дело градозащиты рязанских студентов. Подробнее — в публикации «7x7».

Куда указал Ленин

Проржавевший насквозь полицейский микроавтобус, два купола Никольской церкви и скульптурный Ленин с рукой-указателем — это первые достопримечательности, которые видит попавший в Сапожок турист. Затем из-за высоких елей в небольшом сквере появляются раритетный грузовик и пожарная машина, водонапорная башня и краеведческий музей, который разместился в здании бывшего духовного училища постройки 19 века. Универмаг, ресторан и даже магазин похоронных принадлежностей — все здания на площади Ленина построены не позднее первой четверти прошлого века. В единственном современном объекте среди строений в стиле сталинского ампира разместилась красно-зеленая «Пятерочка».

 
 
 

Если пройти по улице Советской, на которую указывает Владимир Ильич, или по боковой улице Гусева, можно обнаружить десятки построенных в разное время уникальных зданий. Одни разваливаются, другие находятся в приличном состоянии, потому что используются под магазины или другие нужды. Они не заброшены.

В 400-летнем Сапожке выявлено всего пять памятников архитектуры регионального значения. Даже не профессиональному историку или архитектору кажется, что их в рабочем поселке гораздо больше.

«Дом без хозяина — сирота»

Больше 40 человек — студенты истфака Рязанского госуниверситета и будущие архитекторы регионального филиала московского политеха с преподавателями отправились 17 апреля в архитектурную экспедицию. Одним из первых попавшихся на пути зданий оказался дом №39 по улице Гусева. С лестничными бордюрами необычной формы, большими окнами и балкончиком над подъездным козырьком, он был построен в послевоенное время. В нем было общежитие для работников Райпромкомбината, сейчас остались жить три пенсионерки. Одна из них пожаловалась: жильцы всегда делали текущий ремонт за свой счет, государство не помогало и не один год обещало расселить жильцов.

— Полы проваливаются, потолки обваливаются, дом уже с каких пор аварийный. Сказали, что будут расселять то в 23-м [2023] году, теперь в 25-м [2025]. А сначала говорили, что в 20-м. Но я не доживу до расселения, мне уже 80. Так и останусь в этой конуре, — уверена одна из пенсионерок.

 

Еще одно наполовину разрушенное здание по этой улице — дом коневода. От сноса его спас экс-мэр Сапожка, активный пенсионер Владимир Горохов. В 2009 году он продал здание коммерсанту с условием его использования и ремонта, заодно пополнил бюджет муниципалитета. Но очень скоро Горохов лишился поста. Деньги с процентами вернули предпринимателю, новый глава Виктор Боярченков решил снести здание. Горохов снова встал на защиту дома.

Чтобы эти и другие здания не развалились окончательно, рязанские градозащитники Андрей Петруцкий и Игорь Кочетков разработали проект «Выявляем – Сохраняем – Оживляем» и выиграли президентский грант на его реализацию.

— Дом без хозяина — сирота, у каждого дома должен быть хозяин, который будет его любить и беречь, и чтобы ему было выгодно это делать. Для этого необходимо проинформировать как можно больше людей о возможности использования уникальных объектов под магазины, офисы, для какой-то иной коммерческой деятельности. Также необходимо показать молодежи, что старые здания — это круто и важно, что это не просто заброшенные развалины, — описал Кочетков цель проекта.

 
 
 

Архитектура и плотность застройки рабочего поселка разительно отличается от построенных вплотную друг к другу городских высоток. В Сапожке над домами видно небо, нет высоких сплошных заборов и автомобильных пробок. Студенты признались, что получили в поездке массу впечатлений, и согласились с градозащитниками и преподавателями: одно дело — изучать теорию в аудитории, совсем другое — увидеть уникальные строения в реальности, потрогать старинные кирпичи и попытаться собрать факты об их прошлом.

«Статуса исторического поселения бояться не надо»

Члены экспедиции отобрали чуть больше 30 домов, представляющих интерес в историко-архитектурном аспекте. Дальнейшую работу они будут проводить дома.

Архитектурная экспедиция поможет приблизить оформление статуса исторического поселения рабочему поселку. По словам Кочеткова, этот статус защитит здания, формирующие исторический облик города, руководитель администрации не сможет «дать отмашку» на снос дома. Это лучшее решение для исторического облика и для жителей Сапожка.

— Когда дом включают в реестр объектов исторического или архитектурного наследия, сохраняется один дом. Когда населенный пункт становится историческим поселением, сохраняется вся историческая среда. В историческом поселении любой дом, который формирует историческую среду, можно подремонтировать, подкрасить, даже сделать пристройку со стороны двора без привлечения лицензионной организации. То есть, режим исторического поселения гораздо мягче правил использования здания со статусом объекта культурного наследия, его не надо бояться, — пояснил Кочетков.

Игорь Кочетков

Игорь Кочетков

Больше трех лет назад рязанские градозащитники подали региональным властям идею присвоить статус исторических поселений четырем населенным пунктам: поселку Елатьма в Касимовском районе, селу Ижевское Спасского района, городу Спас-Клепики и рабочему поселку Сапожок. Архитектурные экспедиции ВООПИиК уже побывали в Елатьме и Спас-Клепиках. Вся работа по сбору и обработке информации должна завершиться в июне этого года.

— А главной целью такой работы мы считаем возможность в рамках президентского гранта вовлечь в работу градозащиты молодежь. Студенты должны быть уверены в том, что они могут участвовать в жизни области, могут что-то изменить в лучшую сторону. Иначе наша работа не будет иметь смысла, уйдем мы — «уйдет» и все историческое наследие, — заключил Кочетков.


 Сапожок — рабочий поселок в 150 км от Рязани с населением в 3 тыс. человек. В 2020 году ему исполнилось 415 лет.

Рязанское отделение ВООПИиК за последние годы помогло отстоять от дальнейшей застройки есенинские места, спасли от разрушения усадьбу Нарышкиных в Шацком районе, помогли сохранить каменные тумбы, которые в начале прошлого века служили бордюром.

.

Материалы по теме
Мнение
30 октября
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Когда оператор ТКО наладит свою работу в Тамбове?
Мнение
27 ноября
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Конституция депутатам не указ?
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ГлубинкаГрадозащитаИсторияМолодежьРязанская областьСобытия