В Арбитражном суде Рязанской области 19 ноября состоялось очередное заседание по иску местной епархии к администрации города. РПЦ требует отдать ей здание школы №6 в Рязани, потому что до революции там было общежитие духовной семинарии. Это далеко не первый случай, когда епархии в регионах России пытаются забрать помещения у учреждений образования или здания, где дети занимаются в кружках и секциях, и зачастую им это удается. Чем это мотивируют священнослужители, что им отвечают местные чиновники, во что превращаются здания после передачи их церкви и как реагируют местные епархии, если их не отдают, - в обзоре «7x7» на примерах из Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Вологодской областей.
Как в рязанской митрополии сравнили школьников с гастарбайтерами
Двухэтажное каменное здание школы №6 на улице Семинарской, 6 в Рязани было построено в 1812–1826 годах. Это одно из немногих зданий XIX века в стиле классицизма, сохранившихся в городе. В нем размещалось общежитие духовной семинарии. В 1947 году здание передали общеобразовательной школе, с 1959 года она стала специализированной - для углубленного изучения французского языка.
В начале 2020 года Рязанская епархия обратилась в мэрию города и попросила отдать им это здание, так как ей нужны помещения для духовной семинарии. Администрация города передавать здание отказалась, поскольку школу, в которой учится более 500 детей в две смены, переселять некуда. Более того, представители епархии не смогли предоставить суду архивную справку, которая бы доказывала, что здание изначально имело статус религиозного значения. Иск в арбитражный суд епархия подала, чтобы оспорить отказ мэрии.
Еще до суда администрация Рязани предложила церкви два других здания взамен школы. Но епархию они не устроили из-за их аварийного состояния. Директор школы Татьяна Гречанинова в ответ на это в суде пояснила, что школе тоже нужен ремонт (в том числе кровли), которого она добивается более 10 лет. Это не остановило епархию. Возможно, дело в том, что здание с 2016 года является объектом культурного наследия регионального значения «Общежитие Духовной семинарии» и может быть отремонтировано за бюджетный счет.
Интересно, что этот статус школа получила уже после того, как Рязанская епархия заявила на нее свои права. В 2014 году представители РПЦ обратились с этим вопросом к губернатору Олегу Ковалёву. Он отказал в передаче здания, ответив: «Учить детей — есть ли еще более богоугодное дело?» Губернатор Николай Любимов в августе этого года сообщил, что «город не рассматривает передачу школы Рязанской епархии».
Во время судебного заседания 20 октября директор школы Татьяна Гречанинова сказала, что «родители готовы организовать протестное движение по поводу таких демаршей епархии». Корреспондент «7x7» не смог найти ни готовых к протестному движению, ни желающих прокомментировать ситуацию. На связь вышла только одна мама, но и она попросила об анонимности. По ее словам, родители до сих пор не говорят об этом открыто, потому что они уже привыкли к разговорам о передаче и не верят, что школу могут отдать.
— Не верится, что школу с 73-летней историей закроют, ведь нашим детям негде будет учиться: все школы в центре переполнены. Если это случится… ну будем искать другую школу. Хотя эту школу любят и дети, и родители — многие сначала сами здесь учились.
Многих рязанцев притязания церкви возмутили. В соцсети под постом об иске епархии появились комментарии: «Возвращаемся в дореволюционную неграмотную Россию?», «Осталось до конца разрушить образование и медицину», «И так церквей строят столько, сколько детских садов не строят!», «Кремль отобрали, школу теперь отбирают. Следом что, десантное училище выгонят? Оно в семинарии ведь! [раньше на территории десантного училища размещалась духовная семинария]», «Вон здание думы пусть забирают», «Скоро церквей станет больше „Пятерочек“».
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк высказал свою точку зрения 23 октября в передаче «Образ» на Рязанском епархиальном радио. Неважно, сколько лет здание принадлежало церкви, а сколько — школе, важно, что здание изначально строили для семинаристов, считает глава епархии.
— Представляете, вот вы построили, например, дом, прожили в нем три года. Оставили, например, какие-то гастарбайтеры вселились, и стали там жить, и прожили там больше трех лет, больше вас. И что?
Вы что, будете всерьез воспринимать то, что они, соответственно, должны там оставаться? Ну существует закон. Существует закон о возвращении имущества религиозного назначения. И мы просто действуем в рамках этого закона. Мы имеем на это здание полное право, — заверил слушателей митрополит.
По его мнению, «государство имеет все возможности, чтобы построить что-то новое и разместить школу в другом месте».
У жителей Рязани слова митрополита вызвали неоднозначную реакцию. Андрей Романов в комментариях к видео с этой радиопрограммой удивился, как можно сравнивать школьников с гастарбайтерами:
— В каком государстве мы живем? В образованном или с тремя классами церковно-приходской школы?
Некоторые жители в комментариях отметили, что церковь может сама построить для себя семинарию, а на строительство здания на улице Семинарской когда-то были использованы деньги прихожан.
— Недавно одна девушка крестила своего ребенка в одном из храмов Рязани. На вопрос, сколько стоит данное мероприятие, ответила мне: 2500 рублей. Каждый день люди несут деньги в храмы, - написала Татьяна Потапова.
С ней согласен пользователь Олег Ан. Он пошутил, что, следуя логике РПЦ, потомки помещиков в России могут рассчитывать на земли, постройки и несколько душ.
На заседании в Арбитражном суде 19 ноября подтвердилось, что архивной справки по истории строительства школы нет. Именно такая справка по закону может доказать религиозное назначение здания. Прения сторон в суде в итоге свелись к философскому вопросу, что является более нравственным – выгонять из школы детей или забирать здание у церкви. Следующее заседание суда состоится 18 декабря.
Вместо школы – духовная семинария
В Тамбовской области церковь тоже пыталась забрать себе здания нескольких учебных заведений, и в некоторых случаях ей это удалось.
В 2012 году по решению гордумы местной епархии отдали трехэтажное здание школы №32 в центре Тамбова (возле Казанского мужского монастыря). Сейчас там находится оборудованная современными технологиями духовная семинария. Епархия забрала школу под предлогом того, что на этом месте стояла колокольня, построенная в 1848 году и снесенная в советские годы. Дети из школы №32 перешли учиться в школу №9. На момент передачи здания на территории Казанского мужского монастыря уже была духовная семинария - тоже в трехэтажном здании. При этом учащихся в ней было мало: например, в 2019 году дипломированными священниками стали 14 выпускников.
В 2017 году Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий направил письмо губернатору Александру Никитину, в котором попросил передать в собственность Тамбовской епархии еще три учебных заведения: №№6, 7 и 8. Вот доводы, которые привел митрополит: в гимназии №7 до революции была православная гимназия имени святителя Питирима (при этом она никогда не принадлежала церкви), в школе №6 - Серафимовское духовное училище, а школа №8 находится «на соборной территории».
В гимназии №7 дети углубленно изучают французский язык. В декабре 2018 года представители РПЦ организовали сбор подписей за передачу здания им, причем написали в соцсети, что он будет проходить в управлении архитектуры и градостроительства. Для мэрии Тамбова это стало неожиданностью. Узнав об этом, родители учеников обратились к главному архитектору Александру Филатову. В управлении приняли подписи у обеих сторон, но информацию о передаче здания епархии опровергли.
Примечательно, что здание этой гимназии никогда не принадлежало церкви. Ее построил на собственные средства статский советник Михаил Попов, открыв там училище и частную гимназию.
В январе 2019 года редакция «7x7» получила ответ администрации Тамбова, в котором говорилось, что гимназию №7 и лицей №6 не будут отдавать церкви. В бывшей школе №8 на улице Лермонтовской - сейчас это второй корпус лицея №21 - тоже продолжают учиться дети.
Между тем вице-губернатор Тамбовской области Наталья Астафьева считает, что все эти три школы нужно закрыть, так как у них нет своей территории, и построить новую большую школу.
Вместо рок-музыки и танцев - духовно-просветительский центр
Летом 2017 года пензенский митрополит Серафим сказал, что «Российские железные дороги» передадут церкви здание Дворца культуры имени Дзержинского в центре Пензы. На тот момент там работали 17 творческих коллективов, в которых занимались 317 детей, 96 взрослых и 24 пенсионера. В их числе – победители всероссийских и международных конкурсов. Ежегодно в зрительном зале проходило 60–80 культурно-массовых мероприятий. Это было единственное в центре Пензы учреждение культуры с действующим зрительным залом и двумя танцевальными фойе с паркетным покрытием.
Дворец культуры работал в здании бывшей церкви Богоявления Господня. Но строила ее, как и гимназию №7 в Тамбове, не церковь. Здание возвели в конце XIX века на деньги концессионера Башмакова, прокладывавшего железную дорогу. В 1923 году его передали железнодорожникам, они перестроили его под клуб. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался Ростовский театр оперетты, зал ДК отличался великолепной акустикой.
В августе 2017 года родители детей, кто занимался в ДК, провели акцию протеста против передачи здания церкви. Они обращали внимание, что неподалеку находятся часовня и Воскресенская церковь, в которые могут ходить верующие, а мест для занятий танцами и другими видами творчества поблизости нет. Пензенский митрополит Серафим заявлял, что «мы не собираемся никого выгонять, пусть работают кружки и студии».
Церковь приняла здание Дворца культуры в апреле 2019 года. Реконструкция под храм не началась до сих пор - нет денег. Сегодня здесь работает духовно-просветительский центр. Его директор, протоиерей Алексей Ладыгин, рассказал «7х7», что часть секций и кружков сохранилась, они существуют на тех же условиях, что и раньше, платят арендную плату.
– Но некоторые ушли, потому что мы не могли себе позволить, чтобы тут занимались рок-музыкой или танцами нового порядка. Это все-таки храм. Сцена до сих пор находится там, где раньше был алтарь. Мы не против, чтобы на сцене выступали, но все должно быть в рамках приличия и без полуголых тел.
Алексей Ладыгин добавил, что "не всем нравится, когда в одном крыле здания читают молитвы, а в другом – танцуют".
Среди тех, кто ушел, – театр восточного танца «Фараон», обладатель кубка мира по Болливуд-дэнсу.
Среди тех, кто пришел, – сторонники православия. Сейчас в духовно-просветительском центре занимается детский архиерейский хор (100 человек), воскресная школа (10 человек), богословские курсы (90 человек), музыкальная епархиальная школа (15 человек). В общей сложности здесь действуют кружки и секции по 12 направлениям, в том числе бальные танцы, эстрадно-танцевальная и театральная группы. Общее количество посетителей составляет порядка 450 человек.
Вместо автотранспортного техникума – монастырь
Оптимизация системы образования привела к тому, что в маленьких городах и селах в XXI веке закрылось много техникумов и колледжей. В некоторых регионах «дополнением» к этой оптимизации стала передача зданий учебных учреждений церкви. Например, в Великом Устюге Вологодской области в 2018 году местной епархии отдали несколько зданий на улице Павла Покровского. До революции там были помещения монастыря, а с середины XX века часть зданий занял Великоустюгский автотранспортный техникум. Они использовались под мастерские - студенты работали там на станках и с машинами.
В ответе областного департамента образования, который получило в марте 2018 года вологодское издание Newsvo, говорится, что техникум якобы был признан неэффективным, поэтому его объединили с другим учебным заведением. По результатам опроса, который в 2018 году провела группа «Великий Устюг Инфо», почти 70% его участников были против реорганизации техникума.
Восстанавливать монастырь поручили иеромонаху Иоакиму из Орловской епархии. Правда, как писала газета «Устюжаночка», денег ему на это не выделили, а содержание зданий обходится в несколько сотен тысяч рублей в месяц. Как рассказали «7x7» журналисты из Великого Устюга, оплачивать отопление помогает местный бизнес. При этом деньги на возрождение монастыря РПЦ собирается получить от государства, например министерства культуры.
Местные жители к идее открыть монастырь относятся по-разному. В комментариях большинство людей против этой идеи, так как церквей и так хватает, но есть и те, кто это поддерживает. В отличие от первых, об образовании детей они ничего не пишут.
Отец Иоаким с тех пор живет там один. Он проводит литургии и молебны и публикует на своей странице в соцсети «ВКонтакте» расписание церковных служб, расчетный счет в банке и номер карты для пожертвований на деятельность монастыря.
Над текстом работали: Евгения Сибирцева, Екатерина Вулих, Надежда Шурховецкая, Евгений Малышев.