Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Тверская область
  2. «Артём ни в чем не виноват!» Кто такой Артём Важенков и зачем он поехал из Твери в Беларусь

«Артём ни в чем не виноват!» Кто такой Артём Важенков и зачем он поехал из Твери в Беларусь

Денис Стрелков, Владимир Федулов, Евгения Сибирцева, Олег Григоренко
Артём Важенков в Твери
Скриншот видео из группы «Команда V» в Telegram
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Тверской активист движения «Открытая Россия» Артём Важенков с 11 августа находится в СИЗО в Минске. Белорусские власти обвинили его в участии в массовых беспорядках, хотя он приехал в Минск для наблюдения за ходом президентских выборов. «7x7» рассказывает историю Артёма Важенкова, человека, который верит в то, что даже нечестные выборы – это шанс сделать шаг в сторону демократии.

Поездка в Беларусь

– «Организаторы» беспорядков уж точно не принимают решения о поездке в последний момент, – рассказал корреспонденту «7x7» координатор штаба политика Алексея Навального в Твери Андрей Прокудин, общавшийся с Артёмом Важенковым накануне его отъезда в Беларусь в начале августа.

По его словам, активист сомневался, стоит ли ехать в соседнюю страну, где накануне выборов было неспокойно. Два конкурента бессменного президента Александра Лукашенко — блогер Сергей Тихановский и банкир Виктор Бабарико — в течение лета оказались в тюрьме, а третий – предприниматель Валерий Цепкало — уехал из страны сначала в Россию, а затем в Украину.

Но для Важенкова, который регулярно участвовал в выборных кампаниях как наблюдатель – и в родной Тверской области (в 2013 году он создал региональное отделение движения "Голос"), и в соседних регионах, и даже на президентских выборах 2016 года в США и на парламентских в Чешской Республике в 2017 году, – желание увидеть белорусские выборы оказалось сильнее. Получить официальную аккредитацию ему и его коллеге по «Открытой России» из Саранска Игорю Рогову не удалось. Им пришлось следить за процессом голосования так же, как и сотням белорусских наблюдателей – с помощью биноклей заглядывая в окна избиркомов.

«Все, что им остается, — сидеть у входа и считать, сколько людей вошло. Иногда можно посмотреть в окошко. Наше недалекое будущее», – написал он по этому поводу на своей странице в Facebook днем 9 августа – в основной день голосования.

Это была его предпоследняя общедоступная публикация в Facebook до исчезновения. Спустя 11 минут он добавил: «В общем, связь в Беларуси все хуже и хуже. Твиттер и Facebook подвисают. Более-менее пока работает Telegram. Если что, читайте меня тут @teamVictory69». С тех пор в его социальных сетях тихо.

Сразу после окончания голосования белорусское телевидение объявило данные «официального» экзитпола – Александр Лукашенко набрал почти 80% голосов, его соперница, жена арестованного Сергея Тихановского Светлана, собиравшая накануне выборов многотысячные митинги, – около 7% голосов.

В Минске начались акции протеста, которые продолжаются до сих пор. Их участники требуют честного подсчета голосов и утверждают, что Александр Лукашенко проиграл в первом туре голосования 9 августа. В ответ белорусские власти применили силу – протестующих избивали резиновыми дубинками, в толпу стреляли резиновыми пулями, швыряли светошумовые гранаты. В ночь на 10 августа Важенков и Рогов перестали отвечать на телефонные звонки.

Утром 11 августа на звонок Артёму Важенкову ответил неизвестный мужчина. Поначалу он пытался выдать себя за Важенкова и отвечал на вопросы звонящего от имени активиста, сообщила пресс-служба «Открытой России». Потом, когда звонивший узнал, что в телефоне звучит голос другого человека, и спросил, с кем он разговаривает, неизвестный ответил, что он «просто друг», а «ребят взяли». Вскоре белорусское государственное информагентство «БелТА» опубликовало видео, на котором были и избитые российские наблюдатели.

— Россия, город Тверь. Отдыхал, с туристической целью приехал в Минск, – представился на нем Артём Важенков.

Выбор в пользу выборов

«Мы можем и должны участвовать в выборах. Да, сейчас выборы не являются механизмом ротации власти, но мы можем использовать этот механизм как рупор, как образовательный/подготовительный проект для наших активистов. А как показали муниципальные выборы, мы можем побеждать!» – писал Артём Важенков в своем блоге в 2017 году.

К тому времени он уже получил известность в регионе как гражданский активист, успел побыть членом городской общественной палаты. По словам координатора тверского штаба Навального Андрея Прокудина, Артём Важенков не просто интересовался выборами, он хотел, чтобы жители Твери тоже ценили свое право участвовать в голосовании и умели защищать свои решения.

– Он лично подготовил десятки, если не сотни наблюдателей, которые так же, как и он, хотят очень простой вещи: соблюдения законных процедур и честного отражения воли избирателей. Единственные, кто этим недовольны, — это непрофессиональные и/или нечестные члены комиссий и чиновники, – рассказал Андрей Прокудин.

Как активного участника наблюдения за голосованием запомнил Артёма Важенкова и журналист «Новой газеты» Илья Азар. После исчезновения тверского активиста он написал на своей странице в Facebook:

— В 2018 году я приезжал на выборы губернатора Владимирской области, на которых он был наблюдателем, ездил в мобильной группе по проблемным участкам и взял меня с собой. В Минск он тоже приехал посмотреть за тем, как тут выборы происходят (любопытство — это нормально), но его задержали, как и тысячи других людей, в том числе российских журналистов, просто за то, что они посмели выйти на улицу.

В 2012 году Артём Важенков, лидер общественного объединения «Тверской гражданский союз» и зампред регионального отделения партии «Яблоко», участвовал в выборах в Тверскую городскую думу в качестве кандидата. В одномандатном округе он набрал лишь 283 голоса, заняв седьмое место. В 2015 году «Яблоко» снова выдвинуло Важенкова на выборах – в Совет депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района, но он выбыл из борьбы до начала голосования.

По словам тверского журналиста Максима Новикова, независимым кандидатам в регионе традиционно мешал административный ресурс.

– Мы участвовали в выборах, он избирался от партии «Яблоко», а я часто был самовыдвиженцем либо шел от другой партии. Артёму не удалось никуда избраться, потому что был сильный административный ресурс, но он пытался, скажем так, с разным успехом.

От таможни до «Последнего адреса»

«Все-таки нарастает в обществе запрос на перемены. То тут, то там появляются разные группы людей, которые готовы что-то делать. Причем люди самые разные, от студентов-первокурсников до университетской интеллигенции. Совершенно разные предложения, от надписей на асфальте до серьезных просветительских проектов. Сложно сказать, чем это закончится, но тенденция эта очевидна, и это хорошо», – написал Артём Важенков в своем блоге в октябре 2018 года.

Его студенческая жизнь прошла в Тверском госуниверситете на факультете управления и социологии, который он окончил по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2003–2004 году работал инспектором на Тверской таможне, а затем ушел в бизнес. Фирмы, которыми руководил Важенков, занимались юридическим сопровождением деятельности предприятий.

В начале 2010-х годов Артём Важенков возглавил общественную организацию «Тверской гражданский союз». Первой акцией этого объединения стал пикет «Государству нужны дети? Детям нужны детсады!», который прошел 1 июня 2012 года на площади Ленина в центре города. Его участники потребовали от местных властей решить проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях.

– Артём много лет занимается общественной деятельностью, помогает людям бороться за места в детских садах, не допускать вырубки деревьев ради строительства очередного торгового центра, – запомнил акцию 2012 года  и координатор штаба политика Алексея Навального в Твери Андрей Прокудин.

Хотя Артём Важенков и не стал депутатом Тверской городской думы, в том же 2012 году он вошел в городскую общественную палату. На ее странице на сайте местного парламента оппозиционный активист упоминается дважды: в 2014 году он провел эксперимент, проехав по улицам Твери в инвалидном кресле, а в 2015-м – выступил за независимость муниципального избиркома от городских властей.

Тверская журналистка Екатерина Смирнова рассказала, что общественная деятельность Важенкова не ограничивалась этими заявлениями:

- Он помогал лично мне, когда рядом с соседним домом начали строить торговый центр, прямо под окнами у людей собирались разместить парковку магазина вместо маленькой рощи. Тогда Артём помог нам юристом, обращение в суд выиграло время, в итоге жители смогли достучаться до чиновников и отменить стройку. Он часто помогал незаконно задержанным людям в Твери, которые участвовали в мирных митингах или устраивали одиночные пикеты. Совсем недавно, во время карантина, помогал семьям в сложных ситуациях, возил компьютеры детям, чтобы те могли делать уроки.

Помогают Артёму Важенкову его единомышленники по активистскому сообществу «Команда V», которое он создал в 2019 году. В группе объединения в соцсети «ВКонтакте» публикуются посты, которые касаются разных сфер жизни горожан — благоустройства, общественного транспорта, здравоохранения, политики и других.

А в 2015 году с помощью Артёма Важенкова Тверь присоединилась к проекту «Последний адрес» – всероссийской инициативе по увековечению памяти жертв политических репрессий и государственного произвола. Первый памятный знак появился на бульваре Радищева – по последнему адресу Дмитрия Данилова, кредитного инспектора Кесовогорского райотдела госбанка, арестованного в июле и расстрелянного в ноябре 1937 года.

— Именно вместе с Артёмом мы еще осенью 2015 года установили единственный в Твери знак «Последнего адреса» в самом центре города, на бульваре Радищева. Потом его сняли специальным распоряжением городской администрации, и Артём год за годом продолжал тяжбу, требуя его восстановить. В последнее время он был одним из тех, кто особенно активно протестовал против отвратительного решения тверских властей (от которого они теперь хором отказываются) — уничтожить памятные доски там, где НКВД устраивал массовые расстрелы советских и польских граждан, – написал 11 августа 2020 года в Facebook автор идеи «Последнего адреса», журналист и издатель Сергей Пархоменко.

С мая 2020 года Артём добивается и возвращения на здание Тверского медуниверситета мемориальных табличек в память о репрессированных советских гражданах и расстрелянных в 1940 году польских военнопленных. Они были установлены в 1991 году по решению городских властей. Летом 2019 года областное отделение партии «Коммунисты России» обратилось в администрацию Твери с просьбой демонтировать обе таблички. В итоге 7 мая обе таблички сняли. Демонтаж осудили правозащитное общество «Мемориал», Совет по правам человека при президенте РФ, более 70 научных сотрудников РАН и Федерация катынских семей.

В 2018 году Артём Важенков создал петицию за сохранение граффити с Солженицыным на фасаде многоэтажного дома в Твери. Однако в июле 2020 года его закрасили активисты партии «РОТ-Фронт». Рисунок с писателем разместили на другом доме, поверх граффити художника Михаила Дремина.

«Освободите Артёма!»

– Артёма Важенкова [белорусские власти] должны немедленно отпустить, все обвинения абсолютно абсурдны. Он спокойный и уравновешенный человек, Артём не стал бы участвовать в беспорядках. Артём – добрый парень, он всегда помогает, чем может. Надеюсь, что в ближайшее время Артёма освободят, – сказала в беседе с журналистом «7x7» тверская журналистка Екатерина Смирнова.

Она считает, что участие Важенкова в беспорядках немыслимо. По ее словам, ему просто было интересно, как проходят выборы в разных странах, а познакомились они с Важенковым, когда он давал ей интервью о видах махинаций на выборах.

– Артём ни в чем не виноват кроме того, что оказался в месте, где у силовиков просто сорвало башню, они не просто стреляют по мирным людям гранатами, газом и пулями, они охотятся: бегают за детьми по дворам и подъездам, фигачат пойманных дубинками вшестером, стреляют по машинам и по балконам. Я такого нигде не видел! – написал московский журналист Илья Азар в посте под заголовком «Освободите Артёма Важенкова».

Координатор тверского штаба Навального Андрей Прокудин надеется, что российские власти защитят Важенкова, несмотря на идейные разногласия с активистом «Открытой России».

– Я надеюсь, сомнения относительно наших властей не оправдаются и они не оставят Артёма со скрытой злорадной улыбкой. Известно, какие отношения у российских властей с оппозицией, но, сколько бы ни было взаимных претензий внутри страны, государство должно защищать своих граждан - это вопрос национального престижа, – сказал Андрей Прокудин в беседе с «7x7».

Вину в участии в массовых беспорядках в Минске Артём Важенков не признал. Сопредседатель совета движения «Голос - за честные выборы» Роман Удот написал вечером 13 августа в Facebook, что в минском СИЗО прошел повторный допрос Важенкова и первый, на который допустили его адвоката: «Артём сильно избит. Вся одежда порвана. Сейчас мы пытаемся передать ему вещи. У белорусских силовиков есть еще двое суток, чтобы определиться с мерой пресечения. Сегодня Артём от дачи показаний отказался. И что самое важное, вину не признал. Он приехал в Беларусь наблюдать за выборами и не участвовал в протестах. В субботу мы проведем по всей стране акции в поддержку Артёма. Очень прошу помочь распространить эту информацию и постоянно напоминать МИДу об их долге — вытащить гражданина России из застенков, куда его бросили буквально ни за что. Буду благодарен всем, кто выйдет в пикет, напишет комментарий в соцсетях МИДа или Марии Захаровой или просто поделится этим сообщением».

 

 

* В материале упомянута организация Штаб Навального, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
2 октября
Виталий Аверин
Виталий Аверин
Близкие соратники Навального промотали весь заработанный им репутационный капитал за полгода
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Все
14 авг 2020 16:48

Беспорядки устроил сам пересидент в президенты выведя силовиков для запугивания людей. Он первый и должен получить срок за фальсификацию выборов.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВыборыОткрытая РоссияПротесты в БеларусиРепрессииСвобода слова