Народные дружинники и казаки начнут помогать полиции контролировать соблюдение режима самоизоляции. Об этом рязанская администрация сообщила на своем сайте 15 апреля. Обсуждая тему в соцсетях, рязанцы поинтересовались, какими полномочиями будут наделены дружинники, дадут ли им право проверять документы и как они смогут противостоять распространению пандемии. О требованиях к добровольцам и «жутких выходных» казаков — в обзоре «7x7».
Режим повышенной готовности в связи с распространением коронавируса в Рязанской области действует с 28 марта. В соответствии с распоряжением губернатора Николая Любимова, прибывшие из зарубежных стран обязаны сообщить об этом на горячую линию, руководству предприятия и самоизолироваться на 14 дней. С 30 марта введен режим самоизоляции для людей старше 65 лет. С 28 марта приостановили работу кафе, салоны красоты, детские комнаты в торгово-развлекательных центрах, сауны и бассейны.
За нарушение режима изоляции рязанцев пока штрафуют редко. В большинстве случаев сначала им выдают уведомление с предупреждением о том, что при повторном нарушении будет назначен штраф. Для граждан он составляет от 500 до 1000 руб. Первые штрафы рязанская полиция выписала 10 апреля.
«У дружинников особый иммунитет к коронавирусу?»
В объявлении на сайте мэрии говорится, что контроль за самоизоляцией граждан будет усилен с привлечением отряда народной дружины города и «активных горожан».
Пользователи соцсетей задались вопросами: стоит ли выпускать на улицы города дополнительные группы рязанцев, если там и так достаточно народа? Какие будут полномочия у дружинников? Насторожил и сам по себе факт привлечения граждан к работе правоохранительных органов. «Самосознание, милосердие и сострадание должно быть девизом настоящего исторического момента!» — высказалась жительница Рязанской области в местном сообществе «ВКонтакте».
Рязанцы заметили, что патрулей полиции и ДПС достаточно для выявления нарушителей режима самоизоляции, особенно в ситуации, когда непонятно, для чего она существует: большинство людей, по их мнению, ходят по улицам, ездят в общественном транспорте или посещают поликлиники по уважительным причинам.
О демонстрации в соцсетях и на ТВ роликов с показом «отлова нарушителей» полицией высказался и журналист из Рязани Сергей Ежов. Он сравнил такие показы со средневековой публичной казнью, в которой вина наказуемого неочевидна.
«Смотрю выпускаемые полицией ролики про отлов нарушителей „режима самоизоляции“. И думаю: „Что ж вы, глупцы, делаете?“ Лица людей светите, выехавших на авто по каким-то своим делам. И ведь нет в этих видео никакого общественного интереса. Мы не можем по ним оценить степень вины нарушителя. Показывают просто, как человек в форме составляет на какого-то бедолагу протокол, — констатировал Ежов на своей странице в Facebook. — Но, знаете, у публичных казней были и побочные эффекты. Они зачастую приводили к сочувствию публики по отношению к преступнику и отвращали народ от властей. В глазах людей власти сами становились преступниками».
«Для просвещения, а не устрашения»
Для чего придумано новшество с народным патрулем, на какие действия имеют право дружинники и казаки, «7x7» рассказали в соответствующих ведомствах. По словам замначальника отдела по работе с общественными проектами и развитию самоуправления мэрии Натальи Шалдаевой, народный патруль должен будет выполнять просветительскую, а не «устрашающую» работу. Например, они будут раздавать листовки-памятки с телефонами горячих линий, по которым можно позвонить в случае возникновения вопросов и любых нужд.
— Пожилой человек идет в магазин — зачем он сам туда идет? Может быть, не знает о волонтерах, которых можно вызвать для покупки продуктов. Может быть, думает, что это платная услуга. Добровольцы разъяснят последовательность действий и еще раз попросят не выходить лишний раз из дома, — прокомментировала Шалдаева.
В Рязани с 2014 года уже сформирована народная дружина, которая помогает полиции во время проведения массовых мероприятий. Многие записались в добровольцы в бригады по выявлению нарушителей самоизоляции из их числа. Но пожелали участвовать в рейдах и волонтеры других направлений. По словам Шалдаевой, она подолгу разговаривает с претендентами в дружинники и пока звонили только люди серьезные и ответственные. К примеру, у одного мужчины уже есть опыт патрулирования с полицией, и он пояснил: «Очень переживаю за тех, кто не осознает опасности и выходит на улицы просто так — они могут заразиться сами и заразить других».
По словам сотрудника пресс-службы УМВД России по Рязанской области Дмитрия Макарова, дружинники будут работать не самостоятельно, а в непосредственном взаимодействии с полицейскими, и при необходимости выполнять их поручения.
— К примеру, полицейские пойдут по одной стороне улицы, дружинники — по другой, полиция по одной стороне парка, гражданские добровольцы — по другой стороне. Завидев нарушителей, сообщат об этом полицейскому патрулю. Самим им не рекомендуется спрашивать какие-либо документы у граждан, добровольцы — это дополнительная мера контроля рязанцев, нарушающих режим самоизоляции, — объяснил он.
Казаки, как сказал первый зампредседателя атамана городского казачьего общества Олег Абрамов, также «не имеют права никого винтить и устрашать — это придумки странных людей». Казачий патруль давно помогает линейному отделу полиции на железнодорожных вокзалах «Рязань-I» и «Рязань-II» — следит за порядком во время приезда поездов из стран ближнего зарубежья.
— Самая работа у нас была в первые апрельские выходные, когда москвичи и жители других регионов вспомнили о своих «родовых гнездах» в Рязанской области. Тогда к нам приехали тысячи человек [более 35 тыс. человек]. Кого-то с поезда с температурой снимали, кто-то без документов ехал — светопреставление было, мрак, — вспомнил Абрамов. — Сейчас на вокзалах стало спокойнее, и мы выйдем с патрулем в город. Присоединяйтесь к нам — мы не позволим вас обчихать.
Сейчас формируется список дружинников. Предположительно, они выйдут на дежурство с понедельника, 20 апреля.
К вечеру 16 апреля в Рязанской области выявлено 184 человека с подтвержденным и условно подтвержденным диагнозом COVID-19. Больше всего людей заболело в областном центре — 76 человек, в Заокском сельском поселении — 20 человек, в Михайлове — 17, в Скопинском районе — 12 заболевших.