В Республике Коми более 200 зараженных коронавирусной инфекцией. По этому показателю регион почти две недели занимал четвертое место после Москвы, Московской области и Петербурга и только 13 апреля опустился на шестое место. Все началось с одной из городских больниц, где выявили сразу несколько человек с вирусом. Интернет-журнал «7х7» попытался выяснить у экспертов, врачей и пациентов, почему это произошло и можно ли было этого избежать.
Испытание коронавирусом
7 апреля количество зараженных коронавирусной инфекцией в Коми перевалило за сотню. Власти подтвердили смерть трех человек. В этот день из Сыктывкара уехала ярославский политтехнолог Полина (имя изменено). «Ох уж эти ваши вирусы, внесли свои коррективы… Спасибо этому городу за ощущение счастья», — написала она на прощание в своем Instagram.
Полина должна была работать на команду главы Коми Сергея Гапликова во время предвыборной кампании в Госсовет региона. Когда она приехала в Сыктывкар в середине марта, республика была обычным регионом: большим (вторым по размеру к западу от Уральских гор после Архангельской области), но малонаселенным — всего 820 с небольшим тыс. жителей (меньше, чем в одном Саратове, но чуть больше, чем в Тюмени). Выборы в парламент Коми должны были состояться 13 сентября 2020 года, и планировалось, что основными вопросами кампании будут противостояние по поводу строительства мусорного полигона на Шиесе в соседней Архангельской области, отток молодых людей в более «сытые» и развитые южные регионы и неизбывная российская «социалка»: пособия, льготы, места в школах и детсадах.
У Сергея Гапликова, который приехал в Коми в 2015 году из Москвы, были тлеющий конфликт с местной «Единой Россией», непонимание с общественниками и невнятный имидж варяга, который не сумел ни побороть местные элиты, ни подружиться с ними. Ничего такого, с чем не смог бы справиться опытный политтехнолог за полгода.
Но совсем скоро Полине стало ясно, что главной проблемой, которая волнует жителей республики, стало здравоохранение. Оптимизация больниц в регионе оказалась настолько «успешной», что всего за полторы недели коронавирусная инфекция захватила медицинские учреждения в Сыктывкаре и отдаленных Ухте и Емве. Эффект домино обрушил все политические расклады. 2 апреля, через несколько минут после второго обращения президента Владимира Путина к нации, Сергей Гапликов объявил о своей отставке.
Пришедший ему на смену бывший глава Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба сразу уволил министра здравоохранения Коми Дмитрия Березина. Думать о выборах исполняющему обязанности главы Коми, очевидно, доведется нескоро.
Спасать Полине было уже некого. Ее полугодовая командировка завершилась, не успев начаться. Через неделю после ее отъезда количество зараженных в Коми удвоилось — 13 апреля оперативный штаб отчитался о 208 случаях заражения коронавирусом.
Ложная готовность
Бывший министр здравоохранения Коми Дмитрий Березин в конце февраля 2020 года работал в своем привычном графике: проводил совещания, ездил в больницы и встречался с врачами. Когда в Италии и Испании уже бушевал коронавирус, а количество заболевших в России еще измерялось сотнями, он опубликовал в своем профиле в Instagram пост о том, что в крупных городах Коми — Сыктывкаре, Усинске и Воркуте — прошли учения персонала на случай возникновения вспышки COVID-19. «В целом готовы», — заключил экс-чиновник.
Первая запись о том, что в Коми поставлен первый диагноз «коронавирусная инфекция», появилась на официальном портале главы Коми меньше чем через месяц — 24 марта. В ней говорилось о том, что мужчина, который вернулся из Ирана, «был передан ответственным службам» и лечился в республиканской инфекционной больнице. «Сегодня мы получили второй подряд отрицательный результат и готовим его к выписке», — прокомментировал этот случай Березин. Вечером того же дня в социальных сетях появились многочисленные записи о том, что вспышка коронавирусной инфекции произошла в больнице Эжвинского района — района, который входит в городскую черту и находится всего в 18 км от центральной площади столицы Коми.
Следующим утром Дмитрий Березин подтвердил эту информацию в телефонной беседе с корреспондентом «7х7». По его данным, COVID-19 подтвердился у шести человек, в том числе у врача. Через полчаса пресс-служба главы Коми опровергла эту информацию официальным релизом: окончательный диагноз пока не поставлен, пять человек переведены в республиканскую инфекционную больницу, а в медучреждении введен карантин.
Нулевой пациент
Следующие несколько дней, когда количество зараженных коронавирусной инфекцией пациентов Эжвинской больницы росло, пользователи соцсетей все чаще задавали два вопроса: кто был нулевым пациентом и сделали ли региональные власти все, чтобы не допустить распространения COVID-19.
«Новая газета» предположила, что источником распространения вируса мог быть один из врачей. Чуть больше месяца назад он вернулся из-за границы, а позже встречался с дочерью, которая также недавно приехала из-за рубежа. Интернет-журнал связался с дочерью врача, она убеждена, что ее отец ни при чем:
— Моему папе стало плохо на работе 16 марта. Он в этот же день ушел домой, даже не доработал. Вызвал врача, и ему сразу дали больничный.
По словам девушки, она встречалась с отцом две недели назад, но ни у нее, ни у ее ближайших друзей не было никаких симптомов. Девушка заверила, что три ее теста на коронавирус оказались отрицательными.
26 марта Дмитрий Березин сделал заявление, что нулевым пациентом был житель Петербурга, который приехал в Сыктывкар к своим родным и на тот момент не знал, что болен. Но даже после объяснения Березина пользователи соцсетей продолжали сомневаться. 1 апреля Следственный комитет начал проверку в связи с массовым распространением вируса.
Врач Воркутинской городской больницы, который попросил не называть своего имени, сформулировал несколько вопросов, которые бы помогли найти ответы:
- у кого первого появились симптомы — у пациентов или врачей;
- кто и когда взял первые анализы на коронавирус;
- обследовались ли сотрудники больницы перед работой;
- были ли у них в нужном объеме средства индивидуальной защиты;
- были ли своевременно проведены противоэпидемические мероприятия и насколько хорошо их контролировали Роспотребнадзор и Минздрав Коми.
Новые очаги
Врач-инфекционист из Сыктывкара, который согласился пообщаться с журналистом «7х7» на условиях анонимности, предположил, что карантин в Эжвинской больнице был введен с опозданием как минимум на неделю.
Во второй половине марта Министерство здравоохранения России издало приказ и несколько дополнений к нему о профилактике в медучреждениях и снижении рисков распространения новой коронавирусной инфекции. В нем описываются все меры предосторожности, которые должны соблюдать врачи — даже то, что у врачей должно быть не менее 20 масок, если они оказывают помощь на дому пациенту, у которого подтвержден COVID-19.
Чиновники внесли несколько изменений в документ, некоторые из них — о том, как должны действовать врачи, если у пациента в больнице положительный тест на коронавирус:
- изолировать пациента по месту выявления, прекратить прием пациентов, закрыть кабинет/палату, окна и двери;
- прекратить сообщения между кабинетами/палатами и этажами медицинских организаций;
- выставить посты у кабинета/палаты, в котором выявлен пациент, у входа в медицинскую организацию, на этажах зданий;
- запретить вынос вещей из кабинета/палаты;
- запретить передачу историй болезни в стационар до проведения заключительной дезинфекции.
Так должны действовать в любой больнице России.
Примерно через 10 дней пациенты с коронавирусной инфекцией были выявлены еще в пяти больницах Коми в разных городах и селах. Есть несколько версий, как это произошло. Одна из них — это контакт с зараженным человеком, у которого не было никаких симптомов. Другая — более прозаичная. Некоторые люди лечились в одной из больниц Сыктывкара, где были пациенты с коронавирусом, они возвращались к себе домой, например в Ухту или Евму, где через несколько дней им становилось хуже.
По тому же приказу Минздрава человек не может покинуть больницу без двух отрицательных тестов на коронавирус. Были ли проведены эти тесты и насколько они точны, пока не известно. О том, что необходима двойная проверка, говорил и министр Березин, комментируя первый случай заражения в регионе. Коми республиканская больница прекратила выписку пациентов без двух отрицательных тестов на COVID-19 только 7 апреля.
— Надо взять пробы у людей и отправить их на карантин. Но могло быть так, что больные были выписаны и не обследованы. Везде говорилось про наблюдение и самоизоляцию [бывших пациентов], но мы с вами понимаем, что эти требования выполняло небольшое количество людей. В конечном итоге мы получили распространение коронавируса уже и через пациентов, — рассказал врач-инфекционист из Сыктывкара.
2 апреля глава Коми Сергей Гапликов ушел в отставку. На то время в Коми COVID-19 заразились более 50 человек, двое из них скончались. Врио главы региона стал заместитель министра здравоохранения России Владимир Уйба.
Только хорошие новости
Чиновники после 25 марта перестали комментировать ситуацию по телефону. Даже в государственном информационном агентстве «Комиинформ» не вышло ни одной новости с высказываниями, которые бы отличались от того, что было в официальных пресс-релизах. Одна из возможных причин в том, что негативные новости о регионе плохо отражались на рейтинге экс-руководителя Коми Сергея Гапликова.
Все общение руководства региона с жителями ограничивалось сводками на официальном портале правительства республики. Эта тактика практически не изменилась и после отставки Гапликова и назначения врио главы Коми Уйбы. Новый руководитель ввел лишь одно новшество — стал каждый день записывать видеоотчет о проделанной работе.
Редакция «7х7» неоднократно просила прокомментировать ситуацию пресс-службы различных ведомств. Получить ответы к моменту публикации статьи не удалось. Бывший министр здравоохранения Коми Дмитрий Березин перестал комментировать ситуацию по телефону, в пресс-службе его ведомства предлагали читать сайт главы Коми, где публиковалась сводка, в Роспотребнадзоре отказывались отвечать на вопросы и даже стали бросать трубку. В ответе на письменный запрос «7х7» заместитель главного санитарного врача по Коми Владимир Курбанов пояснил, что ведомство проводит служебную проверку по факту вспышки инфекции в Эжвинской больнице.
Не меньше чиновников о ситуации в Коми боялись рассказывать и врачи, эпидемиологи и пациенты больниц — даже на условиях анонимности.
О смерти первой пациентки от коронавируса еще до официальной информации сообщил в соцсетях юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак. Позже стало известно, что министр здравоохранения Коми Березин обратился в полицию и потребовал привлечь к ответственности некоторых сыктывкарцев за то, что они, по его мнению, публиковали недостоверные данные. В частности, его заинтересовал репост директора «7х7» Павла Андреева в соцсети «ВКонтакте» с комментарием: «Сидите дома. Государству доверять нельзя даже в больницах».
9 апреля, когда в Коми было уже 150 человек с подтвержденным коронавирусом, министр здравоохранения региона Дмитрий Березин подал в отставку.
«В интернете все врут»
Журналисты «7х7» обратились к пациентам и врачам с просьбой рассказать о том, в каких условиях они находятся на карантине в больницах. На просьбу откликнулись две девушки. Одна из них заверила, что лежит в Коми республиканской клинической больнице (редакция «7х7» не смогла проверить, действительно ли она находится там), другая — что знакома с врачом Эжвинской больницы. Обе согласились поговорить на условиях анонимности. В то время как в интернете один за одним появлялись обращения и комментарии пациентов больниц о неразберихе во время карантина и недостатке информации, они хвалили работу медиков. Их комментарии похожи: в интернете «все врут», и больным, и врачам хватает средств индивидуальной защиты, кормят в больницах хорошо. «7х7» приводит их слова с небольшими сокращениями.
Пациентка Коми республиканской больницы:
— В интернете очень много лжи и фигни. Особенно то, что нет перчаток и средств защиты. Всего полно, все всем обеспечены. Все отделения в больнице были обработаны, каждый день проводится дезинфекция: потолки, стены — вечером и утром. В том отделении, в котором я лежу, все двери открыты, никто никого не привязывает. Все ходят. Мы лежим в палатах по одному человеку, нам выдаются маски. Еду нам привозят в палаты. Нам говорят, чтобы мы не выходили, но прогуляться по отделению можно. Медперсонал ходит по больнице, приходит в палаты, забирает пробы для анализов, но приходит в защитной форме. Никакой паники внутри больницы нет. Бреда очень много. Чушь пишут, что 140–150 человек [под подозрением — об этом заявил врио главы Коми Уйба]. Откуда он берет такие цифры, я не знаю.
Знакомая врача Эжвинской больницы:
— Можете считать мои слова пропагандой, но я ответственно заявляю, что медики в больнице на вечер 8 апреля неплохо обеспечены. Врачи работают, потом их отвозят в обсерватор. Тут проводят все дезинфекционные мероприятия при входе-выходе. Полный костюм, очки, маска. В обсерваторе обстановка как в санатории, только убраны скатерти и телевизоры с номеров. Еда — практически шведский стол. Выбор есть. Может, выбор напитков не огромный, но им пока хватает. На данный момент пока жалоб нет. Настроение хорошее. Спросила по телефону: «Может, привезти тебе дезинфекционные средства?» Она сказала: не надо — «тут хоть залейся».
Новые меры
6 апреля врио главы республики Владимира Уйбу пригласили в программу «60 минут» на телеканале «Россия-1», где он рассказал о причинах задержки введения карантина в Эжвинской больнице. По его словам, это произошло из-за того, что врачи долго не могли получить результаты тестов.
Чтобы эта ситуация не повторилась, правительство Коми закупило новые тест-системы, которые с большой долей вероятности смогут определить, болен ли человек COVID-19 или нет. В лаборатории Роспотребнадзора в Сыктывкаре теперь смогут проводить до 450 тестов в сутки.
12 апреля в Сыктывкар привезли четыре новых аппарата искусственной вентиляции легких, всего Минздрав Коми закупил 70 устройств.
В наркологическом диспансере развернут новый обсерватор на 25 мест, а количество мест в других обсерваторах увеличено на 180.
В шести больницах Коми не хватает специалистов, которые бы могли лечить пациентов с коронавирусом. По данным на 8 апреля, открыто 20 вакансий. По этой причине в Сыктывкар прилетели врачи из Архангельска и Петербурга.
Молитва против вируса
Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим за последние две недели несколько раз становился героем публикаций СМИ. 30 марта он объехал город на автомобиле и зачитал молитву от болезней. Перед ним ехал другой батюшка, который окроплял улицы святой водой.
11 апреля Питирим раскритиковал главного санитарного врача Коми Людмилу Глушкову, которая запретила до 30 апреля мероприятия с большим количеством людей, в том числе богослужения, обряды и церемонии. В Сыктывкарской епархии назвали это постановление «антиконституционным» и сообщили, что «православная общественность» намерена судиться с Роспотребнадзором. На своей странице «ВКонтакте» Питирим написал, что если Пасху отметят в «неправильное время», то может прийти Антихрист:
«Есть пророчество: когда Пасху справят в неправильное время, взойдет Антихрист. Закрывать храмы и прекращать причастие нельзя ни под какими предлогами. Благословение всем храмам исцелять колокольным звоном. Наши предки в России так делали. Истинно название — коронавирус, возможно, не случайно, а связано с коронацией и возведением на престол Антихриста. Похоже на то, что изберут единого мирового правителя, он и будет Антихрист».
Любая религия считает власть представителем Бога на земле. Власти нужно подчиняться также, как подчиняются Богу. И тут такое заявление святейшего Питирима, что если будет нарушено празднование пасхи, то придет антихрист. В Греции власти без излишних церемоний арестовывали тех священников, кто нарушал режим изоляции. Власти Греции правильно делали. Правоохранительным органам следует четко следовать указаниям о необходимости соблюдать режим карантина и пресекать собрания верующих во время карантина. Святейший Питирим должен брать пример с Москвы, где церковные церемонии проходят он-лайн.
Ты не прав. Церковь альтернативна светской власти, и в критические моменты вступает с ней в конфликт.
Церковь-это фундамент империи и тирании паразитов.
Так было всегда со времен византийского императора Константина.
Поэтому первый РОМанов был христианским патриарх Филаретом.
Церковь это фундамент Цивилизации повсюду, где есть империи, и где их нет. Иногда церковь смещает светскую власть и берёт на себя её функции. Это альтернатива, с которой власти приходится мириться.
Вищзантийская церковь это и есть имперская власть над порабощенными народами.
Сжигание ученых и инквизиция- это мракобесие , а не цивилизация. Хотя у неВЕжд цивилизация это и есть правление мракобесов...)))