Белгородские власти не согласовали пикет экоактивистов с требованием убрать забор возле леса и озера в Нижнем Ольшанце. Вместо защитников леса в этот день на площадь в центре Белгорода вышел активист, выступивший в поддержку деятельности властей. Почему гражданским активистам не разрешили протестовать в центре города - в обзоре "7х7".
Чей забор?
Представитель УК «Сосновый бор» заявил в суде, что управляющая компания не обслуживает коттеджный поселок и не имеет отношения к строительству заборов. В суд пригласили представителей администрации Белгородского района и компании-застройщика «Лира», но они тоже ответили, что не знают, кто владелец забора длиной более 800 метров. Поскольку виновных в установке забора не нашли, суд отклонил иск Соколова.
Евгений Соколов обратился по этому поводу в прокуратуру, Министерство природных ресурсов и экологии, но и они не помогли в поисках владельцев ограждения, а прокуратура Белгородского района ответила, что доступ к воде есть, поскольку калитки во время прокурорской проверки были открыты. До проверки и после нее на калитках висели замки.
Хронически занятая площадь
Евгений Соколов после решения суда не в его пользу вместе с еще пятью защитниками леса подал заявку на проведение пикета возле областного правительства на 17 декабря 2019-го. Но мэрия отказала организаторам протестной акции в согласовании пикета у стелы на Соборной площади. Чиновники заявили, что некий Халанский К. Ю. уже согласовал акцию с другими целями в этот же день в этом же месте и с 7:30 до 21:00 будет проводить пикеты в поддержку динамического развития общественных территорий Белгородского района и города Белгорода. Евгений Соколов и его сторонники подали иск в Свердловский суд Белгорода и потребовали признать отказ мэрии незаконным. Но суд встал на сторону чиновников. Евгений Соколов снова подал заявку на пикет в том же месте на 23 декабря и получил аналогичный ответ о том, что все тот же Халанский снова успел раньше Соколова подать заявку на проведение пикета.
23 декабря правозащитник пришел к зданию облправительства, возле которого Халанский намеревался проводить пикеты с семи утра до половины десятого вечера, но никого не обнаружил и сфотографировал пустую площадь. Вскоре после размещения фото в соцсетях, в Telegram-канале «Белгород №1» появился пост с фото молодого человека, стоящего у здания областной администрации и держащего в руках небольшой лист бумаги. На нем было написано, что пикетчик выступает в поддержку динамического развития общественных территорий Белгородского района и города Белгорода.
Вся надежда только на ЕСПЧ
Правозащитник Евгений Соколов заявил "7х7", что пикеты Холанского организованы лишь с целью помешать экоактивистам.
- Каждый раз, когда я подаю заявки на пикеты и митинги возле областной администрации, мне предлагают провести акции где-нибудь на окраине, мотивируя отказ в согласовании тем, что место уже занято. Я подавал заявки на разные протестные акции, связанные не только с защитой леса. Отказы я обжаловал в суде и отправил жалобы в Европейский суд по правам человека. Я считаю, что только благодаря судам мне согласовали две массовые акции в центре: в парке Победы и возле мэрии, в том числе акцию за свободные выборы. Организаторам протестных акций вот уже много лет не дают проводить пикеты в центре Белгорода. А тут хоть какой-то результат. К сожалению, процесс этот длительный. Но ничего не поделаешь, многочисленные акции сейчас собрать сложно, так как защитники леса уже не так активны. Некоторые жаловались мне, что им угрожали уволить с работы детей и внуков. У одной из экоактивисток появились проблемы с бизнесом, которые она связывает с участием в протестных акциях. А сколько вылили грязи на защитников леса в местных СМИ! Но мы же понимаем, кто за это платит. В начале декабря я написал очередную жалобу в Генпрокуратуру и сообщил, что администрация Белгородского района и надзорные органы, включая прокуратуру района, уже почти год не могут установить собственника забора. Теперь власть имущие могут зарегистрировать якобы бесхозное ограждение как муниципальную собственность, тем самым узаконив его.
Белгородские активисты восемь лет пытаются защитить Нижнеольшанский лес от вырубки. Власти изменили статус этого соснового бора, чтобы узаконить здесь строительство коттеджей. Старожилы неоднократно рассказывали на митингах в защиту леса, что посадили его своими руками в память о воинах, погибших от рук оккупантов во время Великой Отечественной войны.
В декабре 2012 года облправительство вынесло распоряжение №681-рп «Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе» за подписью губернатора Евгения Савченко. Участок с деревьями стал землей населенного пункта. Землю администрация района продала за небольшую цену, а новый собственник перепродал ее значительно дороже.
После жалоб белгородцев облпрокуратура подала иск в Верховный суд РФ, потребовав признать незаконным распоряжение облправительства. В 2015 году этот документ суд признал незаконным, но чиновники в этом же году снова узаконили стройку: муниципальный совет Белгородского района включил землю в границы поселения.